В течение года проводится несколько родительских собраний (от
О некоторых формах работы с родителями
Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи
предполагает довольно длительный срок обучения в условиях специа-
лизированного дошкольного учреждения, в течение которого у них
должно постоянно происходить пополнение, уточнение и активизация
словаря, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и
умение грамматически правильно и точно выражать свои мысли.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предпола-
гает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все зна-
ния, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с
логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни (на
прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за расте-
ниями и животными, помощи взрослым дома и на даче и т. д.).
Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать
свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направ-
ление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями,
умениями и некоторыми приемами преодоления речевого нарушения,
наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с
детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
В дошкольных учреждениях сложилась определенная система
работы логопедов с родителями, которая включает в себя:
1)собрания;
2) консультации;
3) открытые занятия;
4) информационные выставки.
3 до 5), тематика которых планируется в зависимости от речевого ди-
агноза и от возраста детей.
Первое собрание приходится на конец мая после комплектования
логопедических групп медико-психолого-педагогической комиссией
и ознакомления логопедов с медицинскими заключениями специали-
стов, обследовавших детей при поступлении в группы с речевой па-
тологией.
Логопеды в доступной форме объясняют родителям суть речево-
го дефекта детей, знакомят с популярной литературой по речевому
нарушению.
В результате наших многолетних наблюдений мы пришли к вы-
воду, что большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осозна-
ют всей тяжести речевого нарушения, отмечая, как правило, только
неправильное звукопроизношение, причем в большинстве случаев
лишь звуков ш, ж, р, редко кого из них волнует недоразвитие лекси-
ко-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи.
Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов ро-
дители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей,
не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам
грамматического плана. Поэтому мы стали предлагать родителям на,
первом собрании список литературы для ознакомления с некоторыми
видами работы по коррекции ОНР (к примеру, логопедические тет-
ради Т.А. Ткаченко).
На собрании родители получают задание: к первой индивидуаль-
ной беседе с логопедом (в сентябре) подготовить ответы на вопросы
анкеты анамнестических сведений, т. к. не все родители во время пер-
вой беседы могут ответить с достаточной достоверностью и убеди-
тельностью на вопросы об особенностях течения беременности, родов
и раннего речевого развития ребенка. Предполагается, что родители с
должной ответственностью отнесутся к этому предложению. Анализ
таких анкет позволяет логопеду более точно дифференцировать рече-
вой диагноз и, следовательно, индивидуальную работу с родителями.