Ция, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского

Веди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилиза-

Западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского

Висть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом по-

Жание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей нена-

Литературный критик В. Г. Белинский, раскрывая идейное содер-

Цена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашсвского и др.

Подъем. Он был связан с деятельностью В. Г. Белинского, А. И. Гер-

В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый

Редовых журналов. Многие общественные деятели увлеклись фило-

Движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда пе-

Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного

Произведения, пропагандировали новейшую западную философию.

Члены которых изучали отечественные и иностранные политические

В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева сложились группы,

В основном просветительский характер. Вокруг Н. В. Станкевича,

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели

К ссылке на каторжные работы, других — к отправке в солдаты.

Некоторых выселили из Москвы и отдали под надзор полиции.

В Шлиссельбургскую крепость и каземат Соловецкого монастыря,

Императора часть членов кружка братьев Критских заточили

Правительство жестоко расправилось с участниками кружков. Сту-

Литику, строили наивные планы реформирования страны. Однако

Положения в России. Их члены лишь обсуждали внутреннюю по-

Способные оказать серьезное влияние на изменение политического

Вовали непродолжительное время и не выросли в организации,

П., М. и В. Критских, Н. П. Сунгурова и др.). Эти кружки дейст-

Постнической и антисамодержавной идеологии (кружки братьев

дент А. Полежаев за свободолюбивую поэму «Сашка» был исклю-

чен из университета и отдан в солдаты. По личному повелению

Одних участников «Сунгуровского общества» суд приговорил

софским постулатом Г. В. Ф. Гегеля «все разумное действительно,

все действительное разумно» и на этой основе пытались примирить-

234 Глава 21 Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в.

ся с «гнусной», по оценке В. Г. Белинского, российской действи-

тельное! ью.

литического строя для него было такое общество, в котором «не бу-

дет богатых, не будет бедных, ни царей, ни под/данных, но будут

братья, будут люди». В. Г. Белинскому были близки некоторые идеи

капитализма. Широкую известность приобрело сю «Письмо к Гого-

лю», в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ от обще-

ственной борьбы. В. Г. Белинский писал: «России нужны не пропо-

человека». Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое