Присадки для топлив
ИМПОРТ ПРИСАДОК
В России вырабатывается около 100-120 тыс. т высококачественных моторных, трансмиссионных, индустриальных масел, для чего закупается ежегодно 16-18 тыс. т присадок.
Устойчивый средний ассортимент импортируемых присадок, %%:
Пакеты присадок, всего 87
в т.ч. для моторных масел 80
для трансмиссионных масел 7
Вязкостные загустители 8
Депрессаторы 1,5
Прочие 3,5
(сукцинимиды, фенаты, сульфонаты,
антикоррозионные, антиржавейные, антидымные и др.)
Импортерами присадок в Россию являются всемирно известные фирмы, обладающие передовыми научными разработками, технологиями и мощным производственным потенциалом: Лубризол, Афтон, Шеврон, Оронайт, Ромакс и др.
Объемы поставок присадок основными фирмами составляют:
8 Лубризол – 32-35 %
8 Инфинеум – 20-22%
8 Афтон – 10-12%
Стоимость закупки импортируемых присадок – около USD 65-75 млн.
Т.е. затраты на приобретение присадок для ВИНК не обременительны (относительно их доходорв от производства масел), что не стимулирует развитие собственного производства присадок.
Другим фактором, не стимулирующим ВИНК в развитии собственного производства присадок, является высокая стоимость отечественных присадок; если в 90х годах они были в 3-5 раз дешевле импортных, то в настоящее время их цена близка к закупаемым. Это объясняется резким повышением стоимости исходного сырья (значительные объемы импортируются), энергоресурсов, затратным производством на устаревших, чрезвычайно энергоемких мощностях, небольшими объемами производства и принятой в России системой ценообразования. Потребителей привлекает также четкое исполнение контрактов экспортерами, высокое качество присадок, исключающее брак, эффективная помощь в одобрении присадок.
Суммируя общую потребность России в импортных присадках, необходимо учесть, что помимо закупок непосредственно присадок, существует «скрытый» их импорт. Это присадки, содержащиеся в моторных маслах, закупаемых для эксплуатации современной зарубежной техники. Импорт таких масел ежегодно растет и достигает уже около 260 тыс. тонн. При содержании в этих маслах 10-15% присадок, «скрытый» импорт их достигает 25-35 тыс. тонн.
Т.е. в настоящее время Россия нуждается в производстве 55-60 тыс. т современных присадок (дополнительно к вырабатываемым).
По общему объему выпуска, присадки для топлив существенно превышают присадки для масел. Всего присадок для топлив производят порядка 1,5 млн т/г. Кроме того, выпускается около 30 млн т/г оксигенатных (кислородсодержащих) компонентов бензинов – МТБЭ, этанола и др. Их фактически нельзя уже отнести к присадкам, т.к. они вводятся в больших количествах и являются компонентами бензинов.
Общий ассортимент присадок для топлив значительно больше, чем для масел. Но большинство из них применяется пока в очень ограниченных количествах и широко распространенных типов присадок не больше, чем для масел. Классификация присадок для топлив по назначению представлена в таблице.
Таблица 1. Ассортимент присадок для топлив
Тип присадки | Топливо | Концентрация, % | Пример активного компонента | Назначение |
Модификаторы воспламенения | ||||
Антидетонаторы (октаноповышающие) | Бензины | 0,01 – 0,1 1 – 2 | Металлоорганические соединения свинца, железа и марганца; органические соединения щелочных металлов; N-метиланилин и композиции на его основе Оксигенаты | Предотвращают преждевременное воспламенение бензина в двигателях с принудительным воспламенением |
Промоторы воспламенения (цетаноповышающие) | Дизельные топлива | 0,05 – 0,5 | Алкилнитраты, алкилпероксиды | Повышают цетановое число топлива за счет образования свободных радикалов, инициирующих самовоспламенение |
Модификаторы горения | ||||
Антинагарные | Этилированные бензины | 0,01– 0,05 (зависит от содержания ТЭС в бензине) | Эфиры фосфорной кислоты (трикрезилфосфат), алкил борные кислоты | Предотвращают образование нагара на деталях двигателя, вызванного отложениями оксидов свинца на свечах и стенках камеры сгорания |
Неэтилированные бензины | 0,05 – 0,1 | Основания Манниха алкилфенолов, сукцинимиды, оксиэтилированные алкил фенолы | Удаляют нагар из камеры сгорания или предотвращают его образование, снижай тем самым рост требований к октановому числу | |
Дизельные топлива | 0,05 – 0,1 | Термостойкие ПАВ в сочетании с катализаторами горения и модификаторами нагара | Препятствуют образованию нагара в камере сгорания, предотвращают закоксовывание поршневых колец | |
Антидымные | Дизельные топлива | 0,05 – 0,2 | Топливорастворимые соединения бария, железа, марганца и других металлов | Ускоряют выгорание сажи на последних стадиях процесса горения топлива |
Антисажевые | Дизельные топлива | 0,001 – 0,05 | Топливорастворимые соединения железа, меди, церия и других металлов | Препятствуют забивке сажевых фильтров, снижая температуру выгорания сажи до температуры отработавших газов |
Тип присадки | Топливо | Концентрация, % | Пример активного компонента | Назначение |
Инициаторы горения* | Бензины и дизельные топлива | 0,001 – 0,01 | ПАВ с добавкой малых количеств беззольных промоторов горения (нитратов, пероксидов) | Интенсифицируют процесс горения топлива |
Катализаторы горения | Все виды топлив | 0,001 – 0,01 | Композиция на основе теплорастворимых соединений металлов | Интенсифицируют процесс горения топлива |
Нейтрализующие | Котельные топлива | 0,1 – 0,5 | Соединения кальция, магния и других металлов | Превращают оксиды серы в сульфаты, снижая токсичность продуктов сгорания |
Стабилизаторы | ||||
Антиоксиданты | Все виды топлив | 0,005 – 0,05 | Экранированные фенолы; N,N'диалкилпарафенилен-диамины | Ингибируют радикально-цепное окисление углеводородов топлив |
Деактиваторы металлов | То же | 0,001 – 0,01 | Бис-силицилиден-алкилендиамины | Ингибируют действие меди, железа и других металлов — катализаторов окисления |
Стабилизаторы комплексного типа | Дизельные топлива | 0,01 – 0,05 | Композиции антиоксидантов, деактиваторов металлов, нейтрализующих агентов и диспергаторов | Предотвращают смоло- и осадкообразование в результате окисления и других реакций уплотнения |
Биоциды | Все виды топлив | 0,0001 – 0,005 | Целлозольвы; соединения никеля, меди, других металлов: гетероциклические соединения | Предотвращают биокоррозию топливных баков и загрязнение топлив продуктами жизнедеятельности микроорганизмов |
Кислородпоглощаю- щие | Реактивные и дизельные топлива | 0,01 – 0,05 | Гидразин | Реагируют с кислородом, растворенным в топливе, образуя неактивные соединения |
* Деление на инициаторы и катализаторы горения существует, но разница между ними очень условна. | ||||
Тип присадки | Топливо | Концентрация, % | Пример активного компонента | Назначение |
Газовытесняющие | Реактивные и дизельные топлива | 0,01 – 0,05 | Бензофенон, гидрокарбонат аммония | Разлагаются с образованием большого количества нейтральных газов, вытесняющих кислород из топлива и газовой фазы |
Экранирующие | Реактивные и дизельные топлива | 0,01 – 0,1 | Сополимер алкилметакрилата с 2-метил-5-винилпиридином (ПМАМ-2) | Взаимодействуют с кислородом, образуя растворимые в топливе продукты окисления |
Диспергирующие | Реактивные и дизельные топлива | 0,001 – 0,01 | ПАВ: сульфонаты, алифатические амины, сукцинимиды выпавшие осадки и отложения | Диспергируют смолистые соединения, переводят в раствор выпавшие в осадки и отложения |
Моющие | ||||
Очистители карбюратора | Бензины | 0,005 – 0,05 | Аминоамиды на основе карбоновых кислот и полиалкиленполиамипов | Удаляют загрязнения с заслонки карбюратора |
Очистите ли впускных клапанов (в двигателях инжекторного типа) | Бензины | 0,05 – 0,1 | Полибутенамины, полиэфирамины | Предотвращают образование отложений в карбюраторе и на поверхности впускных клапанов двигателей с непосредственным впрыском бензина |
Очистители распылителей форсунок (в двигателях инжекторного типа) | Дизельные топлива | 0,05 – 0,1 | Сукцинимиды; оксиэтилированные алкилфенолы | Предотвращают образование кокса на распылителях форсунок, сохраняя их оптимальные гидравлические характеристики |
Присадки для эксплуатации топлив при низких температурах | ||||
Депрессорные | Дизельные и остаточные | 0,01 – 0,1 | Сополимеры олефинов с винилацетатом; полиакрилаты | Предотвращают рост кристаллов парафинов и образование пространственной структуры |
Диспергаторы парафинов | Дизельные топлива | 0,01 – 0,1 | Азотсодержащие ПАВ различного строения; высокомолекулярные полимеры | Диспергируют парафины, предотвращая начало их кристалло-образования. Обеспечивают стабильность дизельных топлив в условиях холодного пуска |
Антиобледенитель-ные | Бензины и дизельные топлива | 0,01 – 0,05 | ПАВ различного состава, в частности компоненты моющих присадок | Предотвращают обледенение топливной аппаратуры, образуя на поверхности защитную пленку |
Противоводокрис-таллизующие | Все виды топлив | 0,5 – 2,0 | Спирты; целлозольвы | Образуют низкозамерзающие смеси с водой, растворенной в топливе |
Модификаторы трения | ||||
Противоизносные | Бензины, реактивные и дизельные топлива | 0,01 – 0,1 | Карбоновые кислоты и их производные, жирные амины | Образуют на поверхности трения пленку, защищающую ее от износа |
Антифрикционные (топливосберегаю-щие) | Бензины и дизельные топлива | 0,01 – 0,05 | Соединения молибдена, поверхностно-активные вещества | Повышают механический КПД двигателя вследствие снижения потерь на трение |
Приработочные | Дизельные топлива | 0,05 – 0,2 | Соединения алюминия, хрома и других металлов, продукты сгорания которых обладают абразивным и полирующим действием | Ускоряют обкатку двигателей и топливной аппаратуры |
Маркирующие | ||||
Красители | Светлые топлива | 0,0005 – 0,001 | Топливорастворимые пигменты типа фталоцианинов, азосоединений, производных антрахинона | Свидетельствуют о наличии в бензине свинца, повышенном содержании серы в дизельных топливах. Используются также для различения топлив разных производителей |
Тип присадки | Топливо | Концентрация, % | Пример активного компонента | Назначение |
Антикоррозионные | ||||
Антиржавейные (защитные) | Все виды топлив | 0,005 – 0,05 | Производные алкенилянтарного ангидрида, амиды и комплексные соли сульфокислот | Уменьшают электрохимическую коррозию металлов на границе paздела фаз топливо-воздух, топливо- вода |
Антикоррозионные (низкотемпературная коррозия) | Все виды топлив | 0,0005 – 0,005 | Вещества основного характера, нейтрализующие продукты сгорания сернистых соединений (амины, нитраты и карбонаты щелочных металлов); ПАВ, препятствующие попаданию агрессивных продуктов на поверхности | Снижают химическую коррозию, вызванную агрессивными продуктами сгорания топлива или продуктами гидролиза компонентов топлив и присадок |
Антикоррозионные (высокотемператур-ная коррозия) | Остаточные топлива | 0,05 – 0,5 | Органические и не органические соединения магния | Образуют высокоплавкие продукты сгорания ванадия и натрия, что предотвращает их налипание на нагретые поверхности |
Повышающие безопасность применения и улучшающие эргономические характеристики | ||||
Антистатические | Бензины | 0,00005 – 0,0005 | Композиции ПАВ с солями металлов (хрома) высших карбоновых кислот | Снижают пожароопасность при работе с топливом за счет уменьшения статической электризации |
Противотуманные | Реактивные топлива | 0,05 – 2,0 | Полимеры (атактический пропилен, полиизобутилен) | Образуют в топливе структурную систему, что препятствует образованию пожароопасного тумана при авариях |
Одоранты | Бензины и дизельные топлива | 0,0001 – 0,001 | Производные, терпенов, эфирные масла | Придают топливам приятный запах |
Отвращающие | Бензины и дизельные топлива | 0,0001 – 0,001 | Соединения с ярко выраженным неприятным запахом | Придают топливам неприятный запах с целью предотвращения использования их не по назначению |
Дезодоранты | Бензины и дизельные топлива | 0,0001 – 0,001 | Эфирные масла | Маскируют неприятный запах компонентов топлив |
Тип присадки | Топливо | Концентрация, % | Пример активного компонента | Назначение |
Модификаторы коллоидно-химических свойств | ||||
Диспергирующие | Остаточные топлива | 0,05 – 0,2 | Диалкилнафталины, ПАВ различной природы | Предотвращают расслоение топлива при хранении и улучшают его распыляемость в топке |
Деэмульгаторы | Дизельные топлива | 0,005 – 0,01 | Оксиэтилированные спирты, кислоты, амины и другие ПАВ | Ускоряют отделение воды от топлива. Требуют отстоя |
Эмульгирующие | Котельные топлива | 0,05 – 0,2 | Все виды ПАВ | Способствуют созданию гомогенной эмульсии и воды в мазуте для улучшения его сгорания в топке |
Антипенные | Бензины и дизельные топлива | 0,0001 – 0,001 | Полисилоксаны, этиленбисамиды карбоновых кислот и другие ПАВ | Уменьшают вспенивание топлива при наливе, что ускоряет налив и уменьшает потери |
Уменьшающие испарение | Бензины | 0,0005 – 0,005 | Четвертичные аммониевые соли, полисилоксаны, неионогенные ПАВ | Образуют на поверхности топлива прочную пленку, затрудняющую испарение |
Коагулирующие | Реактивные и дизельные топлива | 0,002 – 0,01 | ПАВ: амиды, сложные эфиры высших жирных кислот и спиртов | Ускоряют коагуляцию мелкодисперсной фазы в крупные, легкоотделяющиеся частицы |
Модификаторы структуры потока | ||||
Противотурбулент-ные | Дизельные топлива | 0,001 – 0,01 | Линейные полимеры с высокой молекулярной массой | Снижают энергетические затраты на перекачку за счет поддержания ламинарного режима течения |
Улучшающие реологические свойства | Остаточные топлива | 0,02 – 0,1 | Полиметакрилаты, полиолефины, сополимеры этилена и винилацетата | Снижают энергетические затраты на перекачку за счет уменьшения требуемого напряжения сдвига |
Присадки для топлив можно разделить на три группы:
1. Модификаторы – они придают топливам новые качества.
2. Стабилизаторы – позволяют сохранить в различных условиях присущие топливам физико-химические и эксплуатационные свойства.
3. Повышающие удобство применения, безопасность, маркирующие и т.д. (эргономические свойства).