О формах систематизации материала по обучению грамоте дошкольников с ОНР

Занятие Рь — 3.

Занятие Рь — 2.

Занятие Рь — 1.

Занятие Р — 3.

1. Перескажи рассказ. Ответь на вопросы.

а) Рыбак.

Рыбак жил у красивого озера. Там водились рыбы и раки, летали комары. Рыбак ловил рыбу и раков. Но ему мешали злые комары. Они отвлекали его от рыбалки. Рыба уплывала и скрывалась в зарослях водорослей. Раки зарывались в песчаные норки. Каждый раз рыбак уходил домой без рыбы и без раков.

Где жил рыбак?

Кого ловил рыбак?

Кто мешал рыбаку?

Что делала рыба?

Куда зарывались раки?

Картинки: рыбак, озеро, рыбы, раки, комары, водоросли, норки.

б) Рома и Рая.

Рома и Рая читали. Рома читал о пароходе, трамвае, троллейбусе и грузовике. Рома читал о транспорте. Рая читала рассказ про тигра, про зубра, про зебру и про крокодила. Рая читала книгу о жизни жи­вотных жарких стран в зоопарке.

Что делали Рома и Рая?

О чем читал Рома?

О ком читала Рая?

1. Медленно и четко произноси звук Рь — "Тигренок рычит".

2. Повтори слоги:

ря — ре — рю — ри ре — рю — ри — ря рю — ри — ря — ре ри — ря — ре — рю

3. Повтори слова со звуком Рь: Рита, грядки, репа, редька, редиска.

Рисуют, Ренат, варежки, стрекоза, кастрюля, тарелка, ирисы, электричка.

Пришли, орешник, береза, орехи, сережки.

4. Составь с любыми двумя словами предложения. Слова под­бери из упражнения 3.

1. Составь рассказ с опорой на картинки.

Рома, Рая и Роберт. Рома, Рая и Роберт рисуют. Рома нарисовал сковородку и сахарни­цу. Рая нарисовала чернику и смородину. Роберт нарисовал картошку и морковь. Рома рисовал посуду, Рая — ягоды, а Роберт — овощи.

2. Послушай и повтори рассказ. (По сюжетной картинке).

На огороде.

Рита и Рома идут на огород. Там грядки. На грядках растут огур­цы, репа, редиска, редька, картофель, помидоры и укроп. Рита и Рома несут в корзине картофель. Дети собрали хороший урожай овощей!

1. Составь рассказ по опорным картинкам.

Рита, Ренат и Рима.

Рита, Ренат и Рима рисуют. Рита рисует кастрюлю и тарелку. Ре­нат рисует электричку и корабль. Рима рисует ирисы и розы. Рита нарисовала посуду, Ренат — транспорт, а Рима — цветы.

2. Послушай и повтори рассказ.

В лесу.

Рита, Ренат, Рома и Дружок пришли в лес. Там растут дубы, орешники и березы. На дубе прыгает белка — рыжуха. На орешнике растут орехи, на березах — сережки. Хорошо в лесу!

 

Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито мышление, речевой слух и особое зрение на буквы (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). В человеческом мозге имеются клетки, ведающие запоминанием и умением использовать буквы", — писала Т.Г. Визель в работе "Аномалии речевого развития ребенка" (М., 1995 г.).

Для детей с ОНР, наряду с речевым нарушением, характерно отставание в формировании различных видов восприятия, низкий уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена память и продуктивность запоминания, отмечается низкая активность припоминания, имеется отставание в развитии наглядно-образного мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, наряду с недоразвитием общей моторики имеет место недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.

В связи с этим дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в овладении грамотой. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, JI.H. Ефименкова, Е.М. Мастюкова).

Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ОНР является обучение грамоте. Многие авторы (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко) разработали свои системы обучения грамоте детей с ОНР, которые широко используются логопедами-практиками в коррекционной работе. Обучение грамоте по данным системам начинается с середины второго года обучения (в подготовительной к школе группе).

Вместе с тем, опыт нашей многолетней работы показывает, что обучение грамоте детей с ОНР второго года обучения целесообразнее начинать не со второго периода коррекционного обучения, как рекомендовано программой обучения детей с ОНР, а в начале первого периода сразу же после обследования (начало октября).

Более ранние сроки начала обучения грамоте дошкольников с ОНР становятся возможными благодаря уже имеющейся у детей го­товности к обучению грамоте (сформированному фонематическому восприятию, навыку звукового анализа и синтезу слов, знанию ритмико-слогового строения слова), сформированной в процессе первого года коррекционного обучения (в старшей группе).

В основу разработанных нами методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с ОНР положен звуковой метод обучения чтению Д.Б. Эльконина.

При разработке методических рекомендаций мы учитывали ряд особенностей:

а) звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс запоминания графического образа звука (буквы) и значительно ускоряет процесс формирования навыка послогового чтения;

б) последовательность изучения звуков и букв проходит в соответствии с формированием звуков в онтогенезе и предполагает уже с третьего занятия чтение слогов (а, у, м, о, п, т, к, э, н, х, ы, ф, б, д, г, в, л, и, с, з, ш, ж, щ, р, ц, ч);

в) в предлагаемой последовательности отсутствуют буквы й, е, е, ю, я и знаки ь и ъ (в связи с тем, что произношение гласных второго ряда расходится с их написанием; й — в русском языке может выступать как самостоятельный звук в конце слова (пой, май, дай), а также как неслоговой перед гласным (яма, елка, юла, ели); ь и ъ не имеют звукового обозначения);

г) при знакомстве с буквой необходимо называть не ее "официальное" алфавитное название (эм, бэ), а тот звук, который эта буква обозначает (м, б);

д) графические начертания букв изучаются только в их печатном варианте;

е) при изучении новой буквы обязательно включаются упражнения по профилактике дисграфических и дислексических расстройств речи у дошкольников;

ж) для повышения эффективности формирования звукослогового и звукобуквенного анализа необходимо использовать символику (графические схемы слогов и слов);

з) материал по обучению грамоте предлагается нами в следующей последовательности:

— сочетание из двух букв, обозначающих гласные звуки;

— сочетание гласного с согласным в обратном слоге;

— сочетание согласного с гласным в прямом слоге;

— односложные слова по типу СГС;

— двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;

— двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;

-— двухсложные слова со стечением согласных;

— трехсложные со стечением согласных;

— просто.е двусоставное предложение без предлога;

— простое предложение из 3-4 слов без предлога;

— простое предложение из 3-4 слов с предлогом;

и) печатание слогов, слов и предложений предлагается в той же последовательности с постепенным усложнением материала, что и для чтения.

Методические рекомендации по обучению грамоте дошкольников с ОНР второго года обучения обобщены и представлены в форме карточек с заданиями, которые могут быть использованы при проведении фронтальных подгрупповых и индивидуальных занятий начинающими логопедами, студентами, воспитателями, родителями в процессе обучения грамоте дошкольников с ОНР.

Очередность заданий в карточке дана в соответствии с учетом принципа поэтапности и последовательности (от простого к сложному, от звука к букве и т. д.). Количество заданий в карточке колеблется от 9 до 12 в зависимости от количества пройденных звуков и букв.

Содержание карточек включает в себя следующие задания:

1) называние слов с изучаемым звуком;

2) определение позиции данного звука в словах;

3) знакомство с буквой посредством художественного слова;

4) закрепление зрительного образа буквы путем выкладывания ее из счетных палочек, веревочек, цепочек, палочек и т. п.;

5) печатание буквы (слогов, слов, предложений);

6) звукобуквенный анализ слов с выкладыванием схем и с последующей заменой фишек уже знакомыми буквами;

7) подбор слов к предложенным схемам с частично вписанными буквами;

8) упражнение на преобразование слов путем замены одной буквы;

9) составление и печатание слов с данным слогом;

10) составление и печатание слов из разрозненных слогов;

11) дописывание элементов букв, "зашумленные" буквы, ребусы.

Решая задачу обучения грамоте дошкольников с ОНР второго года обучения в комплексном процессе коррекционного воздействия, мы на протяжении ряда лет успешно применяем на практике данные методические рекомендации, которые предупреждают возникновение дисграфий и дислексии.

Опыт работы показал, что использование разработанных нами методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с ОНР в процессе коррекционного воздействия позволяет добиться хороших и стойких результатов при обучении детей с ОНР чтению и письму, а также способствует более успешному обучению детей с ОНР в школе.