Щение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеоб-
Г. явился важной вехой в работе, направленной на превра-
План обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.
Вышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый
Лась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по по-
Образование и наука. В годы предвоенных пятилеток продолжа-
Бы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.
И др.).
Д. С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые
Были обвинены историки Е. В. Тарле и С. Ф. Платонов, литературовед
Преодолеть отставание науки от практики социалистического строитель-
Новные направления развития общественных наук. От них требовалось
Кусству.
Борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и ис-
Дей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической
Органов большое место занимала работа, направленная на преодолр-
И пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных
Дение вопросов культурного строительства проходило на съездах
Определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуж-
Щей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали
Щения был назначен А. С. Бубнов, находившийся ранее на руководя-
По радиофикации и радиовещанию и т. д.). Новым наркомом просве-
Давалось специализированным комитетам (по делам высшей школы,
Управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями пере-
Ховной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов
Троль со стороны органов государственной власти за развитием ду-
Идеологизация культуры. С конца 20-х годов усилился кон-
КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В КОНЦЕ 20-х — 30-е ГОДЫ
Вующему искусству.
Тился отход от прежнего негативною отношения ко всему предшест-
Венной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наме-
К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художест-
Жизни.
И Н. Н. Асеева. В их произведения прочно вошла тема повседневной
нис буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании лю-
В постановлениях ЦК партии «О журнале "Под знаменем марксиз-
ма"» и «О работе Комакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и ос-
ства. В постановлениях был сформулирован тезис об «обострении клас-
совой борьбы на теоретическом фронте». Вслед за тем начались поис-
ки «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном
и литературных «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве»
писатели, поэты, художники (П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам
Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борь-
396 Глава 36 Советская культура в 1917—1940 гг.
щее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средст-