Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути
И существенные различия во взглядах славянофилов и западников.
Ство должно провести необходимые реформы. Вместе с тем были
Боясь революционных потрясений, они считали, что само правитель-
Стьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести.
Нархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить кре-
Се социально-политический строй, установить конституционную мо-
Европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить
Няло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех
И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объеди-
К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков,
Ские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западни-
Во и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, фило-
Тельству либералов сложилось два идейных течения — славянофильст-
На рубеже 30—40-х годов XIX в. среди оппозиционных прави-
Ное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.
Вым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значитель-
Дагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П. Я. Чаадае-
Был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и пе-
Ма. П. Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский
Всех народов.
Вилизации в новую общность, которая обеспечил духовную свободу
Зовании европейского опыта, в объединении стран христианской ци-
В мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в исполь-
В своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась
Его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая
В прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По
Рицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни
Стничества и всей официальной идеологии. В первом письме,
Большую известность получило выступление П. Я. Чаадаева, напи-
Звала резкую критику либерально настроенной части общества. Наи-
Либеральное направление. Теория официальной народности вы-
И образования.
Валась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения
Выревым. Теория официальной народности не только пропагандиро-
савшего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепо-
опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г., П. Я. Чаадаев от-
232____Глава 21 Иде иная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в.
Правительство жестоко расправилось с автором и издателем пись-
надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор — Н. И. Надсждин
софы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреев-
ков— историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский,