Детей дошкольного возраста
Материал по развитию моторных функций
Ходьба. Используется на протяжении всего курса занятий как
вводное упражнение на каждом занятии. От занятия к занятию вво-
дятся все более сложные виды ходьбы.
Сначала используются ходьба и маршировка по кругу в одиноч-
ку, парами и группами, ходьба с обхождением препятствий. Затем
вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и
маршировка с заданным направлением, с изменением темпа, с пере-
строением.
Примеры упражнений:
Упражнение 1. Чередование ходьбы и подскоков. (Музыкальное
сопровождение — двухчастный марш).
Упражнение 2. Бег с изменением исходного положения. Дети
стоят у противоположных стен. Под первую часть музыкального со-
провождения они легко бегут навстречу друг другу. Под вторую
часть — меняются местами и возвращаются на свои исходные места
(Музыкальное сопровождение в размере 2/4).
Упражнение 3. Ходьба со сменой темпа. (Музыка — Т. Ломова,
"Ускоряя и замедляя", размер 2/4).
Упражнение 4. Ходьба в колонне по одному с движениями рук:
вращение в кистях, вращение в локтевых суставах, с изменением по-
ложений — в стороны, вверх, вперед, вниз. (Музыка — словенская
народная песня, размер 2/4).
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Используются
на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и марширов-
ки. Способствуют совершенствованию умений управлять своими
движениями. Понятия большей и меньшей силы мускульного напря-
жения соотносятся с понятиями "громко" и "тихо" в музыке. При вы-
полнении делается акцент на качество выполнения движений.
Примеры упражнений:
Упражнение 1. На сильную долю музыкального сопровождения —
напряжение мышц, на слабую — расслабление, каждое движение вы-
полняется по 2 раза:
— поднимание рук в стороны и в исходное положение на пояс;
— поочередные наклоны вправо-влево;
— медленные приседания и подъем в исходное положение;
— медленный и плавный наклон вниз, подъем в исходное поло-
жение;
— подъем на носочки, руки вверх, возвращение в исходное по-
ложение;
— поочередное выставление ног в стороны. (Музыка в размере
4/4 —русская народная песня "Калинка").
Упражнение 2. На каждую музыкальную фразу выполняются по
2 следующих движения:
"Натянутая струна" — наклон головы к плечам;
"Холодно" — втягивание головы, поднимание плеч;
"Тигр на охоте":
1) поднимаются руки, сжимаются кулаки;
2) раскрываются кулаки, пальцы округлые, напрягаются мыш-
цы,
3-4) расслабление.
"Не урони вазу":
1) поднимаются прямые руки, ладони внутрь;
2) округляются и напрягаются мышцы рук;
3-4) расслабление.
"Сдутый шар" — втягивается живот, руки кладутся на живот.
"Автобус" — подъем на носочки, небольшое приседание, пятки
пола не касаются, руки на поясе.
"Ракета" — подъем на носочки, руки отведены назад, голова
чуть приподнята.
"Сломленное бурей дерево" — поочередное напряжение и рас-
слабление кистей, плечевого пояса, спины, (музыка в размере 4/4 —
медленный вальс "Под небом Парижа").
Упражнения для развития дыхания. Способствуют выработке
правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха,
силы и постепенности.
Можно использовать упражнения, при которых дыхательные
мышцы работают в экстремальных условиях по рекомендациям
Стрельниковой, дифференцированную дыхательную гимнастику на
различение носового и ротового выдоха и дыхательные упражнения,
направленные на формирование длительности и силы выдыхаемой
воздушной струи.
Примеры упражнений:
Упражнение 1. "Пожар". Исходное положение — основная стой-
ка, руки перед грудью. На сильную долю — резкий, шумный вдох
носом и движения руками перед грудью, сжимающие грудную клет-
ку. На слабую долю — непроизвольный выдох, руки в исходное по-
ложение.
— "Ладошки" — на вдохе открываются кисти рук, и.п. — основ-
ная стойка, руки у плеч сжаты в кулаки.
— "Обними плечи" — из и.п. основная стойка, руки округлые
перед грудью, на вдохах производится движение "руки навстречу
друг другу".
— "Наездники" — из и.п. стоя, руки около живота, на вдохах вы-
тягиваются руки вперед, кулаки раскрываются.
— "Кошка за хвостом" — из и.п. основная стойка, руки около
живота, на вдохах выполняются повороты вправо-влево с легким при-
седанием. (Музыкальное сопровождение в размере 2/4).
Упражнение 2. "Нос и рот". Под музыку выполнятся по 4 раза
следующие виды вдоха и выдоха:
— Вдох носом — выдох носом. Исходное положение — основ-
ная стойка. На сильную долю — вдох, на слабую — выдох.
— Вдох ртом — выдох ртом.
— Вдох ртом — выдох носом.
— Вдох носом — выдох ртом.
— Вдох носом — выдох с усилением на конце.
— Вдох носом — выдох тройной порционный.
— Вдох носом — выдох со стоном на конце.
— Вдох носом — выдох со стоном с усилением на конце. (Музы-
кальное сопровождение в размере 2/4).
Упражнение 3. "Прогулка в цветочный магазин". Под музыкаль-
ное сопровождение 4/4 на сильную долю вдох носом, на слабую —
ротовой выдох. Каждое упражнение выполняется по 4 раза.
"Погреем руки" — теплый ротовой выдох с призвуком "ха".
"Дует ветер" — холодный ротовой выдох на ладошку.
"Цветы" — теплый длительный ротовой выдох с призвуком "ха".
"Лепестки" — резкий сильный быстрый ротовой выдох с при-
звуком "ф".
Упражнения на развитие мелкой моторики. Развивают движе-
ния пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют
развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на
определенном речевом материале, движения пальцев соответствуют
тексту. Движения выполняются одновременно с речью.
Примеры упражнений:
Упражнение 1. "Дождик".
Дождик, дождик, кап-кап-кап. (Сжимание и разжимание кистей)
Ты не капай, дождик, так. (Поочередное поглаживание кистей)
Мы хотим идти гулять. (Одноименные пальчики здороваются)
Солнце, выгляни опять.
(Поднимание и опускание пальчиков из и.п. в замке)
Упражнение 2. " Цветок".
Шевелились у цветка
(Основания кистей прижаты, пальчики медленно и хаотично
двигаются)
Все четыре лепестка. (Одноименные пальцы поочередно соединяются)
Я сорвать его хотел, (Сгибание и разгибание кулачков)
Он вспорхнул и улетел. (Взмахи кистями).
Упражнение 3. "Лепесток".
Лети, лети, лепесток,
(3 взмаха кистями; кисти прижаты у оснований, пальчики округлые)
Через запад на восток. (Сжимание и разжимание кистей)
Через север, через юг,
(Кисти в замке — пальцы поднимаются и опускаются)
Возвращайся, сделав круг. (Вращение кистей)
Лишь коснешься ты земли,
(Поглаживание кистей)
Быть по-моему вели! (4 хлопка).
Упражнение 4. "Зайки".
Ушки длинные у зайки, (Разгибание-сгибание кулачков)
Из кустов они торчат.
(Выставление вверх указательного и среднего пальцев)
Ушки прыгают и скачут (Хлопок, кулачки — на колени)
Веселей самих зайчат. (Круговые движения кистями).