Внутренняя перестройка произошла в поэзии С. А. Есенина
Заняла большое место в творчестве писателя М. А. Булгакова (роман
Культурная жизнь в конце 20-х — 30-е годы 395
Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к истори-
Становках режиссера В. Э. Мейерхольда.
Поиски нового зрелищного театра отразились наиболее полно в по-
Ждению агитационно-пропагандистских форм на театральной сцене.
Временную им действительность. На художественных выставках де-
Литераторы, художники стремились отразить в своем творчестве со-
Входившие в состав пролетарских творческих групп музыканты,
Циация пролетарских художников (РАПХ).
Нии так называемых непролетарских писателей и композиторов.
Музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отноше-
Нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских
За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием
Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни.
Их организаций видели одну из задач объединяемых ими литерато-
Ские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обе-
В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетар-
Сатели и поэты (М. П. Герасимов, В. В. Казин, И. Н. Садофьсв и др.)
Как на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом пи-
Фовцсв, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство
Декларациями выступили литературные группировки футуристов, ле-
Валась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими
Появились условия для становления науки. Были основаны новые ин-
Жения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны
ституты в системе Российской академии наук, которая с 1925 г. стала
именоваться Академией наук СССР.
Литература и искусство. Художественная жизнь 20-х годов разви-
организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одно-
именного журнала). Группа объявила себя единственной организацией,
выражающей интересы революционного рабочего класса.
ров в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач
пролетариата».
Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассо-
монстрировались картины «Тяжелая индустрия» Ю. И. Пименова
и «Тачанка» М. Б. Грекова. В театрах ставилась политическая опе-
ретта «Белые и черные» В. Шмидтгофа и С. Тимошенко; «Мисте-
рия-буфф» В. Маяковского. Деятели искусства стремились к утвер-
ческому прошлому страны (романы А. П. Чапыгина «Разин Степан»
и О. Д. Форш «Одеты камнем»). Тема минувшей гражданской войны
«Белая гвардия», пьеса «Бег») и драматурга К. А. Тренева (пьеса
«Любовь Яровая»).