Тема занятия.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (курация, выполнение лабораторной работы и т.д.).

1. Устный опрос по теме занятия.

2. Решить ситуационные задачи на взаимодействия аллельных генов.

3. Решить ситуационные задачи на взаимодействие неаллельных генов.

3. Проанализировать наследования признаков решенных задач.

4. Ответить на вопросы текущего тестового контроля.

(тесты, задачи и т.д.).

Ситуационные задачи: «Аллельные гены»

Задача 1.У человека умение владеть преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть преимущественно левой рукой. Мужчина – правша, мать которого была левшой, женился на женщине – правше, имевшей трёх братьев и сестёр, двое из которых – левши. Определите возможные генотипы женщины и вероятность того, что дети, родившиеся от этого брака, будут левшами.

Задача 2. Доминантный ген Д определяет развитие у человека окостеневшего и согнутого мизинца на руке, что представляет неизвестные неудобства для него. Ген в гетерозиготном состоянии вызывает развитие такого мизинца только на одной руке. Может ли родиться ребенок с нормальными или двумя ненормальными руками у супругов, имеющих дефект мизинца только на одной руке?

Задача 3.Слияние нижних молочных резцов наследуется как аутосомный доминантный признак. В одной семье у первенца обнаружили, что нижние резцы срослись. Родители не помнят, была ли у них эта аномалия. Определите возможные генотипы родителей, и для каждого варианта рассчитайте вероятность рождения следующего ребенка без аномалии.

Задача 4. Доминантный ген Д обуславливает появление у человека голубых склер. Голубые склеры сами по себе - безвредный признак, но вместе с ними у человека развивается глухота и хрупкость костей. Мужчина с голубыми склерами женился на женщине с нормальными склерами. Какова вероятность рождения у них нормальных детей с указанными пороками?

Задача 5. Желтый и серый цвет мышей определяется двумя аллельными и аутосомными генами. При скрещивании желтых мышей между собой получено 2386 желтых и 1235 серых. В дальнейшем скрещивались желтые мыши с серыми. Определите соотношение цветковых окрасок в потомстве от 2-го скрещивания и дайте характеристику генам.

Задача 6.Доминантный ген брахидактилии (укороченные пальцы) у человека в гомозиготном состоянии приводит к гибели на ранних стадиях развития, а) какова вероятность, что у двух страдающих брахидактилией супругов родится нормальный ребенок? б) какого соотношения фенотипов следует ожидать у потомков от брака нормальной женщины и страдающего брахидактилией мужчины?

Задача 7. При скрещивании растений гетисов, имеющих оранжевые цветы, с растениями, имеющими желтые цветы, всё потомство было с чёрными крапинками на ярко вишнёвых листьях венчика. Во втором поколении, при скрещивании гибридов между собой, только 50% были похожи на родителей. Дать схему скрещивания. Какими законами генетики пользовались? Дайте цитологическое обоснование.

Задача 8. При скрещивании аквариумных рыбок гуппи крупной расы между собой в потомстве оказалось: 21 особь очень мелкие, 17 средних, 39 похожих на родителей. Какое взаимодействие генов и какими законами генетики пользовались при решении задач?

Задача 9.У матери группа крови «А» по системе АВО, а у ребёнка – «В». группа крови отца неизвестна. Чью кровь – отца или матери – можно перелить ребёнку. Можно ли перелить кровь отца, не определяя её группу?

Задача 10. У Rh родителей родился Rh ребёнок. Возможно ли это? Дайте цитологическое обоснование. Какое будет состояние здоровья по Rh-фактору у матери и ребёнка?

Задача 11. В каком случае дети не могут унаследовать группу кроки ни от отца, ни от матери по группам крови системы МN?

Задача 12. Родители Rh по системе Rh имеют II и III группы крови по системе АВО. У них родился ребенок с I группой крови и Rh . Какова вероятность рождения следующего ребенка Rh с I группой крови?

Задача 13. У родителей с III группой крови родился сын с I группой крови и альбинос. Определите вероятность рождения второго ребенка здоровым и возможные группы его крови. Альбинизм наследуется как рецессивный аутосомный признак.

Задача 14.На одного Rh ребёнка, имеющего группы крови МN и АВ, претендуют две родительские пары: 1) мать Rh с группой крови АВ, М; отец - Rh с группой крови 0, МN; 2) мать Rh с группой крови А, М; отец - Rh с группой крови В, N. Какой паре принадлежит ребенок?

Задача 15. Рыжеволосый (доминантный признак) и без веснушек мужчина и русоволосая женщина с веснушками (доминантный признак) имеют пятерых детей. Определите вероятность, рождения у таких родителей детей с рыжими волосами и веснушками и не рыжих без веснушек.

Задача 16. Близорукий (доминантный признак) левша (рецессивным признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. Известно, что у обоих супругов были братья и сестры, страдающие альбинизмом, но сами супруги нормальны в отношении этой аномалии. В их семье первый ребенок был нормален в отношении всех трех признаков, второй был близоруким левшой, а третий оказался альбиносом. Определите генотипы родителей и всех трех детей. Каким законом генетики пользовались при решении задачи?

Задача 17. Полидактилия (шестипалость), близорукость и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные аутосомные признаки. а) какова вероятность рождения детей без аномалии в семье, где оба родителя страдают всеми тремя недостатками, но гетерозиготные по всем трём признакам; каким законом генетики пользовались при решении задачи? б) определите вероятность рождения детей без аномалии в семье, о которой известно следующее: бабка по линии жены была шестипалой, а дед близоруким. В отношении других признаков они нормальны. Дочь же унаследовала от своих родителей обе аномалии. Бабка по линии мужа не имела малых коренных зубов, имела нормальное зрение и пятипалую кисть. Дед бал нормален в отношении всех трех признаков. Сын унаследовал аномалию матери.

Задача 18. У голубоглазого темноволосого отца и кареглазой светловолосой женщины было четверо детей, каждый ребенок в семье отличается от другого ребенка по одному из этих рассматриваемых признаков. Каковы генотипы родителей в даннойсемье? Каким законом генетики пользовались при решении задач.

Задача 19.человек с нормальной пигментацией и шертистыми волосами (доминантный признак) женился на женщине с нормальной пигментацией и нормальными волосами. Первый их ребёнок оказался альбиносом. Какого потомства можно ожидать в этом браке? Какими законами генетики пользовались при решении задачи?

Задача 20.У шестипалых кареглазых родителей родился пятипалый, голубоглазый с фенилкетонурией ребёнок. Какова вероятность рождения в этой семье с таким же генотипом? Какое взаимодействие генотипов, и каким законом генетики пользовались? Дать цитологическое объяснение.

Ситуационные задачи: « Неаллельные гены»

Задача 1. У овса цвет зёрен определяется двумя парами несцепленных между собой генов. Один доминантный ген обуславливает чёрный цвет, другой – серый. Оба рецессивных аллеля обуславливают белую окраску. а) При скрещивании чернозёрного овса между собой в потомстве оказалось расщепление на 12 чернозёрных, три серозерных и один с белыми зернами. Определить генотипы скрещиваемых особей и их потомства.

б) При скрещивании белозерного овса с чернозерным получилась половина растений с черными зернами, половина с серыми. Определить генотипы скрещиваемых особей.

Задача 2. При скрещивании желтоплодной тыквы с белой тыквой все потомство имело белые плоды. При скрещивании гибридов между собой в потомстве было получено расщепление: с белыми плодами - 204 особи, с желтыми плодами - 53 особей, с зелеными плодами — 17 растений. Определить генотипы родителей и потомков.

Задача 3. Белое оперение кур определяется двумя парами не сцепленных неаллельных генов. В одной паре доминантный ген определяет окрашенное оперение, рецессивный ген - белое. В другой паре доминантный ген подавляет окраску, а рецессивный ген не подавляет окраску. а) при скрещивании белых кур получено потомство из 1680 цыплят. Из них 315 цыплят было окрашенных, а остальные - белые. Определите генотипы родителей и окрашенных цыплят. б) На птицеферме скрещивали белых кур с пёстрыми получили белых цыплят 5055, а окрашенных - 3033. Определить генотипы родителей и потомства. в) От скрещивания кур белой и пестрой окраски получено 915 пестрых и 916 белых цыплят. Определить генотипы родителей и потомства.

Задача 4. У человека имеется несколько форм наследственной близорукости. Умеренная форма (от -2,0 до -4,0) и высокая (выше5,0) передаются как аутосомные доминантные несцепленные между собой признаки. В семье, где мать была близорукой, а отец имел нормальное зрение, родилось двое детей: дочь и сын. У дочери оказалась умеренная форма близорукости, а у сына высокая. Какова вероятность рождения следующего ребенка в семье без аномалии. Если известно, что у матери близорукостью страдал только один из родителей? Следует иметь в виду, что у людей имеющих гены обеих форм близорукости. Проявляется только одна - высокая.

Задача 5. Красная окраска луковицы лука определяется доминантным геном, желтая - его рецессивным аллелем. Однако проявление гена окраски возможно лишь при наличии другого, не сцепленного с ним доминантного гена, рецессивный аллель которого подавляет окраску, и луковицы оказываются белыми. Красно луковичное растение было скрещено с желтолуковичным. В потомстве оказались особи с красными, с желтыми и белыми луковицами. Определить генотипы родителей и потомства.

Задача 6. Окраска мышей определяется двумя парами неаллельных, не сцепленных генов. Доминантный ген одной пары обуславливает серый цвет, его рецессивный аллель - черный. Доминантный ген другой пары способствует проявлению цветности, его рецессивный аллель подавляет цветность. а) При скрещивании серых мышей между собой получено потомство из 82 серых, 35 белых и 27 черных мышей. Определить генотипы родителей и потомства. б) При скрещивании серых мышей между собой получили потомство из 58 серых и 19 черных мышей. Определить генотипы родителей и потомства.

Задача 7. Так называемый бомбейский феномен состоит в том, что в семье, где отец имел II-группу крови, а мать III, родилась девочка с I- группой крови. Она вышла, замуж за мужчину со II-группой крови, и у них родились две девочки: первая - с IV, вторая - с I группой крови. Появление в третьем поколении девочки с IV группой крови от матери с I группой крови вызвало недоумение. Однако в литературе было описано еще несколько подобных случаев. По сообщению В. Маккъюсика (1967), некоторые генетики склонны объяснить это явление редким рецессивным эпистатическим геном, способным подавлять действие генов. определяющих группу крови А и В. Принимая эту гипотезу: а) Установите вероятные генотипы всех трех поколений, описанных в бомбейском феномене. б) Определить вероятность рождения детей с 1- группой крови в семье первой дочери из третьего поколения, если она выйдет замуж за того по генотипу мужчину, как она сама. в) Определить вероятные группы крови у детей в семье второй дочери из третьего поколения, если она выйдет замуж за мужчину с IV группой крови, но гетерозиготного по редкому эпистатическому гену.

Задача 8. Цветы душистого горошка могут быть белыми и красными. При скрещивании двух растений с белыми цветами все потомство оказалось с красными цветами. При скрещивании потомков между собой оказались растения с красными и с белыми цветами в отношении девять красных и семь белых. Определить генотипы родителей и потомков первого и второго поколений. Дайте характеристику генам.

Задача 9. При скрещивании черных собак породы кокер - спаниель получается потомство четырех мастей: 9-черных, 3- рыжих, 3-коричневых, 1–светло-рыжий. Черный кокер - спаниель был скрещен со светло - рыжим. От этого скрещивания в потомстве был светло-рыжий щенок. Какое соотношение мастей в потомстве можно ожидать от скрещивания того же черного спаниеля с собакой одинакового с ним генотипа?

Задача 10. Форма гребня у кур может быть листовидной, гороховидной, розовидной и ореховидной. При скрещивании кур, имеющих ореховидные гребни, потомство получилось со всеми четырьмя формами гребней в отношении: 9 ореховидных, 3 гороховидных, 3 розовидных, 1 листовидный. Определить вероятные соотношения фенотипов в потомстве от скрещивания получившихся трех гороховидных особей с тремя розовидными особями.

Задача 11. У попугайчиков-неразлучников цвет перьев определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. Сочетание двух доминантных генов (хотя бы по одному из каждого аллеля) определяет зеленый цвет, сочетание доминантного гена из одной пары и рецессивных генов из другой определяет желтый или голубой цвет, рецессивные особи по обеим парам имеют белый цвет. а) При скрещивании зеленых попугайчиков между собой получено потомство из 55 зеленых, 18 желтых, 17 голубых и б белых. Определите генотипы родителей и потомства. б) Зоопарк прислал заказ на белых попугайчиков. Однако скрещивание имеющихся на ферме зеленых и голубых особей не давало белых попугайчиков. Определить генотипы имеющихся на ферме птиц.

Задача 12. Форма плодов у тыквы может быть сферической, дисковидной и удлиненной и определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. а) при скрещивании двух растений со сферической формой плода получено потомство из растений, дающих только дисковидные плоды. При скрещивании дисковидных тыкв между собой получилось потомство из растений, дающих все три формы плода: с дисковидными плодами-9, со сферическими-6, с удлиненными - 1. а) Определить генотипы родителей и потомства первого и второго поколений. б) При скрещивании дисковидных тыкв с растениями, дающими удлиненные плоды, в потомстве получено соотношение: один дисковидный. Два сферических и один удлиненный. Определить генотипы скрещиваемых растений и их потомства. в) При скрещивании дисковидных тыкв со сферическими получено потомство, на половину состоящее из растений с дисковидными плодами, на половину - со сферическими. Определить генотипы скрещиваемых растений и их потомства.

Задача 13. Цветовые вариации в окраске лошадей определяются сочетанием трех пар несцепленных неаллельных генов. Различными мастями соответствуют следующие генотипы: ааВ - Е- -гнедая, ааbbее - рыжая. А - В-Е - саврасая. А- bbЕ-булано-саврасая, А- bbее — соловая, А-В-ее — мышастая, АаВ -ее - бурая, ааbbЕ- - буланая. а) Скрещивались гомозиготные саврасые и рыжие лошади. Определить вероятные соотношения мастей от скрещивания их потомков между собой. б) При скрещивании рыжей и саврасой лошадей родился рыжий жеребенок. Какова вероятность, что второй жеребенок от этого скрещивания будет тоже рыжим?

Задача 14. У пастушьей сумки плоды бывают треугольной формы и овальной. Форма плода определяется двумя парами не сцепленных неаллельных генов. В результате скрещивания двух растений в потомстве оказались особи с треугольными и овальными стручками в соотношении: 15 треугольных к 1 овальному. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомков.

Задача 15. У разводимых в звероводческих хозяйствах норок, цвет меха определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. Доминантные гены обоих аллелей определяю коричневую окраску. Рецессивные аллели обеих пар определяют платиновую окраску меха. а) какое потомство получится при скрещивании двух гетерозиготных по обеим парам генов норок? б) при скрещивании каких родительских пар все потомство окажется коричневым?

Задача 16. Цвет зерен у пшеницы контролируется двумя парами несцепленных генов, при этом доминантные гены обуславливают красный цвет, а регрессивные окраски не дают. а) при скрещивании краснозерных растений между собой в потомстве произошло расщепление в отношении 15 окрашенных, 1 белых. Интенсивность окраски варьировала. Определите генотипы скрещиваемых растений и вариации в окраске зерен у потомства. б) растения, имеющие красные зерна, скрещивали тоже с краснозерными, но менее яркой окраски. В потомстве получилось 75% растений краснозёрных, но с различной степенью окраски, и 25% белозерных. Определите генотипы скрещиваемых растений и их потомства.

Задача 17. Рост человека контролируется несколькими парами несцепленных генов. Которые взаимодействуют по типу полимерии. Если пренебречь факторами среды и условно ограничиться лишь тремя парами генов (Ш. Ауэрбах, 1969), то можно допустить, что в какой-то популяции самые низкорослые люди имеют все рецессивные гены и рост 150см, самые высокие - все доминантные гены и рост 180см. а) определите рост людей, гетерозиготных по всем трем парам генов роста. б) низкорослая женщина вышла замуж за мужчину среднего роста. У них было четверо детей, которые имели рост 165см, 160см, 155см и 150см. Определите генотипы родителей и их рост.

9. Учебно-материальное обеспечение:

9.1 Литература:

а) обязательная:

1. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: «Вища школа», 2012.

2. Ярыгин В. Н. с соавтор. Биология в 2-х томах. М.: Гэотар-медиа, 2011.

3. Чебышев Н. В. Биология. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2011.

б) дополнительная

1. Иванов В. П. Биология /Учебно-методическое пособие для мед. вузов. Курск, 2003.

2.Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи. Ростов-на-Дону. Феникс 2002, стр. 316.

10. Материальное обеспечение:

а) Таблицы: законы Менделя, множественный аллелизм, группы крови по системе АВО, взаимодействия аллельных генов, взаимодействия неаллельных генов.

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.

Приложение к теме:

«Закономерности наследования признаков на организменном уровне. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов».

Ø Компаунд-гетерозигота:гетерозиготность по двум аномальным аллельным генам. При серповидной клеточной анемии больные, кроме нормального гена HbА, могут получать следующие виды гемогобина:

HbS B6 Глу-вал

HbC B6 Глу-лиз

HbD Джамбул B121 Глу-гли

HbО Араб B121 Глу-лиз

Сочетание двух мутантных аллелей приводит к тяжелому заболеванию.

Ø Межаллельная комплементация:восстановление у гетерозигот по двум мутантным формам пептида нормально функционирующей четвертичной структуры белка, состоящего из нескольких пептидных цепей, определяемых разными аллелями. Гомозиготы по каждому аллелю (АА и аа) образуют неактивный белок, состоящий из нескольких мутантных пептидов, гетерозигота (Аа) образует активный белок, включающий взаимодополняющие цепи А и а.

Ø Аллельное исключение: у гетерозиготного организма в различных клетках, синтезирующих иммуноглобулины, проявляется действие разных аллелей. Возможность проявления различных аллелей увеличивает разнообразие синтезируемых белков.

Ø Эффект положения гена: Интенсивность синтеза конечного продукта зависит от взаимного расположения определенных аллелей этих генов в хромосоме. Например: у человека синтез резус-фактора определяется тремя рядом расположенными генами CДE-

1) CДE 2) CДe

_ _ _ _ ; _ _ _ _

сДе сДе

Ø Модифицирующее действие гена:действие одного гена может усиливать (интенсификатор) или ослаблять (супрессор) действие другого гена. {А-В-}.

Ø Эпистаз — подавление действия генов одного аллеля генами другого. Различают эпистаз доминантный и рецессивный. В первом случае геном-подавителем является доминантный ген, во втором — рецессивный. Анализ при эпистатическом взаимодействии генов ведется по схеме дигибридного скрещивания. Однако важно помнить, что сначала решается вопрос о доминировании аллеломорфных генов, а потом уже о взаимодействии неаллельных генов. В случае скрещивания дигибридов при доминантном эпистазе расщепление во втором поколении оказывается 13:3 или 12:3:1, т.е. во всех случаях, где присутствует доминантный ген - подавитель, подавляемый ген не проявится. В случаях скрещивания дигибридов при рецессивном эпистазе расщепление во втором поколении наблюдается в отношении 9:3:4. Эпистаз будет происходить лишь в тех случаях из 16, где в генотипе совпадут два гена — подавителя.

Ø Комплементарное взаимодействие генов — явление, когда сошедшиеся два неаллельных гена дают новый признак, не похожий ни на один из тех, которые формируются без взаимодействия. Например, у кур гороховидная форма гребня определяется одним доминантным геном, розовидная — другим неаллельным ему, но тоже доминантным геном. Когда эти гены окажутся в одном генотипе, развивается ореховидная форма гребня. В случае, если организм оказывается гомозиготным по обоим рецессивным генам, развивается простой листовидный гребень. При скрещивании дигибридов (все с ореховидным гребнем) во втором поколении происходит расщепление в отношении 9:3:3:1. Но здесь нельзя найти независимого расщепления каждого аллеля в отношении 3:1. Так как во всех случаях совпадения в генотипе обоих доминантных генов их прямое действие не обнаруживается. В других случаях комплементарности возможно расщепления второго поколения в отношении 9:7 и 9:6:1.

Ø Полимерия- явление, когда один и тот же признак определяется несколькими аллелями. Так, красная окраска зерен пшеницы определяется двумя и более парами генов. Каждый из доминантных генов этих аллелей определят красную окраску, рецессивные гены определяют белый цвет зерен. Один доминантный ген дает не очень сильно окрашенные зерна. Если в генотипе совпадает два доминантных гена, интенсивность окраски повышается. Лишь в том случае, когда организм оказывается гомозиготным по всем парам рецессивных генов, зерна не окрашены. Таким образом, при скрещивании дигибридов происходит расщепление в отношении 15 окрашенных зерен к одному белому. Но из 15 окрашенных один будет иметь интенсивно красный цвет, так как содержит четыре доминантных гена, четыре будут окрашены несколько светлее, так как в их генотипе будет три доминантных гена и один рецессивный, шесть - еще светлее, с двумя доминантными и двумя рецессивными генами и четыре - еще светлее. Имеющие лишь один доминантный ген и три рецессивных гена, т.е. истинное расщепление, будет 1:4:6:4:1. Бывают случаи, когда полимерные гены не усиливают друг друга. Тогда расщепление будет 15:1.

 

 

Закономерности наследования на клеточном уровне.

Генетика пола. Явления сцепления генов и кроссинговер.

Хромосомная теория наследования.