Бурге), прославил себя М. И. Козловский. Ему же принадлежит глав-

Горическом образе бога войны Марса (на Марсовом поле в Петер-

Памятником А. В. Суворову, изображенному скульптором в алле-

Выдающемуся скульптору звучит эпитафия на надгробии Ф. И. Шу-

П. Чернышева, императора Павла I. Как высшая признательность

Ломоносова, А. М. Голицына, Г. А. Потемкина, П. А. Румянцева,

Необычайная глубина подачи образов. Им созданы портреты М. В.

Среды поморских косторезов, — Ф. И. Шубин. Для него характерна

Портретов прослабил себя земляк М. В. Ломоносова, вышедший из

Во второй половине XVIII в. серией выдающихся скульптурных

Рицы Анны Иоанновны с араичонком.

Ты Петра I и А. Д. Мсншикова, портретная статуя в рост императ-

Знаменитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюс-

Из мастеров барокко крупнейшим был Б. К. Растрелли—отец

И в других видах искусеiua, в скульптуре первой половины XVIII в.

Новлял художников на создание скульптурных портретов. Так же как

Мых в память о победах русскою оружия. Mnicpcc к человеку вдох-

Лице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводи-

Мой частью создаваемых садово-парковых комплексов в новой сто-

Развитию скульптуры. Скулыпурныс изображения стали неотъемле-

Щения искусства, потребности государственной жизни дали толчок

Скулыпура. В первой половине XVIII в. общий процесс обмир-

Постройки.

Готические узоры Петровского дворца и другие великолепные

Лицу. Это здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дво-

Ство общественных зданий и особняков, и сегодня украшающих сто-

Ученик и друг В. И. Баженова М. Ф. Казаков создал большое количе-

Ва (ныне старое здание Российской государственной библиотеки).

Ва. Гениальный русский архитектор В. И. Баженов возвел дом Пашко-

Выдающимися архитектурными постройками обогатилась и Моск-

Мосты повисли над водами

В i рани г оделася Нева,

К богатым пристаням стремятся.

Толпой со всех сторон земли

Дворцов и башен, корабли

Громады стройные теснятся

По оживленным 6epciaM

А. Ринальди — Мраморный дворец, Ю. М. Фельтсн — набережную

Нов — Каменноостровский дворец и Арсенал, А. Ф. Кокоринов

Го дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры, В. И. Баже-

Вине XVIII в. архитектор И. Е. Старов построил здание Таврическо-

и Ж. Б. Валлен-Деламот — Академию художеств и Гостиный двор,

Невы и решетку Летнего сада, Д. Кваренги — Академию наук и дру-

гие здания. Складывался неповторимый облик Петербурга:

(А С Пмикин)

рянского собрания, старое здание Московского университета, псевдо-

Глава 17 Русская культура XVIII в___ _____ ____________________185

господствовал барроко, во второй половине — классицизм.

бина: «И под его рукою мрамор дышит».

ная статуя Петергофского каскада фонтанов — «Самсон», символизи-