ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ РОССИИ
Сивохина Татьяна Александровна
Георгиева Наталья Георгиевна,
Георгиев Владимир Анатольевич,
Орлов Александр Сергеевич,
Учебник
Подписано в печать 01 0905 Формат 60х90'/,6 Печать офсетная
Бумага газетная Печ л 33,0 Тираж 60000 экз Заказ № 0510290
ООО «ТК Велби»
107120, г Москва, Хлебников пер , д 7, стр 2
Отпечатано на MBS в полном соответствии
с качеством предоставленного оригинал-макета
в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат»
150049, г Ярославль, ул Свободы, 97
ISBN 5-482-OOA19-8
»785482"004197«
© Коллектив авторов, 2006
©ООО «Издательство Проспект», 2006
Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта — первейшая задача истории.
«Histona cst magistra vitae» («История — наставница жизни»),— говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.
Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В. О. Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем
не знает истории. Знаменитый ученый, великолепный лектор и острослов писал: «Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит.
История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за
невежество и пренебрежение». Хотелось бы напомнить еще один
афоризм: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам
в настоящем и готовит катастрофу в будущем».
История — одна из важнейших форм самосознания людей. Опы-
том истории стремятся воспользоваться противоборствующие поли-
тические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои дейст-
вия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий
наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.
Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошло-
го даст определенные основания для скептического отношения к исто-
рии как к науке, объективно оценивающей события и законы истори-
ческого развития. Часто можно услышать слова о том, что история
используется для обоснования целей политической борьбы, что каж-
дое поколение, каждая партия переписывают историю заново, что это
«политика, опрокинутая в прошлое». Высказывается точка зрения, что
прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от совре-
менности. Скептики также утверждают, что в век научно-технической
революции история только тогда станет наукой, когда примет методы
и математическую точность естественных наук. Наконец, в качестве
аргумента о несостоятельности истории как науки приводится мысль
о невозможности реконструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого
из-за нспрсзснтативности (нспрсдставительности) сохранившихся
источников о реально происходивших событиях.
И все-таки, несмотря на плюрализм как при ответах на глобаль-
ные вопросы развития человечества, так и при интерпретации от-
дельных факюв, сущсствус! обьскгивная истина. Не обвиняв, а
изучать прошлое, обьясня!ь сю —задача научного знания. Поиски
истины в истории, исюричсское познание — сложный, трудоемкий и
интересный процесс, требующий как понимания особенностей этого
познания, так и определенного профессиональною мастерства.
Историк не может писать без гнева и пристрастия, но он не име-
ет права на обман, на искажение и ушивание истины. Поиск и ут-
верждение истины во все времена являлись главной целью науки.
Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социально-
го опыта, история передаст сю от одного поколения к другому.
А осмысление этого опыта делает его достоянием современности.
Вопреки мнениям скептиков роль исторической науки в жизни лю-
дей возрастает. Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти
от настоящего. История служит современности, объясняя сегодняш-
ний день и давая материал для прогнозирования будущего.
Историческая наука пытается дать целостное видение историче-
ского процесса в единстве всех его характеристик. В этом она не
отличается от других наук. Как и в других науках, в истории идет
накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория
с учетом развития других отраслей знания (культорологии, историче-
ской психологии, социологии и др.), методы обработки и анализа ис-
точников (например, применение математических методов). Многие
факты, события, явления ^ашсй истории с открытием новых источ-
ников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоре-
тического знания сегодня оцениваются иначе, чем пять — десять лет
назад. Все это — свидетельства того, что историю переписывают не
только из политической конъюнктуры, но и в ответ на расширение
палитры наших знаний о прошлом.
Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое,— это знали люди
во все времена. Всестороннее научное исследование материальной
и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее
и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это
свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее
понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит
задачу максимально точного научного осознания прошлого, что име-
ет не только нравственную, но и практическую ценность.
Великий русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов писал,
что история «дает государям примеры правления, подданным — по-
виновения, воинам — мужества, судьям — правосудия, мла-
дым — старых разум, престарелым — сугубую твердость в советах,
каждому — незлобивое увеселение с несказанною пользою соединен-
ное». Говоря о роли истории в жизни людей, «птенец гнезда Петро-
ва» В. Н. Татищев писал: «Можно кратко сказать, что никакой че;ю-
век, ни един стан, промысл, наука, ниже какое-либо правительство,
меньше человек единственный без знания оной совершен, мудр
и полезен быть не может».
Введение
Давно уже замечено, чю и камни говоря!, семи это камни исто-
рии. Доказательность выводов — обязательная ncpia научного знания.
История как наука оперирует точно установленными фактами. Как
и в других науках, в исюрии идет накопление и открытие новых
фактов. Эти факты извлекаются из исторических исючников. Истори-
ческие источники— эго все остатки прошлой жизни, все свидетель-
ства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные груп-
пы (классы) исторических источников: 1) вещественные; 2) письмен-
ные; 3) изобразительные (изобразителыю-iрафичсскис, изобразитель-
но-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические. Ис-
юрики, изучая исторические источники во всей их совокупности, не
имеют права «играть» в факты и фактики. Они исследуют все факты
без исключения.
Собранный фактический материал трсбус! своего объяснения,
выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теорети-
ческие концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо зна-
ние конкретных фактов, с другой — историк должен осмыслить всю
совокупность фактов с целью выявления причин закономерностей
развития общества.
В разнос время историки по-разному объясняли причины и зако-
номерности развития истории нашей страны. Летописцы со времен
Нестора считали, что мир развивается по божественному провиде-
нию и божественной воле.
С появлением опытного, эмпирического, рационалистического
знания историки в качестве определяющей силы исторического про-
цесса стали искать объективные факторы. Так, М. В. Ломоносов
( 1 7 1 1 —1765) и В. Н. Татищев (1686—1750), сюявшие у истоков
русской исторической науки, считали, что знание, просвещение оп-
ределяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизываю-
щая труды Н. М. Карамзина (1766—1826) («История государства
Российского»),— необходимость для России мудрого самодержавия.
Крупнейший русский историк XIX в. С. М. Соловьев (1820—
1870) («История России с древнейших времен») видел ход истории
нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее
к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, при-
рода племени и ход внешних событий, как считал историк, объек-
тивно определяли ход русской истории.
Ученик С. М. Соловьева В. О. Ключевский (1841—1911) («Курс
русской истории»), развивая идеи своего учителя, считал, что необ-
ходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географиче-
ский, этнический, экономический, социальный, политический и т. д.),
характерных для каждого периода. «Человеческая природа, людское
общество и природа страны — вот те три основные силы, которые
строят людское общежитие». Близко к нему по теоретическим взгля-
б Введение
дам был С. Ф. Платонов (1850—1933), чьи «Лекции по русской ис-
тории» неоднократно, как и труды Н. М. Карамзина, С. М. Соловье-
ва, В. О. Ключевского, переиздавались в последние годы.
В советский период историки особенно успешно изучали соци-
ально-экономическую проблематику, движения народных масс. Были
выявлены и введены в научный оборот новые исторические источни-
ки. Однако господство в теоретической сфере только одной маркси-
стско-ленинской концепции существенно сковывало творчество уче-
ных. Они исходили из определяющей роли материального производ-
ства в жизни людей и видели смысл исторического развития
в переходе от одной общественно-экономической формации к дру-
гой, завершающемся построением на земле коммунистического об-
щества.
Авторы настоящего учебника считают, что история Рос-
сии— часть мирового исторического процесса. Однако нельзя сбра-
сывать со счетов и особенности русского варианта пути развития
человеческой цивилизации. Авторы видят свою задачу в том, чтобы
показать, как в рамках общемировых закономерностей эволюциони-
ровало огромное евразийское геополитическое пространство, как
сказались на его развитии природа и климат, соотношение разме-
ров территории и ее заселенности, многонациональный и многокон-
фессиональный состав населения, необходимость освоения террито-
рии, внешние факторы и т. п.
В основу учебника положены лекции, которые были прочитаны
в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова,
Российском университете дружбы народов, Литературном институте
им. А. М. Горького.
Текст учебника подготовлен коллективом авторов: А. С. Ор-
ловым (введение, главы 1 —17); Н. Г. и В. А. Георгиевыми (главы
18—32, 35, 37, параграфы «Внутреннее положение РСФСР
в 1920—1921 гг.» и «Новая экономическая политика» главы 33, па-
раграф «СССР в 1938— начале 1941 г.» главы 34); Т. А. Сивохиной
(параграф «Образование СССР» главы 33, параграфы «Экономиче-
ская политика» и «Социально-политическое развитие» главы 34, гла-
вы 36, 38—43). Схемы, хронологические и другие таблицы составле-
ны авторами.
Глава 1