Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути

И существенные различия во взглядах славянофилов и западников.

Ство должно провести необходимые реформы. Вместе с тем были

Боясь революционных потрясений, они считали, что само правитель-

Стьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести.

Нархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить кре-

Се социально-политический строй, установить конституционную мо-

Европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить

Няло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех

И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объеди-

К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков,

Ские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западни-

Во и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, фило-

Тельству либералов сложилось два идейных течения — славянофильст-

На рубеже 30—40-х годов XIX в. среди оппозиционных прави-

Ное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

Вым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значитель-

Дагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П. Я. Чаадае-

Был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и пе-

Ма. П. Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский

Всех народов.

Вилизации в новую общность, которая обеспечил духовную свободу

Зовании европейского опыта, в объединении стран христианской ци-

В мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в исполь-

В своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась

Его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая

В прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По

Рицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни

Стничества и всей официальной идеологии. В первом письме,

Большую известность получило выступление П. Я. Чаадаева, напи-

Звала резкую критику либерально настроенной части общества. Наи-

Либеральное направление. Теория официальной народности вы-

И образования.

Валась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения

Выревым. Теория официальной народности не только пропагандиро-

савшего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепо-

опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г., П. Я. Чаадаев от-

232____Глава 21 Иде иная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в.

Правительство жестоко расправилось с автором и издателем пись-

надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор — Н. И. Надсждин

софы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреев-

ков— историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский,