Живопись и скульптура. В середине XIX в. в изобразительном
Кусства России имела деятельность С. П. Дягилева, организовавшего
Особое значение для популяризации театрально-музыкального ис-
Ницу мировой культуры. Хореографические постановки М. И. Пети-
Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского) навсегда вошли в сокровищ-
Ждановой). Имена выдающихся балетных танцоров (А. П. Павловой,
Оперными певцами (Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым, А. В. Не-
Русская вокальная школа была представлена замечательными
М. А. Балакиревым и учителем пения Г. Я. Ломакиным.
Русских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бес-
Ного общества, основанного в 1859 г. по инициативе А. Г. Рубин-
Циональной музыки способствовала деятельность Русского музыкаль-
Императорские Мариинский и Большой театры, Московская частная
Основными центрами музыкальной культуры стали консервато-
Удивительно переплетались камерность и симфоничность.
Выражения продолжил А. Н. Скрябин, в произведениях которого
Произведений. В начале XX в. поиски новых музыкальных средств
Жество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических
Лись национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям.
Н. А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно прояви-
М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин,
XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, кото-
Национальная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов
Музыка. Во второй половине XIX в. окончательно оформилась
Вились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии.
Ственный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ста-
Ная и И. И. Мозжухин. Хотя в основе многих фильмов лежали произ-
Нова. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холод-
Особую известность приобрели фильмы режиссера Я. А. Протаза-
В мире объемный (кукольный) фильм.
Лее 600 картин. В 1911 —1913 гг. в России был создан первый
Глава 30 Русская культура во второй половине XIX — начале XX в_________ 325
ведения А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Домик в Коломне»),
Ф. М. Достоевского («Бесы»), Л. Н. Толстого («Отец Сергий»), художе-
рую критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили
Представители «Могучей кучки» и другие русские композиторы
(П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов) создали мно-
рии в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также
опера С. И. Мамонтова (затем — С. И. Зимина). Популяризации на-
штейна «для развития музыкального образования, вкуса к музыке
и поощрения отечественных талантов». Пропагандой произведений
платной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х годах
па стали классикой мирового балета.
в Европе «Русские сезоны» (1907—1913).