Изобразительных средств и форм — все это вызвало появление мо-
Глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых
Ли удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX—XX вв. Более
Однако художественные приемы критического реализма переста-
Сии начала XX в.
Метода с постановкой острых социально-политических проблем Рос-
Ях М. Горького наиболее явственно проявилась связь реалистического
Вым лидером критического направления в литературе. В произведени-
Особенно отразились в творчестве Л. Н. Толстого, который был миро-
Прин и др. Социальные и философско-нравственные проблемы
Тыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Ку-
Нев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Сал-
Манизм, народность и гражданственность. Их развивали И. С. Турге-
И учились русские эмигранты.
Развитие русской экономической мысли отразилось в работах
Звали появление трудов, в которых история России рассматривалась
Ной исторической науки. Различные идейные взгляды историков вы-
Русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечествен-
Го народа. В. О. Ключевский, создавший оригинальную концепцию
Венную историю природными и этническими особенностями русско-
XIX в., написал множество работ по разным историческим пробле-
С. М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине
Чайно вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый
Стью понимания современных процессов и будущего России чрезвы-
Во второй половине XIX — начале XX в. в связи с необходимо-
Венное устройство.
Ние и творческие устремления можно создать справедливое общест-
Чю только через нравственное совершенствование, духовное очище-
Генции. Все чаще философы и социологи стали склоняться к идее,
Ли от них (особенно после революции 1905—1907 гг.) часть интелли-
Нацеленность на преобразование общества революционным путем,
Горичсских процессов. Однако политическая практика марксистов, их
признание преобладания ма!сриальной жизни над духовной оттолкну-
мам и фундаментальный труд «История России с древнейших вре-
мен». В нем он обосновал новую концепцию, объяснявшую отечест-
или с либеральных (П. Н. Милюков), или с марксистских позиций
(М. Н. Покровский).
марксистов (В. И. Ульянов-Ленин, А. А. Богданов) и их критиков
(П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский). Юрист и социолог М. М. Ко-
валевский основал в Париже «Высшую русскую школу обществен-
ных наук». В ней преподавали известные общественные деятели
Литература Художественная литература второй половины
XIX — начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гу-