Ция, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского
Веди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилиза-
Западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского
Висть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом по-
Жание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей нена-
Литературный критик В. Г. Белинский, раскрывая идейное содер-
Цена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашсвского и др.
Подъем. Он был связан с деятельностью В. Г. Белинского, А. И. Гер-
В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый
Редовых журналов. Многие общественные деятели увлеклись фило-
Движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда пе-
Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного
Произведения, пропагандировали новейшую западную философию.
Члены которых изучали отечественные и иностранные политические
В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева сложились группы,
В основном просветительский характер. Вокруг Н. В. Станкевича,
Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели
К ссылке на каторжные работы, других — к отправке в солдаты.
Некоторых выселили из Москвы и отдали под надзор полиции.
В Шлиссельбургскую крепость и каземат Соловецкого монастыря,
Императора часть членов кружка братьев Критских заточили
Правительство жестоко расправилось с участниками кружков. Сту-
Литику, строили наивные планы реформирования страны. Однако
Положения в России. Их члены лишь обсуждали внутреннюю по-
Способные оказать серьезное влияние на изменение политического
Вовали непродолжительное время и не выросли в организации,
П., М. и В. Критских, Н. П. Сунгурова и др.). Эти кружки дейст-
Постнической и антисамодержавной идеологии (кружки братьев
дент А. Полежаев за свободолюбивую поэму «Сашка» был исклю-
чен из университета и отдан в солдаты. По личному повелению
Одних участников «Сунгуровского общества» суд приговорил
софским постулатом Г. В. Ф. Гегеля «все разумное действительно,
все действительное разумно» и на этой основе пытались примирить-
234 Глава 21 Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в.
ся с «гнусной», по оценке В. Г. Белинского, российской действи-
тельное! ью.
литического строя для него было такое общество, в котором «не бу-
дет богатых, не будет бедных, ни царей, ни под/данных, но будут
братья, будут люди». В. Г. Белинскому были близки некоторые идеи
капитализма. Широкую известность приобрело сю «Письмо к Гого-
лю», в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ от обще-
ственной борьбы. В. Г. Белинский писал: «России нужны не пропо-
человека». Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое