ВВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЯ РОССИИ

Сивохина Татьяна Александровна

Георгиева Наталья Георгиевна,

Георгиев Владимир Анатольевич,

Орлов Александр Сергеевич,

Учебник

Подписано в печать 01 0905 Формат 60х90'/,6 Печать офсетная

Бумага газетная Печ л 33,0 Тираж 60000 экз Заказ № 0510290

ООО «ТК Велби»

107120, г Москва, Хлебников пер , д 7, стр 2

Отпечатано на MBS в полном соответствии

с качеством предоставленного оригинал-макета

в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат»

150049, г Ярославль, ул Свободы, 97

ISBN 5-482-OOA19-8

»785482"004197«

© Коллектив авторов, 2006

©ООО «Издательство Проспект», 2006

Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта — первейшая задача истории.

«Histona cst magistra vitae» («История — наставница жизни»),— говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.

Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В. О. Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем

не знает истории. Знаменитый ученый, великолепный лектор и острослов писал: «Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит.

История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за

невежество и пренебрежение». Хотелось бы напомнить еще один

афоризм: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам

в настоящем и готовит катастрофу в будущем».

История — одна из важнейших форм самосознания людей. Опы-

том истории стремятся воспользоваться противоборствующие поли-

тические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои дейст-

вия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий

наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошло-

го даст определенные основания для скептического отношения к исто-

рии как к науке, объективно оценивающей события и законы истори-

ческого развития. Часто можно услышать слова о том, что история

используется для обоснования целей политической борьбы, что каж-

дое поколение, каждая партия переписывают историю заново, что это

«политика, опрокинутая в прошлое». Высказывается точка зрения, что

прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от совре-

менности. Скептики также утверждают, что в век научно-технической

революции история только тогда станет наукой, когда примет методы

и математическую точность естественных наук. Наконец, в качестве

аргумента о несостоятельности истории как науки приводится мысль

о невозможности реконструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого

из-за нспрсзснтативности (нспрсдставительности) сохранившихся

источников о реально происходивших событиях.

И все-таки, несмотря на плюрализм как при ответах на глобаль-

ные вопросы развития человечества, так и при интерпретации от-

дельных факюв, сущсствус! обьскгивная истина. Не обвиняв, а

изучать прошлое, обьясня!ь сю —задача научного знания. Поиски

истины в истории, исюричсское познание — сложный, трудоемкий и

интересный процесс, требующий как понимания особенностей этого

познания, так и определенного профессиональною мастерства.

Историк не может писать без гнева и пристрастия, но он не име-

ет права на обман, на искажение и ушивание истины. Поиск и ут-

верждение истины во все времена являлись главной целью науки.

Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социально-

го опыта, история передаст сю от одного поколения к другому.

А осмысление этого опыта делает его достоянием современности.

Вопреки мнениям скептиков роль исторической науки в жизни лю-

дей возрастает. Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти

от настоящего. История служит современности, объясняя сегодняш-

ний день и давая материал для прогнозирования будущего.

Историческая наука пытается дать целостное видение историче-

ского процесса в единстве всех его характеристик. В этом она не

отличается от других наук. Как и в других науках, в истории идет

накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория

с учетом развития других отраслей знания (культорологии, историче-

ской психологии, социологии и др.), методы обработки и анализа ис-

точников (например, применение математических методов). Многие

факты, события, явления ^ашсй истории с открытием новых источ-

ников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоре-

тического знания сегодня оцениваются иначе, чем пять — десять лет

назад. Все это — свидетельства того, что историю переписывают не

только из политической конъюнктуры, но и в ответ на расширение

палитры наших знаний о прошлом.

Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое,— это знали люди

во все времена. Всестороннее научное исследование материальной

и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее

и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это

свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее

понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит

задачу максимально точного научного осознания прошлого, что име-

ет не только нравственную, но и практическую ценность.

Великий русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов писал,

что история «дает государям примеры правления, подданным — по-

виновения, воинам — мужества, судьям — правосудия, мла-

дым — старых разум, престарелым — сугубую твердость в советах,

каждому — незлобивое увеселение с несказанною пользою соединен-

ное». Говоря о роли истории в жизни людей, «птенец гнезда Петро-

ва» В. Н. Татищев писал: «Можно кратко сказать, что никакой че;ю-

век, ни един стан, промысл, наука, ниже какое-либо правительство,

меньше человек единственный без знания оной совершен, мудр

и полезен быть не может».

Введение

Давно уже замечено, чю и камни говоря!, семи это камни исто-

рии. Доказательность выводов — обязательная ncpia научного знания.

История как наука оперирует точно установленными фактами. Как

и в других науках, в исюрии идет накопление и открытие новых

фактов. Эти факты извлекаются из исторических исючников. Истори-

ческие источники— эго все остатки прошлой жизни, все свидетель-

ства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные груп-

пы (классы) исторических источников: 1) вещественные; 2) письмен-

ные; 3) изобразительные (изобразителыю-iрафичсскис, изобразитель-

но-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические. Ис-

юрики, изучая исторические источники во всей их совокупности, не

имеют права «играть» в факты и фактики. Они исследуют все факты

без исключения.

Собранный фактический материал трсбус! своего объяснения,

выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теорети-

ческие концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо зна-

ние конкретных фактов, с другой — историк должен осмыслить всю

совокупность фактов с целью выявления причин закономерностей

развития общества.

В разнос время историки по-разному объясняли причины и зако-

номерности развития истории нашей страны. Летописцы со времен

Нестора считали, что мир развивается по божественному провиде-

нию и божественной воле.

С появлением опытного, эмпирического, рационалистического

знания историки в качестве определяющей силы исторического про-

цесса стали искать объективные факторы. Так, М. В. Ломоносов

( 1 7 1 1 —1765) и В. Н. Татищев (1686—1750), сюявшие у истоков

русской исторической науки, считали, что знание, просвещение оп-

ределяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизываю-

щая труды Н. М. Карамзина (1766—1826) («История государства

Российского»),— необходимость для России мудрого самодержавия.

Крупнейший русский историк XIX в. С. М. Соловьев (1820—

1870) («История России с древнейших времен») видел ход истории

нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее

к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, при-

рода племени и ход внешних событий, как считал историк, объек-

тивно определяли ход русской истории.

Ученик С. М. Соловьева В. О. Ключевский (1841—1911) («Курс

русской истории»), развивая идеи своего учителя, считал, что необ-

ходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географиче-

ский, этнический, экономический, социальный, политический и т. д.),

характерных для каждого периода. «Человеческая природа, людское

общество и природа страны — вот те три основные силы, которые

строят людское общежитие». Близко к нему по теоретическим взгля-

б Введение

дам был С. Ф. Платонов (1850—1933), чьи «Лекции по русской ис-

тории» неоднократно, как и труды Н. М. Карамзина, С. М. Соловье-

ва, В. О. Ключевского, переиздавались в последние годы.

В советский период историки особенно успешно изучали соци-

ально-экономическую проблематику, движения народных масс. Были

выявлены и введены в научный оборот новые исторические источни-

ки. Однако господство в теоретической сфере только одной маркси-

стско-ленинской концепции существенно сковывало творчество уче-

ных. Они исходили из определяющей роли материального производ-

ства в жизни людей и видели смысл исторического развития

в переходе от одной общественно-экономической формации к дру-

гой, завершающемся построением на земле коммунистического об-

щества.

Авторы настоящего учебника считают, что история Рос-

сии— часть мирового исторического процесса. Однако нельзя сбра-

сывать со счетов и особенности русского варианта пути развития

человеческой цивилизации. Авторы видят свою задачу в том, чтобы

показать, как в рамках общемировых закономерностей эволюциони-

ровало огромное евразийское геополитическое пространство, как

сказались на его развитии природа и климат, соотношение разме-

ров территории и ее заселенности, многонациональный и многокон-

фессиональный состав населения, необходимость освоения террито-

рии, внешние факторы и т. п.

В основу учебника положены лекции, которые были прочитаны

в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова,

Российском университете дружбы народов, Литературном институте

им. А. М. Горького.

Текст учебника подготовлен коллективом авторов: А. С. Ор-

ловым (введение, главы 1 —17); Н. Г. и В. А. Георгиевыми (главы

18—32, 35, 37, параграфы «Внутреннее положение РСФСР

в 1920—1921 гг.» и «Новая экономическая политика» главы 33, па-

раграф «СССР в 1938— начале 1941 г.» главы 34); Т. А. Сивохиной

(параграф «Образование СССР» главы 33, параграфы «Экономиче-

ская политика» и «Социально-политическое развитие» главы 34, гла-

вы 36, 38—43). Схемы, хронологические и другие таблицы составле-

ны авторами.

Глава 1