Щение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеоб-

Г. явился важной вехой в работе, направленной на превра-

План обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.

Вышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый

Лась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по по-

Образование и наука. В годы предвоенных пятилеток продолжа-

Бы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

И др.).

Д. С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые

Были обвинены историки Е. В. Тарле и С. Ф. Платонов, литературовед

Преодолеть отставание науки от практики социалистического строитель-

Новные направления развития общественных наук. От них требовалось

Кусству.

Борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и ис-

Дей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической

Органов большое место занимала работа, направленная на преодолр-

И пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных

Дение вопросов культурного строительства проходило на съездах

Определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуж-

Щей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали

Щения был назначен А. С. Бубнов, находившийся ранее на руководя-

По радиофикации и радиовещанию и т. д.). Новым наркомом просве-

Давалось специализированным комитетам (по делам высшей школы,

Управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями пере-

Ховной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов

Троль со стороны органов государственной власти за развитием ду-

Идеологизация культуры. С конца 20-х годов усилился кон-

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В КОНЦЕ 20-х — 30-е ГОДЫ

Вующему искусству.

Тился отход от прежнего негативною отношения ко всему предшест-

Венной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наме-

К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художест-

Жизни.

И Н. Н. Асеева. В их произведения прочно вошла тема повседневной

нис буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании лю-

В постановлениях ЦК партии «О журнале "Под знаменем марксиз-

ма"» и «О работе Комакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и ос-

ства. В постановлениях был сформулирован тезис об «обострении клас-

совой борьбы на теоретическом фронте». Вслед за тем начались поис-

ки «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном

и литературных «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве»

писатели, поэты, художники (П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борь-

396 Глава 36 Советская культура в 1917—1940 гг.

щее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средст-