Внутренняя перестройка произошла в поэзии С. А. Есенина

Заняла большое место в творчестве писателя М. А. Булгакова (роман

Культурная жизнь в конце 20-х — 30-е годы 395

Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к истори-

Становках режиссера В. Э. Мейерхольда.

Поиски нового зрелищного театра отразились наиболее полно в по-

Ждению агитационно-пропагандистских форм на театральной сцене.

Временную им действительность. На художественных выставках де-

Литераторы, художники стремились отразить в своем творчестве со-

Входившие в состав пролетарских творческих групп музыканты,

Циация пролетарских художников (РАПХ).

Нии так называемых непролетарских писателей и композиторов.

Музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отноше-

Нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских

За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием

Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни.

Их организаций видели одну из задач объединяемых ими литерато-

Ские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обе-

В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетар-

Сатели и поэты (М. П. Герасимов, В. В. Казин, И. Н. Садофьсв и др.)

Как на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом пи-

Фовцсв, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство

Декларациями выступили литературные группировки футуристов, ле-

Валась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими

Появились условия для становления науки. Были основаны новые ин-

Жения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны

ституты в системе Российской академии наук, которая с 1925 г. стала

именоваться Академией наук СССР.

Литература и искусство. Художественная жизнь 20-х годов разви-

организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одно-

именного журнала). Группа объявила себя единственной организацией,

выражающей интересы революционного рабочего класса.

ров в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач

пролетариата».

Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассо-

монстрировались картины «Тяжелая индустрия» Ю. И. Пименова

и «Тачанка» М. Б. Грекова. В театрах ставилась политическая опе-

ретта «Белые и черные» В. Шмидтгофа и С. Тимошенко; «Мисте-

рия-буфф» В. Маяковского. Деятели искусства стремились к утвер-

ческому прошлому страны (романы А. П. Чапыгина «Разин Степан»

и О. Д. Форш «Одеты камнем»). Тема минувшей гражданской войны

«Белая гвардия», пьеса «Бег») и драматурга К. А. Тренева (пьеса

«Любовь Яровая»).