Ситуационные задачи

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (курация, выполнение лабораторной работы и т.д.).

Работа 1. Рассмотреть и зарисовать постоянный микропрепарат: семенник кота (м/б. ув.).

Снаружи семенник покрыт оболочками влагалищной и белочной. В середине семенного канальца иногда виден просвет. Стенка канальца состоит из нескольких рядов клеток, имеющих неодинаковое строение. Найдите среди них четыре зоны, соответствующие последовательным этапам сперматогенеза.

Зона размножения. Эта зона представлена слоем стенки семенного канальца. Слой состоит из мелких, округлых клеток с небольшим ядром – сперматогоний.

Зона роста. Эту зону образует следующий ряд клеток, расположенный ближе к просвету канальца. Зона состоит их наиболее крупных клеток с округлой формой с очень крупными, но рыхлыми ядрами (цитоплазма видна лишь в виде узкого ободка, окружающего ядра). Это сперматоциты первого порядка.

Зона созревания представлена ближе к просвету канальца. Клетки её составляющие (сперматоциты второго порядка) меньше сперматоцитов первого порядка. Они обладают компактными, интенсивно окрашенными, но небольшими ядрами. В этой зоне можно увидеть сперматиды - мелкие сферические клетки с темно окрашенными ядрами.

Зона формирования. В этой зоне происходит превращение сперматид в зрелые сперматозоиды. Последние выходят в просвет канальца. На ри­сунке необходимо отметить четыре зоны, соответствующие последователь­ным этапам сперматогенеза.

Работа 2. Рассмотреть и зарисовать постоянный микропрепарат: синкарион у лошадиной аскариды (м/б. ув.).

Препарат представляет собой разрез матки лошадиной аскариды. При большом увеличении можно найти яйцеклетки, где после отделения второго редукционного тельца вновь реконструировано интерфазное ядро яйцеклетки, а также спермато­зоида. Это, так называемые, пронуклеусы. Затем в них наступают изменения, характерные для профазы митоза. Формирующие хромосомы (по две от каждого пронуклеуса) образуют метафазу дип­лоидной зиготы. На рисунке необходимо отметить стадию 2-х пронуклеусов, две пары хромосом, образовавшихся на следующей стадии.

Работа 3. Рассмотреть и зарисовать постоянный микропрепарат: яйцеклетка млекопитающих (м/б. ув.).

Обратить внимание, что основная масса структурных компонентов яичника - фолликулов сосредоточена его наружному краю (корковая зона). В центральной части располагаются соединительная ткань и кровеносные сосуды. Следующий этап развития фолликула - яйцеклетка, окруженная одним слоем из 11—12 фолликулярных клеток кубической формы округлым ядрами. По мере дальнейшего созревания фолликула, количество слоев фолликулярных клеток яйцеклетки постепенно увеличивается, а внутри фолликула образуется полость. Найдите зрелый фолликул. Этот фолликул наиболее крупный. В полости, заполненной фолликулярной жидкостью, находится яйценосный бугорок, на котором располагается созревшая яйцеклетка. На рисунке необходимо отметить оболочку яичника, корковый слой, созревающие фолликулы, яйцеклетку.

Работа 4.Рассмотреть и зарисовать постоянный препарат: сперматозоиды петуха (м/б. ув.).

На рисунке необходимо отметить головку, шейку и хвостик сперматозоидов.

Работа 5. Работа с электронограммами. Зарисовать в альбом ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, рибосомы, клеточный центр, лизосомы и др.

(тесты, задачи и т.д.).

Схема мейоза

2n4c 2n=10 х-м, 20 х-д,4с ДНК

Редукционное деление ∕ \

n2c n2c n=5 х-м, 10х-д, 2с ДНК

Эквационное деление ∕ \ ∕ \

nc nc nc nc n=5 х-м, 5х-д, с ДНК

Задача 1. Если исходная клетка имеет 20 хромосом, сколько хромосом перемещается к каждому полюсу в анафазе редукционного деления? Сколько хроматид идет к каждому полюсу в анафазе эквационного деления?

Задача 2. Во время нарушенного мейоза в исходной клетке с 40 хромосомами, одна пapa гомологичных хромосом не разошлась к разным полюсам. Сколько хромосом будет в каждой клетке, образовавшейся во время мейоза?

Задача 3.Сколько типов яйцеклеток образует клетка, если исходное количество хромосом равно одной паре? или 12 парам?

Задача 4. Расписать стадии овогенеза клетки с 4 хромосомами.

Задача 5. В исходной клетке имеется три пары гомологичных хромосом. В первой паре хромосом расположены гены Аа, во второй - Вв, а в третьей - Сс. Сколько хромосом и с какими генами будут содержать гаметы такого организма?

Задача 6. Общая масса всех молекул ДНК в 46 предмитотических хромосомах одной соматической клетки человека равна 12 · 10 -12 г (4с). Определить, чему будет равна масса всех хромосом в одной дочерней клетке и в четырех дочерних клетках, образовавшихся после мейоза?

Задача 7. Если самка, имеющая три пары хромосом, продуцирует 400 яйцеклеток, то сколько сортов их будет и сколько гамет каждого сорта может быть образовано?

Задача 8. В процессе сперматогенеза, во время редукционного деления произошло нерасхождение 21-ой пары хромосом. Сколько хромосом и хроматид будут иметь в этом случае сперматозоиды человека? Нарисовать схему мейоза.

Задача 9. В чем главные отличия анафазы первого деления мейоза от анафазы митоза?

Задача 10. При нарушении мейоза произошло нерасхождение двух хромосом на хроматиды. Сколько хромосом, хроматид будет иметь яйцеклетка собаки, если ее соматические клетки имеют 39 пар хромосом? Расписать стадии овогенеза и названия клеток на разных стадиях.

Задача 11. Под действием радиации произошло нарушение расхождения хромосом в периоде размножения сперматогенеза у кролика (2n=44 хромосомы). Одна пара хромосом не разошлась на хроматиды. Сколько хромосом и хроматид будут иметь клетки, образовавшиеся в результате сперматогенеза?

Задача 12. Под действием радиации у женщины нарушился период созревания овогенеза. Произошло нерасхождение бивалента 15-ой пары хромосом в I мейотическом делении. Сколько хромосом и хроматид будет иметь яйцеклетка женщины?

9. Учебно-материальное обеспечение:

9.1 Литература:

а) обязательная:

1. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: «Вища школа», 2012.

2. Ярыгин В. Н. с соавтор. Биология в 2-х томах. М.: Гэотар-медиа, 2011.

3. Чебышев Н. В. Биология. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2011.

б) дополнительная

1. Иванов В. П. Биология /Учебно-методическое пособие для мед. вузов. Курск, 2003.

2. Грин Н., Стаут У., Жейлор Д. Биология: в 3 томах. – М.: Мир, 1990.

10. Материальное обеспечение:

а) Таблицы: мейотический период жизни клетки, строение семенника, кариотип, строение яичника.

б) Световые микроскопы.

в) Постоянные микропрепараты (синкарион, семенник, яичник).

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.