Соотношение метанол:иэобутан10:1 Кратность циркуляции
Давление0,7-0,75 МПа Объемная скорость подачи ББФ
Технология получения МТБЭ
Основы управления процессом О-алкилирования метанола изобутиленом. Важными оперативными параметрами, влияющими на выход и качество МТБЭ, являются температура, давление, объемная скорость подачи сырья и соотношение метанол:изобутен. Закономерность влияния этих параметров на синтез МТБЭ примерно идентичны влиянию их на процесс С-алкилирования изобутана бутенами. Ниже приводим оптимальные пределы режимных параметров синтеза МТБЭ:
Температура в зоне реакции60—70 ⁰С
каталитического крекинга1,5 ч'1
метанола к изобутену9,4:1
При этих условиях в ректификационно-реакторном аппарате конверсия изобутилена составляет 99,5 % масс.
Технологическая схема отечественной установки О-алкилирования метанола изобутеном представлена на рис. 8.15.
Процесс синтеза МТБЭ осуществляется в ректификационно-реакционном аппарате, состоящем из средней реакторной зоны, разделенной на 3 слоя катализатора, и верхней и нижней ректификационных зон с двумя тарелками в каждой. На установке имеются два таких аппарата: на одном из них после потери активности катализатора (через 4000 ч работы) осуществляется предварительная очистка исходной сырьевой смеси от серо- и азотсодержащих примесей, а также для поглощения катионов железа, присутствующих в рециркулирующем метаноле вследствие коррозии оборудования. Таким образом, поочередно первый аппарат работает в режиме форконтактной очистки сырья на отработанном катализаторе, а другой - в режиме синтеза МТБЭ на свежем катализаторе. Катализатор после выгрузки из форконтактного аппарата (на схеме не показан) не подвергается регенерации (направляется на захоронение).
Исходная бутан-бутиленовая фракция с установки каталитического крекинга, подвергнутая демеркаптанизации, и циркулирующий метанол через емкость Е поступают в верхнюю часть реактора форконтактной очистки. Очищенная смесь после нагрева в теплообменнике до 60 °С поступает в зону синтеза под каждый слой катализатора Р-1 (2). В верхнюю часть реакционной зоны во избежание перегрева катализатора подается также подогретый в теплообменнике до 50 - 60 °С свежий метанол.
Жидкие продукты реакции, состоящие из МТБЭ с примесью Метанола и углеводородов, выводятся из куба Р-1 (2) и направляются на сухую отпарку примесей в отпарную колонну К-2, снабженную паровым кипятильником. Целевой продукт - МТБЭ - выводится с куба К-2 и после теплообменников и холодильников откачивается в товарный парк. I
Паровая фаза Р-1 (2), состоящая из отработанной ББФ, метанола и из следов МТБЭ, поступает на конденсацию МТБЭ в колонну К-1, являющуюся по существу конденсатором смешения. Конденсированный МТБЭ возвращается на верхнюю тарелку Р-1(2) и выполняет функции холодного орошения.
С верха К-1 отводятся несконденсировавшиеся пары отработанной ББФ и метанола, которые после охлаждения и конденсации в холодильниках поступают в емкость-сепаратор С-1.
Разделение конденсата в С-1 на отработанную ББФ и метанол осуществляется экстракцией последнего водой в экстракторе К-3 (при температуре 40 °С и давлении 0,9 МПа). Отработанная ББФ, выводимая с верха К-3, после охлаждения в холодильниках давлением системы направляется в товарный парк и далее для последующей переработки (например, на С-алкилирование).
Отгонка циркуляционного метанола от воды производится в ректификационной колонне К-4 при давлении 0,02 - 0,06 МПа и температуре в кубе 120 °С и верха колонны 70°С. Метанол, выводимый с верха К-4, охлаждается и конденсируется в воздушных и водяных конденсаторах-холодильниках и собирается в рефлюксной емкости С-3. Часть метанола подается в качестве холодного орошения К-4, а остальная часть поступает в емкость Е.
Вода, выводимая из куба К-4, после охлаждения в теплообменнике и холодильнике подается в экстрактор К-3 для отмывки метанола от отработанной ББФ.
Материальный баланс установки синтеза МТБЭ следующий, % масс:
Применение биодизельных топлив и новых вариантов дизтоплив
В настоящее время кислородосодержащие добавки к дизтопливам в России почти не применяются, но в мире внедряются все шире т.н. биотоплива, в качестве замены части углеводородов. Биодизельное топливо получают на основе моноэфиров, растительных масел (рапсового, подсолнечного, пальмового) или животных жиров. Ненасыщенные кислоты, содержащиеся в этих видах сырья, этерифицируют метанолом (обычно) или этанолом в присутствии щелочных катализаторов.
Перспективным вариантом дизтоплив считается диметиловый эфир (ДМЭ) и диэтиловый эфир. Они могут использоваться непосредственно как топливо или в смеси с обычным дизтопливом, с метанолом, с сжиженным газом и т.д.
Проводят интенсивные разработки ДМЭ непосредственно из синтезгаза или через метанол:
1 вариант
Т = 260 0С, Р = 5 МПа, конверсия за проход = 90%
2 вариант
Т = 300-400 0С, Р = 1 МПа, kat – оксид алюминия
Эти технологии перспективна , но пока ДМЭ получается гораздо дороже обычного дизтоплива.
Недостатком ДМЭ является его низкая температура кипения Ткип = 25 0С, поэтому более удобным может стать диэтиловый эфир, который можно получать из этанола (это более высококипящая жидкость с очень высоким ЦЧ > 125).