Ледовитого океана. Средняя Азия. Эти работы подготовили издание

Ние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей,

Менноугольного района и бакинской нефти. Обследовались внутрен-

Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого ка-

Богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период

Условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных

Наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В со-

Наука и техника. Важнейшим результатом деятельности Петра I

Странении научных знаний. В этом деле видную роль стали играть

Ние в нем было бессословным (дети крепостных моыи быть приня-

Его первым куратором. По инициативе И. И. Шувалова в 1757 i.

Ворита императрицы Елизаветы Петровны И. И. Шувалова, ставшею

Ту М. В. Ломоносова при дея1ельной поддержке просвещенного фа-

Выдающимся собьписм в жизни страны было создание в 1755 г.

Почти полностью лишены возможности получить образование.

Ловека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были

Тегорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два че-

Как оно не ciajio всеобщим, обязательным и одинаковым для всех ка-

Ные училища. Однако образование в целом оставалось сословным, так

Замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой гу-

Таким образом, к середине XVIII в. в России сложилась система

Мии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для ар-

Дети разночинцев и купцов — в медицинских, горных, коммерческих

и других профессиональных школах, а также в Академии художеств.

бернии открылись формально бессословные четырехклассные главные

народные училища, а в каждом уезде — двухклассные малые народ-

180 Глава 17 Русская культура XVIII в

первого в России Московскою университета по инициативе и проек-

была создана Академия художеств, до переезда в Петербург

в 1764 г. состоявшая при Московском университете. Со дня своего

основания Московский университет как бы поднялся над сословной

школой. В соответствии с идеями создателя университета образова-

ты в университет, получив вольную от помещика). М. В. Ломоносов

писал, что «университет создан для генерального обучения разночин-

цев». Лекции в университете читались на русском'языке. Одну из

важнейших задач университета М. В. Ломоносов видел в распро-

типография и библиотека университета, а также публичные лекции

его профессоров.

в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии

став Академии вошли университет и гимназия для подготовки кадров.

в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым «Атласа Россий-

ского». (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей стра-

ны, подобный «Атласу» И. К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга