В течение года проводится несколько родительских собраний (от

О некоторых формах работы с родителями

 

Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи

предполагает довольно длительный срок обучения в условиях специа-

лизированного дошкольного учреждения, в течение которого у них

должно постоянно происходить пополнение, уточнение и активизация

словаря, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и

умение грамматически правильно и точно выражать свои мысли.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предпола-

гает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все зна-

ния, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с

логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни (на

прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за расте-

ниями и животными, помощи взрослым дома и на даче и т. д.).

Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать

свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направ-

ление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями,

умениями и некоторыми приемами преодоления речевого нарушения,

наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с

детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

В дошкольных учреждениях сложилась определенная система

работы логопедов с родителями, которая включает в себя:

1)собрания;

2) консультации;

3) открытые занятия;

4) информационные выставки.

3 до 5), тематика которых планируется в зависимости от речевого ди-

агноза и от возраста детей.

Первое собрание приходится на конец мая после комплектования

логопедических групп медико-психолого-педагогической комиссией

и ознакомления логопедов с медицинскими заключениями специали-

стов, обследовавших детей при поступлении в группы с речевой па-

тологией.

Логопеды в доступной форме объясняют родителям суть речево-

го дефекта детей, знакомят с популярной литературой по речевому

нарушению.

В результате наших многолетних наблюдений мы пришли к вы-

воду, что большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осозна-

ют всей тяжести речевого нарушения, отмечая, как правило, только

неправильное звукопроизношение, причем в большинстве случаев

лишь звуков ш, ж, р, редко кого из них волнует недоразвитие лекси-

ко-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи.

Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов ро-

дители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей,

не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам

грамматического плана. Поэтому мы стали предлагать родителям на,

первом собрании список литературы для ознакомления с некоторыми

видами работы по коррекции ОНР (к примеру, логопедические тет-

ради Т.А. Ткаченко).

На собрании родители получают задание: к первой индивидуаль-

ной беседе с логопедом (в сентябре) подготовить ответы на вопросы

анкеты анамнестических сведений, т. к. не все родители во время пер-

вой беседы могут ответить с достаточной достоверностью и убеди-

тельностью на вопросы об особенностях течения беременности, родов

и раннего речевого развития ребенка. Предполагается, что родители с

должной ответственностью отнесутся к этому предложению. Анализ

таких анкет позволяет логопеду более точно дифференцировать рече-

вой диагноз и, следовательно, индивидуальную работу с родителями.