Этапы проведения практического занятия.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

Задания для СРС во внеучебное время

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Цели занятия.

Мотивация изучения темы.

Тема занятия.

Мейоз. Гаметогенез. Работа с электронограммами.

Изучение данной темы необходимо для понимания основных закономерностей образования половых клеток человека, содержащих гаплоидный набор хромосом. Нарушение механизма правильного расхождения хромосом является причиной возникновения хромосомных болезней человека, которые составляют значительную группу наследственных заболеваний.

3.1.Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности – Лечебное дело. В результате освоения данной темы формируются общекультурные и профессиональные компетенции: ОК–1, ПК–2, ПК-5, ПК-12, ПК-32.

3.2.Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - особенности редукционного и эквационного деления мейоза, механизм и биологический смысл кроссинговера, периоды овогенеза и сперматогенеза, биологический смысл образования редукционных телец, биологическую сущность и формы полового размножения.

«Уметь» - предполагается способность выпускника применять полученные знания для решения типовых задач соответствующей сферы профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы: работать с микроскопом и бинокуляром, определять в микропрепаратах фазы мейоза, решать ситуационные задачи на расхождение хромосом при мейозе и сперматогенезе, пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

«Владеть» - предполагается обязательное наличие опыта (навыков) в проведении определенных практических действий: навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий.

1. Мейотический цикл деления клетки (курс школьной биологии).

2. Cтроение половых клеток (курс школьной биологии).

3. Периоды овогенеза и сперматогенеза (курс школьной биологии).

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

1. Цитогенетическая характеристика мейоза.

2. Понятие редукционного и эквационного деления мейоза.

3. Характеристика стадий мейоза (лептонема, зигонема, пахинема, диплонема, диакинез).

4. Понятие бивалента, тетрады, синапсиса, хиазм.

5. Отличительные особенности интерфазы и интеркинеза.

6. Типы кроссинговера. Причины, вызывающие нерасхождение хромосом.

7. Биологический смысл мейоза.

8. Гаметогенез. Характеристика периодов овогенеза и сперматогенеза человека. Строение половых клеток.

9. Оплодотворение и его фазы.

10. Эволюция форм полового и бесполого размножения. Половой диморфизм.

1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Факторы, вызывающие нарушение митоза. Патология митоза. Факторы, влияющие на митотическую активность.

2. Подготовить тему: «Рубежный контроль по разделу: «Цитология».

Вариант 1.

1. Назовите основные формы размножения. 2. Что происходит в метафазе митоза. 3. Сколько хромосом имеет дочерняя клетка, если митотически разделившаяся материнская клетка имела 14 хромосом. 4. В каком периоде сперматогенеза происходит мейоз. 5. Биологическое значение мейоза.

Вариант 2.

1. Митоз имеет важное биологическое значение потому, что.. 2. Профаза редукционного деления отличается от профазы митоза тем, что… 3. В какой стадии профазы 1 происходит кроссинговер. 4. В какой стадии мейоза происходит расхождение к полюсам клетки хромосом. 5. Назовите отличия овогенеза от сперматогенеза.

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
I. Вводная часть занятия  
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 5 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин
II. Основная часть занятия 80-90 %
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 65 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 10 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 5 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 50 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин
III. Заключительная часть занятия 5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 10 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 5 мин