Лекция 12. СССР в 1945–1991 гг. 1 страница

Российская Федерация в 1992 г. – начале XXI в.

Внешняя политика СССР в 1945–1953 гг.Победа над Германией и ее союзниками значительно повысила международный авторитет Советского Союза. В 1945 г. СССР имел дипломатические отношения уже с 52 государствами (в предвоенный период – всего лишь с 26). В семи странах Центральной и Восточной Европы после войны у власти оказались коммунистические режимы. На Дальнем Востоке были образованы Китайская Народная Республика (КНР) и Корейская Народно-демократическая республика (КНДР), в которых также победили коммунисты. Между СССР и этими странами были заключены договоры о дружбе и взаимопомощи. Москва оказывала странам, вставшим на путь социалистического развития, всестороннюю поддержку.

Внешнеполитическая доктрина советского государства предусматривала создание своеобразного буфера вокруг СССР из стран, освобожденных Красной Армией в ходе войны. Кроме того, фактически возрождалась идея экспорта революции, поэтому Советский Союз пытался распространить свое влияние и на другие регионы мира. Сталин стремился насадить советскую модель социализма в странах Восточной и Центральной Европы, подчинить их своему диктату. В 1947 г. на совещании представителей коммунистических партий было создано Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ), главной целью которого являлось усиление контроля СССР над коммунистическим движением. Правильной объявлялась лишь советская модель развития социализма, а все «национальные пути к социализму» осуждались.

Такая позиция вскоре привела к серьезному конфликту с Югославией, глава которой, И. Тито, отказался действовать под диктатом Сталина. Югославские коммунисты стали придерживаться «югославского варианта» социализма. В ответ на это, Коминформ в 1948 г. издал резолюцию, в которой руководство компартии Югославии обвинялось в отходе от марксистско-ленинской идеологии. Конфликт привел к полному разрыву всех отношений между СССР и Югославией.

В послевоенный период отношения вчерашних союзников по антигитлеровской коалиции складывались весьма напряженно и вскоре превратились в противостояние. В мире возникло два политических и идеологических центра притяжения – СССР и США. «Холодная война» – такое название получила политика противодействия и конфронтации, которую проводили обе стороны по отношению друг к другу в период со второй половины 40-х гг. по начало 90-х. Манифестом «холодной войны» стала речь экс-премьера Великобритании У. Черчилля «Мускулы мира», с которой он выступил в американском городке Фултон 5 марта 1946 г. В этой речи Черчилль призвал западные страны к борьбе с «экспансией тоталитарного коммунизма».

В феврале 1947 г. американский президент Г. Трумэн предложил программу конкретных мер, направленную против расширения советского влияния в Европе («Доктрина Трумэна»). Она предусматривала широкомасштабную экономическую помощь европейским странам, создание военно-политического блока под эгидой США (такой блок – НАТО – был создан в 1949 г.), развертывание сети американских военных баз на границах СССР. Предлагалось также оказывать поддержку внутренней оппозиции в странах Восточной Европы и не останавливаться перед применением вооруженных сил против СССР, если возникнет такая необходимость.

5 июля 1947 г. государственный секретарь США Дж. Маршалл озвучил программу экономической помощи странам, пострадавшим от фашистской агрессии («План Маршалла»). Она предполагала оказание помощи Европе на сумму 12 млрд. долларов для восстановления экономики, но требовала определенных политических обязательств. СССР отказался принять участие в осуществлении «Плана Маршалла» и вынудил страны «народной демократии» сделать то же самое. Стремясь укрепить свое влияние в этих странах, И. Сталин оказывал им огромную материальную помощь, что тяжелым бременем легло на экономику СССР. Благодаря военной и экономической поддержке Советского государства, к концу 1949 г. в мире возник так называемый «социалистический лагерь», противостоящий «капиталистическому лагерю». Отказавшись от «Плана Маршалла», страны Восточной Европы создали в январе 1949 г. свою международную экономическую организацию – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Несколько позже, в 1955 г., путем создания Организации Варшавского Договора (ОВД) было оформлено и военно-политическое единство социалистического лагеря.

В обстановке жесткого противостояния бывшие союзники по антигитлеровской коалиции приступили к решению «германского вопроса». В сентябре 1949 г. западные державы объявили о создании нового государства – Федеративной Республики Германии (ФРГ). В ответ на это, в советской зоне оккупации уже через месяц было создано другое государство – Германская Демократическая республика (ГДР). На две части – восточную и западную, оказался разделен и Берлин.

Таким образом, к концу 40-х гг. ХХ в. мир оказался расколотым на противостоящие друг другу военно-политические блоки, и начала функционировать биполярная модель развития международных отношений. Политика времен «холодной войны» предусматривала осуществление враждебных политических акций, гонку вооружений, силовые конфронтации. Хотя «холодная война» так и не переросла в настоящую войну, такая угроза постоянно присутствовала.

С самого начала Советскому Союзу пришлось нагонять своего заокеанского соперника по многим показателям. Наибольшую угрозу представляло собой ядерное оружие, которым располагали США. 29 августа 1949 г. на Семипалатинском полигоне в Казахстане было проведено успешное испытание первой советской атомной бомбы. Монополия США на ядерное оружие была ликвидирована.

Всю остроту международной напряженности того времени отчетливо продемонстрировал Корейский кризис. Корейский полуостров в результате Второй Мировой оказался разделенным на две части – северную, где к власти пришли коммунисты, и южную, где у власти находилось проамериканское правительство. Демаркационная линия проходила по 38 параллели. В июне 1950 г. между Севером и Югом вспыхнула война (1950–1953 гг.). Вскоре она превратилась в открытое противостояние между противоборствующими блоками. Советский Союз и Китай оказывали помощь Северной Корее, а США – Южной. Локальная война грозила перерасти в мировую. К счастью, этого не произошло, однако «корейская проблема» не получила разрешения – разделение страны стало фактом.

Советская экономика в послевоенный период. Состояние советской экономики после войны было тяжелым. Ни одна страна мира не понесла таких людских и материальных потерь, как СССР. Погибло 27 млн. советских граждан. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, свыше 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя множество заводов, фабрик, шахт; значительно сократились посевные площади. В целом Советский Союз потерял примерно треть своего национального богатства.

Перед страной стояла чрезвычайно сложная задача – за короткий срок восстановить разрушенное и как можно быстрее перевести народное хозяйство на мирные рельсы. Восстановление экономики началось еще в военные годы по мере освобождения советских территорий. Уже к концу войны в разоренных областях удалось восстановить промышленное производство на одну треть от довоенного уровня. Однако приступить к всестороннему восстановлению экономики страна смогла лишь после завершения военных действий.

Первоочередной задачей стала демобилизация армии, насчитывающей в 1945 г. 11,4 млн. чел. К 1948 г. из армии было уволено 8,5 млн. чел. Одновременно с этим отменялись указы о труде, введенные во время войны. В стране было отменено чрезвычайное положение, восстановлены восьмичасовой рабочий день и отпуска, упразднены обязательные сверхурочные работы.

18 марта 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР (1946–1950). Согласно плану, предполагалось полностью восстановить промышленность страны, а затем превзойти довоенный уровень на 48%. При этом основное внимание уделялось тяжелой промышленности и железнодорожному транспорту. Ценой огромного напряжения сил, благодаря трудовому энтузиазму советского народа, четвертый пятилетний план удалось не только выполнить, но и перевыполнить. Согласно официальным данным, промышленное производство в 1950 г. превысило довоенный уровень на 73%.

Вместе с тем, в ходе выполнения послевоенной пятилетки обнаружилось и много недостатков. Экономическое развитие шло в основном по экстенсивному пути. В отличие от тяжелой промышленности, легкая и пищевая развивались слабо и не удовлетворяли даже минимальные потребности населения. Огромной ошибкой сталинского руководства было и то, что оно не учитывало важности экономического развития центральных районов России, отдавая предпочтение Казахстану, Закавказью, Средней Азии и Прибалтике. Таким образом районы проживания русского населения обрекались на упадок, что в дальнейшем не могло не сказаться на положении всего Советского Союза.

Очень тяжело шло восстановление сельского хозяйства. Это объяснялось не только последствиями войны, но и отношением властей к деревне. Как и во времена индустриализации, шла перекачка средств из аграрного сектора в промышленный. Происходило очередное ограбление деревни. Крестьяне по-прежнему не имели паспортов, были фактически прикреплены к своим колхозам, их приусадебные хозяйства облагались натуральным налогом, а государственные закупки производились по очень низким ценам. Материальная база колхозов, МТС и совхозов, подорванная во время войны, не позволяла обеспечить подъем сельскохозяйственного производства. Такое положение дел в деревне приводило к отсутствию заинтересованности крестьян в добросовестном труде, к миграции сельского населения в города, к общему упадку сельского хозяйства.

Положение в деревне еще более ухудшилось в связи с засухой 1946 г., вызвавшей неурожай и массовый голод. Он продолжался до нового урожая, который, к счастью, оказался хорошим. Это позволило в 1947 г. отменить карточную систему на продукты питания и товары массового спроса. В том же году произошла денежная реформа, стабилизировавшая финансовое положение в стране. Началось снижение цен, однако покупательная способность населения оставалась низкой. К тому же проводились ежегодные государственные займы. Они осуществлялись принудительно и по сути являлись формой изъятия государством денег у населения.

Общественно-политическая жизнь страны. После окончания войны, осенью 1945 г., был упразднен высший орган государственной власти в стране – ГКО. В марте 1946 г. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров. Были проведены выборы в местные советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, что привело к обновлению депутатского корпуса. В октябре 1952 г., через 13 лет после последнего съезда партии, прошел XIX съезд ВКП(б), на котором было принято решение о переименовании партии в КПСС.

Все это внешне могло показаться началом демократических изменений, но на самом деле ситуация была иной. Полнота власти по-прежнему находилась в руках партийного аппарата во главе с И.В. Сталиным. В СССР ощущалось постоянное ужесточение режима, осуществлялись масштабные репрессии. Вначале репрессии обрушились на бывших военнопленных – большинство из них были отправлены в лагеря или в ссылку. Опять начались суды над «вредителями», якобы мешавшими подъему экономики и срывавшими выполнение производственных планов.

Особое опасение у И.В. Сталина вызывали военные, влияние которых в стране за годы войны усилилось. Уже в 1946 г. возникло «дело авиаторов», в результате которого были репрессированы главком ВВС А.А. Новиков, нарком авиапромышленности А.И. Шахурин, маршал С.А. Худяков и др. В 1946–1948 гг. были репрессированы многие военачальники из окружения Г.К. Жукова, а сам он был снят с руководящих постов и отправлен командовать одним из военных округов.

Обострилась борьба за власть и в окружении самого И.В. Сталина. Следствием ее стала фабрикация «ленинградского дела» против целого ряда партийных и хозяйственных работников Ленинграда. Их обвинили в создании антипартийной группы и вредительской деятельности. Всего по этому делу было арестовано около 2 тыс. человек, некоторые были расстреляны (в том числе секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Кузнецов, председатель Совета Министров РСФСР М.И. Родионов, председатель Госплана СССР, академик Н.А. Вознесенский).

Последние годы существования режима личной власти Сталина свидетельствовали о глубоком системном кризисе. Уровень жизни в городах оставался крайне низким. В еще худшем положении находилась деревня, население которой сокращалось из года в год. Балансирование на грани войны заставляло наращивать вооружения, а это, в свою очередь, не позволяло повысить уровень жизни советских людей. Постоянные идеологические кампании поддерживали в обществе атмосферу неуверенности и страха. Ни один человек не мог ощущать себя в безопасности. Атмосфера стала еще более напряженной после сообщения в январе 1953 г. о разоблачении «врачей-вредителей», которые по заданию западных разведок якобы довели до смерти А.А. Жданова и А.С. Щербакова и готовили убийство самого Сталина. Тучи сгущались и над головами старых соратников вождя – Микояна, Молотова, Берии. Очевидно, предстояла новая грандиозная «чистка» аппарата, но 5 марта 1953 г. Сталин скончался.

Борьба за власть после смерти Сталина. Когда жизнь Сталина подходила к концу, было собрано экстренное совещание высших органов власти СССР, на котором было достигнуто решение о перераспределении властных полномочий. Главой правительства становился Г.М. Маленков. Именно этот пост давал формальные основания для лидерства, так как с 1934 г. пост генерального секретаря партии был упразднен. До осени 1954 г. Маленков вел также заседания Президиума ЦК КПСС. Его первым заместителем был назначен Л.П. Берия, одновременно возглавивший Министерство внутренних дел, с которым было объединено Министерство государственной безопасности. Состав Президиума ЦК КПСС был резко сокращен путем удаления «молодняка» – сталинских выдвиженцев. Вновь в состав высшего руководства были введены Молотов и Микоян. Руководство партийным аппаратом было поручено Н.С. Хрущеву, который не занял каких-либо государственных постов. Было заявлено о необходимости так называемого коллективного руководства.

Новые руководители страны понимали, что продолжение сталинского курса невозможно. Однако по вопросам о целях и методах преобразований они придерживались различных взглядов. Предлагаемый Берией проект реформ должен был перераспределить властные полномочия в пользу государственного аппарата, что вызывало неудовольствие партийных функционеров, интересы которых представлял Хрущев. В итоге созрел заговор, направленный против Берии. К участию в нем был привлечен и популярный полководец Г.К. Жуков. В конце июня 1953 г. министр внутренних дел был арестован прямо на заседании Президиума ЦК КПСС. Позднее его исключили из партии, а затем, после закрытого судебного процесса в декабре 1953 г., расстреляли. Расправа над Берией ослабила позиции Г.М. Маленкова, а авторитет Н.С. Хрущева, который был главной фигурой заговора, напротив, повысился. В сентябре 1953 г. был введен пост первого секретаря ЦК КПСС, на который пленум избрал Хрущева.

В январе 1955 г. Маленков, которому предъявили обвинения в отступлении от марксистской доктрины и отсутствии опыта управления страной, был заменен на посту главы правительства близким Хрущеву Н.А. Булганиным. Несмотря на формально сохранявшееся коллективное руководство, Хрущев явно претендовал на единоличное лидерство. Чтобы помешать этому, члены Президиума в июне 1957 г. собрались на совещание, на котором большинство собравшихся одобрило упразднение поста первого секретаря и предложение переместить Хрущева на пост министра сельского хозяйства. Однако оппозиция не смогла привлечь на свою сторону силовой блок. Глава КГБ И.А. Серов и министр обороны Г.К. Жуков были выдвиженцами Хрущева. Серов и Жуков сумели доставить в Москву членов ЦК КПСС, которые потребовали для решения кадрового вопроса созыва Пленума. Пленум единодушно признал поведение противников Хрущева антипартийным и вывел Маленкова, Молотова, Кагановича и Шепилова из состава ЦК КПСС. Впервые после 30-х гг. политическая борьба не завершилась кровавым исходом. Опальные руководители, хотя и были значительно понижены в должности, сохранили свободу.

Весной 1958 г. первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев стал одновременно главой правительства. Так была поставлена точка в борьбе за лидерство. Следует, однако, отметить, что власть Хрущева, в отличие от сталинского самовластия, вовсе не была безраздельной. Ему приходилось учитывать мнения работников среднего звена партаппарата, той партийной «молодежи», которая поддержала первого секретаря в его борьбе со старыми сталинскими соратниками.

Изменения в жизни страны.Новое руководство отлично осознавало, что преобразования необходимы. Программа реформ первоначально была провозглашена Г.М. Маленковым в августе 1953 г. Глава правительства заявил о необходимости приоритетного развития легкой промышленности и сельского хозяйства, об уменьшении налогового бремени, лежащего на колхозной деревне. По докладу Маленкова сессия Верховного Совета приняла решение о снижении сельхозналога в два раза, о списании недоимок по налогу прошлых лет и о новых принципах налогообложения.

Инициативы Маленкова обеспечивали ему симпатии народа. Хрущев, вступивший в борьбу за власть, сделал ответный ход. По его предложению в сентябре 1953 г. был проведен Пленум ЦК КПСС, рассмотревший ситуацию на селе. Н.С. Хрущев, выступавший с докладом на Пленуме, призвал крестьян развивать подсобное хозяйство.

Преобразования значительно улучшили ситуацию в деревне. До 1958 г. среднегодовой прирост сельскохозяйственной продукции составлял 7% – только в годы НЭПа деревня развивалась быстрее. Но все эти меры могли дать эффект лишь в долговременной перспективе. Между тем, в стране существовало очень напряженное положение с продовольствием. Новому руководству необходимы были такие программы, которые могли бы дать немедленный результат. По предложению Хрущева, февральско-мартовский Пленум ЦК КПСС 1954 г. принял программу освоения целинных и залежных земель в Казахстане, Западной Сибири и на Дальнем Востоке. В ходе осуществления программы было распахано 33 млн. га. В 1956 г. урожай зерновых по стране составил 125 млн. т. Но поскольку осуществление целинной программы было начато без необходимых предварительных работ (постройки элеваторов, дорог, жилья), то оно сопровождалось значительными издержками. В результате значительная часть высокого урожая 1956 г. была потеряна. Кроме того, огромные материальные ресурсы, брошенные на освоение целины, отвлекли внимание от развития земледелия в традиционных его районах, а неэффективные методы обработки целинных земель привели к эрозии почв и снижению их урожайности.

На Пленуме 1954 г. Хрущев также предложил резко увеличить посевы кукурузы, свеклы и гороха, которые он рассматривал в качестве важнейших кормовых культур, необходимых для качественного скачка в животноводстве. Осуществление этой программы без повышения культуры земледелия, без наличия необходимой техники и удобрений, без учета природно-климатических ресурсов имело отрицательный результат.

Огромный ущерб деревне нанесла реформа 1958 г., когда были ликвидированы машинно-тракторные станции (МТС), а технику предписывалось выкупать колхозам, не имевшим соответствующей материально-технической базы для ее обслуживания. Реформа резко ухудшила материальное положение колхозов, которые вновь оказались в долгу пред государством. Следствием реформы стало сокращение парка сельскохозяйственной техники. Обслуживание наличной техники резко ухудшилось.

Еще в начале 50-х гг. Хрущев выступил с идеей создания агрогородов. Эта программа стала осуществляться с 1959 г. Ликвидировались «неперспективные» деревни, а их жители переселялись в центральные усадьбы, где строились школы, магазины, проводилась электрификация. По мысли Хрущева, колхозник должен был жить в не менее комфортных условиях, чем рабочий города. Эта мера сопровождалась борьбой с подсобным хозяйством сельских жителей, которое якобы отвлекало их от эффективной работы на благо государства, подпитывало частнособственнические инстинкты. В итоге с 1958 г. по 1962 г. поголовье коров в личном подворье сократилось с 22 млн. до 10 млн. Результатом стало усугубление продовольственной проблемы, так как цены на колхозных рынках резко возросли, а государство не в состоянии было решить проблему обеспечения населения продукцией сельского хозяйства.

Рост капиталовложений в деревню, не сопровождавшийся адекватным ростом продукции, оказался обременительным для бюджета. Поэтому в 1962 г. были повышены розничные цены на мясомолочную продукцию. Эта мера стала причиной массовых рабочих беспорядков в Новочеркасске, подавленных частями Советской Армии. В 1963 г. страну постиг серьезный неурожай, еще больше обостривший продовольственную проблему. Для ее решения государству впервые пришлось закупать зерно за рубежом.

1950-е гг. характеризуются высокими темпами роста отечественной промышленности. По ряду показателей СССР приблизился к США, а по некоторым позициям (добыча угля, железной руды) даже обогнал ведущую капиталистическую державу. Предполагая, что такие высокие темпы сохранятся и в дальнейшем, Хрущев на XXI съезде КПСС (1959) заявил о полной и окончательной победе социализма в СССР, а на XXII съезде (1961) выдвинул задачу развернутого строительства коммунизма, основные контуры которого должны были возникнуть к 1980 г.

Советский лидер осознавал, что громоздкий и сверхцентрализованный аппарат управления промышленностью не годится для осуществления его амбициозных планов. Поэтому уже в октябре 1954 г. было принято решение о сокращении главков, а ряд полномочий министерств был передан местным исполнительным органам и союзным республикам. В 1957 г. Хрущев предпринял попытку коренным образом реорганизовать управление промышленностью. Большая часть промышленных министерств (за исключением тех, которые руководили оборонными отраслями, химической промышленностью и энергетикой) упразднялась. Вводилась система отраслевого управления, когда промышленность передавалась в ведение совнархозов (советов народного хозяйства), которые объединяли ряд крупных административных регионов. К началу 1958 г. из 37 союзных и республиканских министерств было оставлено лишь четыре, а 104 совнархоза объединили 75% мощностей промышленных и строительных организаций. Реформа способствовала кооперированию производства внутри хозяйственных районов, но к коренным сдвигам эта перестройка не привела. Предприятия не получили хозяйственной самостоятельности, попав под мелочную опеку совнархозов. Вскоре был восстановлен Высший совет народного хозяйства, который осуществлял общее руководство, а существующие совнархозы укрупнены.

Желая приблизить партаппарат к производству, Хрущев в 1962 г. выступил с инициативой разделения партийных организаций на промышленные и сельские. Следствием этого стало увеличение численности партаппарата, а ожидаемого улучшения работы промышленности не произошло. В 1955–1964 гг. темпы роста промышленного производства сократились почти наполовину.

Существенный скачок произошел в социальной сфере. В 1957 г. было принято постановление о развитии массового жилищного строительства. В 1955–1964 гг. городской жилищный фонд вырос на 80%. Правда, его комфортность оставляла желать лучшего. В 1956 г. была ликвидирована система, затруднявшая увольнение рабочего с промышленного предприятия, и отменены уголовные наказания за прогулы. Продолжительность рабочей недели была сокращена на два часа. Жители деревни получили паспорта, а в колхозах постепенно стали внедряться формы денежной оплаты труда. В 1964 г. колхозники получили право на пенсию, размер которой, впрочем, был много ниже, чем у рабочих. В 1956 г. отменили плату за обучение в старших классах школ и в институтах; тогда же были улучшены нормы пенсионного обеспечения. Понижался возраст выхода на пенсию, а ее размер зависел от стажа и заработка. В 1957 г. была отменена обязательная подписка на государственные займы, но одновременно государство заморозило погашение ранее выпущенных облигаций на 20 лет. Позже, в 1960–1970-е гг., государство погасило свои долги перед населением.

Общественно-политическая жизнь страны во многом определялась так называемой «оттепелью» и критикой культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий началась вскоре после смерти диктатора по инициативе Л.П. Берии, и набрала новые обороты после XX съезда КПСС в 1956 г. В докладе Хрущева «О культе личности и его последствиях», завершившем заседания этого съезда, были обнародованы факты о личной причастности Сталина к массовым репрессиям. Выступление Хрущева наносило косвенный удар по ближайшему сталинскому окружению, которое в то время составляло большинство в Президиуме ЦК КПСС. Кроме того, доклад был своеобразной гарантией среднему звену партаппарата от повторения массовых чисток, подобных чистке 1937–1938 гг. Этим объяснялась половинчатость выводов доклада. Причиной массовых репрессий, по версии Хрущева, были дурные качества характера Сталина. Вопрос об ответственности системы в докладе был тщательно обойден. К массовым репрессиям Хрущев не относил «красный террор», коллективизацию, фальсифицированные процессы 1920-х – начала 1930-х гг. Неоправданными признавались лишь те репрессии, которые начались после убийства С.М. Кирова, и позднейшие.

Доклад Хрущева не был обнародован, а вместо него было издано значительно смягченное постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». Однако даже такая ограниченная и непоследовательная критика дала положительные результаты. Реабилитация жертв репрессий приобрела необратимый характер. Реабилитированы были не только отдельные граждане, но и целые народы. Их автономные образования восстановили, разрешив сосланным возвратиться на родину. Были расширены права союзных республик. Также был введен в действие новый уголовный кодекс, не содержавший печально известной 58 статьи о контрреволюционных преступлениях.

Заметные изменения произошли и в духовной жизни общества, которое получило глоток свободы. Определенное ослабление идеологического контроля позитивно сказалось на состоянии культуры в стране.

Внешняя политика СССР в 1953–1964 гг. Достаточно противоречивым выглядел и внешнеполитический курс Н.С. Хрущева. Ставка на подъем благосостояния советских людей требовала развития гражданских отраслей промышленности, а, значит, и сворачивания гонки вооружений. В своем докладе на XX съезде КПСС Хрущев провозгласил курс на разрядку международной напряженности и мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Само мирное сосуществование рассматривалось как форма классовой борьбы. По мнению Хрущева, успехи советской экономики, быстрый рост благосостояния трудящихся должны были продемонстрировать развивающимся странам и всему миру преимущества социализма и таким образом ослабить западный империализм.

Новое советское руководство предприняло шаги для разрядки международной напряженности. В 1955 г. состоялась первая после окончания Второй Мировой войны встреча в верхах в Женеве. В 1955 г. Хрущев совершил визит в Югославию, что привело к нормализации советско-югославских отношений. В мае 1955 г. удалось урегулировать вопрос о статусе Австрии – она стала нейтральной страной, после чего из нее были выведены оккупационные войска союзных держав. Налаживались отношения с бывшими противниками в войне. В сентябре 1955 г. в Москву прибыл канцлер ФРГ К. Аденауэр, с которым было подписано соглашение о прекращении состояния войны. В 1956 г. аналогичное соглашение было заключено с Японией. Советский Союз брал обязательство передать Японии после подписания мирного договора два острова Южнокурильской гряды. Условием такой передачи СССР ставил неучастие Японии в любых военно-политических союзах, направленных против СССР. После заключения договора между Японией и США (1960) СССР признал прежние договоренности утратившими силу.

Важное место в деятельности советской дипломатии было отведено отношениям со странами третьего мира. Активный процесс деколонизации привел к тому, что в Азии и Африке появилось несколько десятков молодых независимых государств. Стремясь способствовать некапиталистическому развитию этих стран, Советский Союз оказывал им экономическую и политическую помощь. Одним из важнейших союзников СССР на Ближнем Востоке был Египет. На эту страну приходилось до 30% всей советской военно-экономической помощи третьему миру. В 1956 г. СССР оказал поддержку Египту во время конфликта последнего с Англией, Францией и Израилем.

По отношению к странам Запада советское руководство проводило курс так называемой кризисной дипломатии. Ее особенность заключалась в том, чтобы довести ситуацию до максимально возможного противостояния, за которым могла последовать война, и в дальнейшем действовать в зависимости от реакции противника, не доводя в то же время дело до развязывания прямого военного конфликта. Результатом такой политики стал Берлинский кризис 1958–1961 гг. и Кубинский кризис 1962 г.

После окончания войны Берлин был разделен на оккупационные зоны. После раскола Германии Западный Берлин оказался в самом центре ГДР. Граница между двумя частями города оставалась открытой, и в 1949–1961 гг. через эти «ворота» территорию ГДР покинуло около 2,5 млн. граждан. Хрущев, рассматривавший Западный Берлин как «раковую опухоль» в теле социалистического лагеря, в ультимативной форме предложил западным союзникам подписать мирный договор с Германией, вывести войска с территории германских государств, а Западному Берлину придать статус «вольного города», фактически поставив его под контроль ГДР. После того как достичь договоренностей по Берлину не удалось, город в августе 1961 г. был разделен стеной, ставшей зримым символом «холодной войны».