Ледовитого океана. Средняя Азия. Эти работы подготовили издание
Ние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей,
Менноугольного района и бакинской нефти. Обследовались внутрен-
Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого ка-
Богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период
Условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли
В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных
Наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В со-
Наука и техника. Важнейшим результатом деятельности Петра I
Странении научных знаний. В этом деле видную роль стали играть
Ние в нем было бессословным (дети крепостных моыи быть приня-
Его первым куратором. По инициативе И. И. Шувалова в 1757 i.
Ворита императрицы Елизаветы Петровны И. И. Шувалова, ставшею
Ту М. В. Ломоносова при дея1ельной поддержке просвещенного фа-
Выдающимся собьписм в жизни страны было создание в 1755 г.
Почти полностью лишены возможности получить образование.
Ловека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были
Тегорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два че-
Как оно не ciajio всеобщим, обязательным и одинаковым для всех ка-
Ные училища. Однако образование в целом оставалось сословным, так
Замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой гу-
Таким образом, к середине XVIII в. в России сложилась система
Мии унтер-офицерский (сержантский) состав.
Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для ар-
Дети разночинцев и купцов — в медицинских, горных, коммерческих
и других профессиональных школах, а также в Академии художеств.
бернии открылись формально бессословные четырехклассные главные
народные училища, а в каждом уезде — двухклассные малые народ-
180 Глава 17 Русская культура XVIII в
первого в России Московскою университета по инициативе и проек-
была создана Академия художеств, до переезда в Петербург
в 1764 г. состоявшая при Московском университете. Со дня своего
основания Московский университет как бы поднялся над сословной
школой. В соответствии с идеями создателя университета образова-
ты в университет, получив вольную от помещика). М. В. Ломоносов
писал, что «университет создан для генерального обучения разночин-
цев». Лекции в университете читались на русском'языке. Одну из
важнейших задач университета М. В. Ломоносов видел в распро-
типография и библиотека университета, а также публичные лекции
его профессоров.
в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии
став Академии вошли университет и гимназия для подготовки кадров.
в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым «Атласа Россий-
ского». (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей стра-
ны, подобный «Атласу» И. К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга