Лекция 4. Развитие естественнонаучных знаний в средневековой Европе

География.

Кризис античного рабовладельческого общества, усилившийся в III-IV вв. н. э., неизбежно повлек за собой упадок античной культуры. Гибель Римской империи (V в.) нанесла античной науке особенно тяжелый удар.

В Византии, прямой наследнице Римской империи, но развивавшейся в условиях другого социально-экономического строя - феодальных общественных отношений, наука была поставлена на службу христианской церкви. Положительные знания, основанные на опыте и разуме и не согласуемые с догмами богословских учений, подвергались как «языческая» наука преследованиям и гонению. Соответственно, главное назначение географических карт состояло в иллюстрации богословских сочинений и в опровержении античных доказательств шарообразности Земли.

В этом отношении очень показательна «Христианская топография», написанная в VI в. византийцем Козьмой Индикопловом (т. е. «Плавателем в Индию») и позднее в XII-XIII вв. широко распространенная на Руси. Будучи купцом, он много странствовал, но писал свой труд уже на склоне лет в монастыре. В описании Эфиопии, Цейлона, Индии и других стран Козьма Индикоплов дает обширные и ценные фактические сведения, но, говоря о мироздании, решительно отвергает шарообразность Земли как «заблуждение».

Среди немногих свидетелей византийской картографии известны останки мозаичной карты на полу византийского храма в Мадабе (Иордания), относящейся к концу VI в.; в сохранившейся части она изображает дельту Нила, Мертвое море и часть Палестины, включая вид Иерусалима с птичьего полета.

На этом фоне выделяются успехи в развитии географических знаний в Армении и странах арабского Халифата.

Несмотря на опустошения, которым неоднократно подвергалась Армения, зажатая между Византией и Ираном, феодальная армянская культура достигла в V-VII вв. высокого уровня. В Армении был известен ряд античных греческих сочинений и среди них «География» Птолемея. На ее основе и по ее подобию была создана в начале VII в. так называемая «Армянская география», содержавшая обширный текст, дошедший до наших дней, и по меньшей мере 15 карт, включая карту мира, к сожалению утраченных. О значении «Армянской географии» можно судить по тому, что труд Птолемея, явившийся научным откровением для средневековых географов и картографов Западной Европы, стал известен там лишь в XIV в.

IX-X вв. - время подъема географической культуры в странах арабского Халифата. В VII-VIII вв. арабы распространили свои завоевания на огромную территорию, включающую на западе Испанию, а на востоке - Среднюю Азию и западную часть Индии. Во вновь образованном государстве - Халифате – были созданы условия, способствовавшие процветанию географии. Подробные описания провинций, населенных пунктов, продуктов земледелия и ремесел были необходимы для взимания податей и налогов. Географию рассматривали как «науку о путях и государствах». Еще большее значение для накопления и распространения географических знаний имело развитие торговли. Эти своеобразные условия породили многообразие географических сочинений, некоторые из которых толковали географию в математическом смысле как «науку о широтах и долготах». В их основе лежала «География» Птолемея, переведенная на арабский язык. На этом же языке выполнялись надписи на картах, описываемые в истории картографии как «арабские карты», хотя их творцы были выходцами из разных углов исламского мира.

Совершенно оригинальная арабская традиция проявилась в так называемом «Атласе Ислама», объединяющем картографические труды ряда географов X в. (аль-Истархи, Ибн Хаукаль и др.). Он включает круглую карту мира и 20 карт мусульманских, главным образом ираноязычных стран. Их исполнение было подчинено догмам корана, запрещавшим изображать людей и животных. Поэтому карты чертились как схемы, предельно абстрагирующие действительность, при помощи циркуля и линейки в виде прямых линий и дуг окружностей. Сеть меридианов и параллелей отсутствовала, хотя географические тексты, сопровождавшие карты, нередко изобиловали указаниями широт и долгот, а картографические проекции были известны по трудам Птолемея. Более того, предлагались новые проекции. Такую проекцию предложил знаменитый хорезмийский астроном и географ Бируни, в своем труде «Книга о проектировании на плоскость созвездий и изображении на плоскости стран» (конец X в.). В дальнейшем карты атласа распространялись без каких-либо дополнений и усовершенствований. Зрелище, конечно, презабавное. Никогда не подумаешь, что это карта. Сразу возникает вопрос – как же ею пользоваться?

В целом арабская культура создала обширную географическую литературу, богатую фактическим материалом, но не дала действительно ценных карт. Распад Халифата как единого государственного организма повлек увядание арабской картографии. Она поднялась еще раз, но уже на чужой почве, в трудах знаменитого арабского ученого Аль-Идриси.

В Западной Европе раннее средневековье сопровождалось упадком науки. При господстве натурального хозяйства феодальные поместья представляли собой небольшие замкнутые владения, почти лишенные связи с внешним миром. Потребность в географических знания и географических картах оказалась ничтожной: ни купец, ни феодал не имели в них надобности. Господствующим видом картографических произведений стали на долгое время так называемые «монастырские карты», которые создавались под сводами монастырей. Их исполнители использовали некоторые античные источники, искаженные и смешанные с последующими вымыслами. Свое представление о мироздании они обычно основывали на одном из библейских стихов, который позволял думать о Земле как о плоском диске. Иногда эти карты имели сугубо декоративное значение.

В качестве примера можно привести карту испанского монаха Беата (около 730-798 гг.). Ей свойственны типичные черты монастырских карт: океан, омывающий Землю, центральное положение Иерусалима, на востоке (наверху карты) - рай с его первоначальными обитателями, примитивные очертания суши и морей (см., например, Черное и Эгейское моря), перспективные знаки населенных пунктов и гор, географические тексты на самой карте и т.п.

Со времени крестовых походов (XI-XIII вв.) начинается развитие товарно-денежных отношений и торговли. Купцы совершают длительные путешествия в отдаленные и таинственные страны, известные только из легенд. Вспомним Марко Поло и его путешествие в Китай. Впоследствии венецианец побывал в Индонезии, Индии и других странах. Сведения о его путешествиях записаны с его слов в «Книге Марко Поло». В своих странствиях он был в компании купцов, сопровождал особ царского двора, служил у хана и собрал интересные сведения о странах, которые он посетил. Наиболее полезными были сведения о восточном побережье Азии, которое часто неправильно наносилось на карту. «Книга Марко Поло» была переведена на многие языки и долгое время оставалась ценным пособием для всех путешественников в Центральную Азию, Индию, Китай. Ее знал Христофор Колумб. Развитие торговли способствовало подъему не только сухопутных путешествий. но и мореплавания. Появились корабли, рассчитанные для плавания под парусами в открытом море. Потребовались пособия, которые могли бы помочь мореплавателям в ориентировке близ берегов и в открытом море. В морской обиход вошли компас и навигационные карты - портоланы (XIV-XVI вв.). Вызванные новыми потребностями жизни, портоланы решительно отвергали реакционные традиции монастырской картографии, ее мифические, баснословные черты. Постоянно проверяемые в натуре, они обладали точностью ранее неизвестной. Но это уже совсем другая история - Возрождение.

Активные путешествия, которые способствуют развитию географических знаний, предпринимают норманны. В IX веке была открыта Исландия, а столетием позже – Гренландия (Эрик Рыжий) Дальнейшие плавания норманнов (Бьярни и Лейфа Счастливого) на запад привели к открытию Северной Америки. Это случилось между 987- 1000 гг. Впоследствии открытия норманнов были забыты, и научного влияния они не оказали. Но викинги разведали новые пути, которые использовались в дальнейшем как в военных, так и в торговых целях, например знаменитый путь из «варяг в греки». К этой категории относятся также путешествия новгородцев, которые разведали неизвестные земли вплоть до о. Шпицберген и устья Оби.

В целом, мы видим, что, несмотря на упадок античной науки, развитие географических знаний активно продолжается. Путешественники путешествуют, а картографы картографируют. Эта деятельность подготовила Великие географические открытия эпохи Возрождения, которые знаменуют собой переход человечества на иной уровень в представлениях о Земле.

Математика.

Преемниками греков в истории математики стали индийцы. Индийские математики не занимались доказательствами, но они ввели оригинальные понятия и ряд эффективных методов. Именно они впервые ввели нуль и как кардинальное число, и как символ отсутствия единиц в соответствующем разряде. Установили правила операций с нулем. Индийцы ввели понятие отрицательных чисел (для обозначения долгов). Внесли существенный вклад в создание современной системе счисления, основанной на позиционном принципе записи чисел и нуля как кардинального числа и использовании обозначения пустого разряда.

Вскоре математика достигает Багдада. В трудах арабских математиков явственно различимы вавилонское и греческое влияния. Разработан способ получения алгебраических решений квадратных и кубических уравнений. Арабские астрономы ввели в тригонометрию понятие тангенса и котангенса. Затем тригонометрия стала рассматриваться отдельно от астрономии.

Самым важным вкладом арабов в математику стали их переводы и комментарии к великим творениям греков. Европа познакомилась с этими работами после завоевания арабами Северной Африки и Испании, а позднее труды греков были переведены на латынь.

В XIII – XV веках формируется западноевропейская математика на основе усвоения наследия древнегреческой и арабской математики. Накапливается важный опыт рационально-теоретического анализа, который определит ее дальнейшее стремительное развитие, начиная с XVI века. В XIII в. в Италии появляются и широко распространяются первые серьезные учебники математики, в которых органично сочетаются практически значимые математические алгоритмы, процедуры с глубоким теоретическим анализом (Леонардо Пизанский (Фибоначчи).

В XIV – XV веках главные направления развития математики – расширение понятия числа, совершенствование алгебраической символики, формирование тригонометрии как особой отрасли математики. В трудах Фибоначчи уже существует ясное понимание природы иррациональных чисел. Немецкий математик Мюллер (Региомонтан) излагает тригонометрию как целостную математическую науку.

Физика.

Эпоха средневековья в Европе – эпоха господства христианской модели мира. Основные идеи этой модели нередко приходили в противоречие с картиной реальности, созданной в античности. Схоласты не могли логически интерпретировать основные религиозные положения и догматы, исходя из представлений античности. В частности, идея о замкнутом космосе, предложенная Аристотелем, не стыковалась с христианской идеей бесконечности божественного всемогущества. В XIV – XV веках постепенно осуществляется пересмотр основных представлений античной естественнонаучной картины мира, и складываются предпосылки для создания нового естествознания. Новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии.

Качественные сдвиги произошли в кинематике и динамике. В кинематике средневековые схоласты вводят понятия «средняя скорость», «мгновенная скорость», равноускоренное движение». Вызревает понятие ускорения. В динамике развитие получила теория импетуса (от лат. Impetus – стремительность, напор). Это был мост, который соединял динамику Аристотеля с динамикой Галилея. Французский философ-схоласт Жан Буридан (XIV в.) объяснял падение тел с точки зрения теории импетуса. Он считал, что при падении тел тяжесть запечатлевает в падающем теле импетус, поэтому скорость его во время падения возрастает. Величина импетуса, по его мнению, определяется и скоростью, сообщенной телу, и «качеством материи» этого тела. Импетус расходуется в процессе движения на преодоление трения; когда импетус растрачивается, тело останавливается.

В рамках теории импетуса вызревает понятие инерции. Кроме того, она способствовала развитию и уточнению понятия силы. Все это постепенно готовило возникновение динамики Галилея.

Алхимия.

Алхимия складывалась в эпоху эллинизма на основе слияния прикладной химии египтян с греческой натурфилософией, мистикой и астрологией в александрийской культурной традиции, представляя собой форму ритуально-магического искусства. Алхимия – это попытка найти способ получения благородных металлов.

В средневековой алхимии можно выделить две тенденции. Первая – это мистифицированная алхимия, ориентированная на химические превращения (в частности, ртути в золото) и на доказательство возможности человеческими усилиями осуществлять космические превращения (давать человеку могущество над духами, воскрешать из мертвого и создавать одушевленное существо – андроида или гомункула). В русле этой тенденции арабские алхимики сформулировали идею «философского камня» - гипотетического вещества, ускорявшего «созревание» золота в недрах земли. Это вещество трактовалось и как эликсир жизни, который исцеляет болезни и дает бессмертие.

Вторая тенденция была больше ориентирована на конкретную практическую химию. В этой области достижения алхимии несомненны. К ним следует отнести: открытие способов получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ, создание химической посуды и т.д.

Среди алхимиков было немало искренне убежденных в реальности всеобщей взаимопревращаемости веществ мыслителей – Раймунд Луллий, Арнальдо де Виланова, Альберт Великий, Фома Аквинский.

Происхождение человека.

В области биологии средневековье не дало новых идей. При этом многие античные достижения были либо утеряны, либо интерпретированы в религиозном духе. Особенно это касается таких мировоззренческих проблем, как происхождение жизни и человека. В рамках религиозного мировоззрения происхождение жизни и человека рассматривались как прямое, непосредственное творение их Богом. В той или иной форме этот взгляд характерен для всех трех мировых религий – христианства ислама, буддизма.

Христианская историософия относила начало существования человечества а 5509 г. До н.э. Вся история человечества делилась на два основных периода – «допотопный» и «послепотопный». Согласно библейскому рассказу, в допотопную эпоху в последний, заключительный день творения Бог создал из праха земного Адама, а затем Еву из ребра его, дал им возможность жить в саду Эдема. Послепотопное человечество произошло от Ноя и его потомков, спасшихся во время потопа в ковчеге и т.д. и т.п. Этот сюжет хорошо известен.

Интересно, что в Средневековье религиозные догматы о сотворении человека Богом вполне уживались с самыми невероятными вымыслами о прошлом людей и о народах неведомых стран. Так, средневековые географы и хронисты всерьез принимали легенды о киноцефалах, фанезийцах (людях, закутывавшихся в свои громадные уши), кентаврах, мантикорах (существах с лицом человека, туловищем льва, хвостом скорпиона) и т.д.Особенно были популярны сложившиеся еще в античности из мифологических источников рассказы о чудесах Индии. По их представлениям там жили пигмеи, которые сражались с аистами, и великаны, воевавшие с грифонами. Там были гимнософисты, которые целый день созерцали солнце, стоя под его палящими лучами сначала на одной, а потом на другой ноге. Там имелись люди со ступнями, повернутыми назад, и с восемью пальцами на каждой ноге, кинокефалы, люди с собачьими головами и когтями, лающие и рычащие; народ, женщины которого рожают только одного ребенка, при этом всегда беловолосого; племена, у представителей которых в юности волосы белые, но с годами темнеют; люди, которые ложатся на спину и поднимают вверх свою огромную единственную ногу, спасаясь тем самым от солнца; люди, которые насыщаются от одного запаха пищи; безголовые люди, глаза которых находятся в желудке; лесные люди с волосатыми телами и устрашающими голосами, а также множество ужасных зооморфных существ, сочетающих в себе признаки нескольких животных.

Что касается вопроса о возникновении человечества и его первоначальной истории, то считалось, что об этом все уже сказано в Библии. Попытки поставить под сомнение эту догму рассматривались как ересь и преследовались. За это даже сжигали на кострах инквизиции. Религиозная концепция происхождения человека была влиятельным элементом общественного сознания в европейских странах вплоть до середины XIX и постепенно возрождается в наше время, находя все больше последователей.