Живопись и скульптура. В середине XIX в. в изобразительном

Кусства России имела деятельность С. П. Дягилева, организовавшего

Особое значение для популяризации театрально-музыкального ис-

Ницу мировой культуры. Хореографические постановки М. И. Пети-

Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского) навсегда вошли в сокровищ-

Ждановой). Имена выдающихся балетных танцоров (А. П. Павловой,

Оперными певцами (Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым, А. В. Не-

Русская вокальная школа была представлена замечательными

М. А. Балакиревым и учителем пения Г. Я. Ломакиным.

Русских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бес-

Ного общества, основанного в 1859 г. по инициативе А. Г. Рубин-

Циональной музыки способствовала деятельность Русского музыкаль-

Императорские Мариинский и Большой театры, Московская частная

Основными центрами музыкальной культуры стали консервато-

Удивительно переплетались камерность и симфоничность.

Выражения продолжил А. Н. Скрябин, в произведениях которого

Произведений. В начале XX в. поиски новых музыкальных средств

Жество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических

Лись национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям.

Н. А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно прояви-

М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин,

XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, кото-

Национальная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов

Музыка. Во второй половине XIX в. окончательно оформилась

Вились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии.

Ственный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ста-

Ная и И. И. Мозжухин. Хотя в основе многих фильмов лежали произ-

Нова. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холод-

Особую известность приобрели фильмы режиссера Я. А. Протаза-

В мире объемный (кукольный) фильм.

Лее 600 картин. В 1911 —1913 гг. в России был создан первый

Глава 30 Русская культура во второй половине XIX — начале XX в_________ 325

ведения А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Домик в Коломне»),

Ф. М. Достоевского («Бесы»), Л. Н. Толстого («Отец Сергий»), художе-

рую критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили

Представители «Могучей кучки» и другие русские композиторы

(П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов) создали мно-

рии в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также

опера С. И. Мамонтова (затем — С. И. Зимина). Популяризации на-

штейна «для развития музыкального образования, вкуса к музыке

и поощрения отечественных талантов». Пропагандой произведений

платной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х годах

па стали классикой мирового балета.

в Европе «Русские сезоны» (1907—1913).