Развитие науки и культуры в первой половине XX в.

В начале XX в. значительно ускоряются культурные про­цессы. Возникают новые научные теории, художественные на­правления. Стремительно меняется повседневная жизнь людей.

На заре нового века все прежние истины в области чело­веческих знаний и практической деятельности подверглись пе­ресмотру. В сфере науки значительно расширилась способность человека понимать и контролировать окружающий мир.

На рубеже XIX-XX веков начался революционный пере­ворот в сознании, который в первой половине XX в. привел к важным изменениям в производстве и в быту. Прежде всего, он затронул физику. В 1898 г. мадам Кюри открыла радий, в 1905 г. А.Эйнштейн создал теорию относительности, Р.Амунд­сен достиг Южного полюса (1911 г.). Изобретение Г.Маркони беспроволочного телеграфа (1899 г.) напрямую связало Европу с Америкой. Первый полет братьев Райт в 1903 г. положил нача­ло эпохе авиации. Накопленные научные знания существенно меняли представления о физической картине мира.

В области химии на основе периодической системы Д.И.Менделеева продолжались открытия новых элементов. Вме­сте с тем были заложены научные основы для производства искусственных материалов. Это способствовало быстрому раз­витию химической промышленности. В биологии были заложе­ны основы генетики, которая сыграла огромную роль в разви­тии сельского хозяйства и медицины. Большое значение имело открытие витаминов, гормонов. В 20-е годы благодаря исследо­ваниям австрийского ученого З.Фрейда значительные успехи наблюдались в психологии и психиатрии.

Развивалась тенденция превращения науки в непосред­ственную производительную силу. Научная система организа­ции труда привела к применению конвейера. Развитие механи­ки позволило наладить производство вычислительных машин. В 1924 г. появилась знаменитая фирма IBM. Стали активно ис­пользоваться телеграф, телефон, радио. В 20-е годы кинемато­граф прошел путь от немого до звукового кино.

Благодаря использованию технических средств, изменя­лась повседневная жизнь людей. В нее вошли личные автомоби­ли, мотоциклы, трамваи. В городах широко распространилось

электрическое освещение, радио, телефон, появились лифт, пылесос, холодильник. Сложилась «индустрия досуга» - ки­нотеатры, концертные и танцевальные залы, стадионы. Более рациональной и демократичной стала мода.

Открытия в области естественных наук и социальные по­трясения начала XX в. не могли не отразиться на развитии об­щественных наук. Переворот в физике вызвал растерянность как у физиков, так и у философов, стремившихся найти зако­номерности в развитии природы и общества. Философы-мате­риалисты увидели в достижениях науки новые подтверждения неисчерпаемости материи, бесконечности природы.

Первая мировая война и революция в России показали, что природа человека, его духовность изучены гораздо хуже, чем глубины материи. Война подтвердила, что огромные массы цивилизованных людей могут использовать достижения науки и техники для массовых убийств. Катастрофа войны нашла от­ражение в общественных науках.

После первой мировой войны немецкий философ О.Шпенг-лер издал труд «Закат Европы», где он говорит о закате запад­ной цивилизации в соответствии с действующим законом кру­говорота в развитии цивилизаций - от катастрофы к катастрофе. В 20 - 30 годы стали популярны идеи немецкого философа Ф.Ницше (умершего в 1900 г.) о кризисе капитализма как проявлении закона «вечного возвращения всех вещей». Чело­века он связывал с господством машин и призывал прислу­шаться к «голосу крови», «зову земли». В дальнейшем некото­рые идеи Шпенглера и Ницше были использованы в нацистской идеологии.

Среди демократической интеллигенции популярным было такое новое течение в философии, как экзистенциализм. Его основоположники - немецкие философы М.Хайдеггер, К.Яс-перс, француз Ж.П.Сартр. Стремясь объяснить общественную катастрофу, они исходили из бытия, «экзистенций» (существо­вания) отдельно взятого человека. Стремясь восполнить одно­сторонность и буржуазно-позитивистской, и марксистской кон­цепций человека, экзистенциалисты утверждали, что свободный человек - это не тот, который формируется под влиянием ес­тественной или социальной необходимости, а тот, который формирует себя сам.

Другими влиятельными философскими течениями были неопозитивизм и неотомизм. Первое из них было популярно в Австрии, Англии, США в форме прагматизма, продолжая по-

зитивистскую философию XIX в. - учения о пользе, успехе как проявлении истинности деятельности человека. Неопозитивис­ты отвергали возможность философии как теоретического по­знания, противопоставляли специальные науки философии. Второе получило распространение в Италии и других католи­ческих странах. Неотомизм как официальная идеология като­лической церкви был призван дать философско-религиозное объяснение реальным процессам.

Многие западные философы, историки, политологи от­кликнулись на революцию в России, стараясь понять и объяс­нить ее истоки (К.Каутский, Т.Масарик, В.Рассел). Преоблада­ли негативные, критические, но сочувственные ее оценки. Революция в России усилила интерес к изучению обществен­ных движений, роли народных масс в истории. Этот круг воп­росов оказался в центре внимания сложившейся в конце 20-х годов школы «Анналов», одной из ведущих научных школ в исторической науке на Западе.

Кризис западной цивилизации, проявившийся в годы пер­вой мировой войны, нашел свое отражение и в художествен­ной литературе. Она столкнулась с необходимостью переосмыс­ления представлений о гуманности, справедливости. Рассеялись нашедшие яркое воплощение в творчестве Жюля Верна опти­мистические иллюзии о роли науки и техники в обеспечении прогресса человечества. В фантастической литературе (Г.Уэллс) осваивалась тема «войны миров».

Демократическое направление в литературе представлено такими писателями, как Бернард Шоу, Томас Манн, Стефан Цвейг, Теодор Драйзер, Лион Фейхтвангер, талантливыми де­ятелями искусства - Чарли Чаплиным (кино). В 20-е годы зая­вила о себе группа молодых писателей, которые пережили пер­вую мировую войну, ее ужасы и утратили ориентиры в жизни. Это Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдинг-тон. Они противопоставляют простые духовные человеческие ценности жестокости, фальши, бессмысленности войны. Мно­гие мастера искусства (Ромен Роллан, Анри Барбюс, Давид Сикейрос) пытались понять революцию в России и происхо­дившие в Советском Союзе изменения. Некоторые писатели (А.Жид, Б.Шоу, Г.Уэллс) с ужасом обнаружили в советской действительности признаки тоталитаризма.

Многие литераторы проявляли интерес к скрытым моти­вам деятельности человека. На развитие литературы оказали влияние писатели-модернисты Франц Кафка, Марсель Пруст.

Одной из главных для них стала тема отчуждения, одиночества человека в мире. И здесь несомненный интерес представляет драматургия Эжена Ионеско, его «Театр абсурда».

В личной судьбе и творчестве многих прогрессивных деяте­лей культуры важное место занял фашизм. Некоторые из них с оружием в руках выступили против него во время гражданской войны в Испании (Э.Хемингуэй, Р.Альберти, В.Бредель). Та­лантливейший испанский поэт Ф.Гарсия Лорка был расстре­лян фашистами. Мировую известность получила картина П.Пи­кассо «Герника» - город в Испании, уничтоженный фашистской авиацией за одну ночь.

В сфере художественной культуры авангардистские движе­ния XX в. опрокинули каноны и нормы прежних традиционных представлений. Художники решительно сжигали мосты с про­шлым в поисках абсолютно новых решений, которые бы на­глядно отразили дух современности. Хотя правдивое и близкое природе искусство никогда не прекращало существовать, ря­дом с ним возникло новое, которое стремилось к достоверной передаче природы, но ставило своей целью выражение чувств и настроений художника. Такое «искусство выражения» приня­то называть модернизмом.

Искусству модернизма свойственно одновременное существо­вание различных течений и объединение в группы художников с общими программами. Искусство модернизма отбросило старые, привычные традиции и тем самым породило многие проблемы и вызвало горячие споры. Модернисты часто отказывались от таких важных для прежнего искусства задач, как тщательное исполне­ние, созвучие цветов, точность рисунка, стремление к внешней красоте. На деле главным недостатком модернизма явилось его безразличие к острым общественным проблемам или изображе­ние темных сторон жизни без того, чтобы противопоставить им что-либо положительное. Одно из главных стремлений художни­ков модернизма сводилось к подчеркнутому выражению своей индивидуальности, этим и продиктованы постоянные поиски новых изобразительных средств.

Основные направления модернизма: фовизм (Анри Ма­тисс); укспрессионизм (Эмиль Нольде, Отто Дике); кубизм (Пабло Пикассо); футуризм (Джакомо Балла); сюрреализм (Марк Шагал, Сальвадор Дали); абстракционизм (Василий Кандин­ский, Пит Мондриан).

Экспрессионисты (как и фовисты) ставили своей целью подчеркнутое выражение душевных состояний художника, его

чувств и настроений. Их не удовлетворяла существующая дей­ствительность, но выход из положения они найти не могли. Результатом было состояние удрученности, разочарования и досады. Для выражения порывов чувств они использовали яр­кие кричащие краски, небрежные движения кисти, резкие и упрощенные формы.

После первой мировой войны в искусстве экспрессионистов преобладают ноты общественной критики. Войну с ее ужасами, напуганных пережитым людей, раненых, калек, нищих, прито­ны большого города и т.п. изображал Отто Дике. С экспрессиониз­мом как художественным течением покончили пришедшие к вла­сти в Германии в 1933 г. нацисты. Гитлер лично объявил модернизм «дегенеративным искусством», которое следует уничтожить.

Главным принципом кубистов было не следование види­мой реальности, а сотворение новой, которая подчиняется особым законам - не жизни, а искусства. Они как бы расчле­няли реальные предметы и существа на части и затем уклады­вали эти части в новом порядке, они упрощали предметы до геометрических фигур. Используя приемы кубизма, Пабло Пи­кассо создал огромное полотно «Герника», которое изобража­ет этот город во время бомбежки; убитые, раненые - все это сильно деформировано, а кубистические приемы усиливают страшное впечатление.

Пабло Пикассо трудился более семи десятилетий, и в его творчестве нашли отражение многие перемены в искусстве. В его произведениях так сильно чувствуется яркая индивидуаль­ность их создателя, что их всегда можно узнать - независимо от того, в каком стиле они исполнены.

В поисках новых выразительных средств кубисты наклеи­вали на свои картины куски газет, обоев, тканей. Такого рода произведения получили название коллажей.

В работах сюрреалистов реальные существа и предметы выступают в необычных сочетаниях, и таким образом возника­ют образы, напоминающие фантастические видения или сны. В картинах жившего во Франции выходца из Белоруссии Марка Шагала память о городе его юности Витебске сплетается с па­рижскими впечатлениями. Воспоминания осаждают художника и, словно выйдя из подчинения, самовольно заполняют холст в причудливом беспорядке. У него многое повторяется: поко­сившиеся бревенчатые домики, летающие над землею люди, козы, настенные часы, скрипачи и многие другие небрежно набросанные существа и вещи.

Двойственное чувство вызывают произведения известней­шего из сюрреалистов Сальвадора Дали. Неоспоримое мастер­ство, с которым выполнены все детали картины, делает осо­бенно впечатляющими его фантазии. Среди знаменитых мотивов художника - огромные карманные часы из мягкого материала, пылающие жирафы, жуткие вздыбленные кони на длинных, тонких ногах, чудовища, которые должны изображать ужасы гражданской войны. В 1936 г. С.Дали создал картину «Предчув­ствие гражданской войны» и вслед за ней - «Осеннее канни­бальство». На последней, в соответствии с пояснениями авто­ра, два испанца, вооруженные ножами и вилками, пожирают друг друга. Таким образом художник свойственными ему сред­ствами отражал исторические события. Сюрреализм с его склон­ностью к абсурду и безумию был отражением некоторых сто­рон жизни своей эпохи с ее противоречиями, кризисами, войнами.

В первой половине XX в. зародилось и получило развитие, прежде всего, в работах В.Кандинского, К.Малевича одно из сложных и самых спорных направлений искусства - абстрак­ционизм. Абстрактная живопись не пытается изобразить что-нибудь реально существующее, она пытается придать сочета­ниям пятен, линий, цветов особые значения, отвечающие настроениям и чувствам художника, передающие его отноше­ние к миру. Наиболее ярким примером абстракционизма явля­ется знаменитый образец живописи К.Малевича - «Черный квадрат на белом фоне».

Чтобы понять и оценить современное искусство, недоста­точно простого наблюдения, а иногда, несмотря на все уси­лия, смысл произведения остается загадочным и неуловимым.

В архитектуре первой половины XX в. используются совер­шенно новые принципы строительства, новые строительные материалы. Широко используются стальные и бетонные конст­рукции. Одним из главных принципов проектирования зданий стало их соответствие своему назначению, т.е. функции. Отсюда и название такой архитектуры - функционализм. Даже вне­шний вид здания должен выражать его назначение, содержа­ние. Основную идею функционализма можно изложить так: что целесообразно, то красиво.

В первой половине XX в. получило развитие такое сложное и неоднозначное явление, как «массовая культура». Она была вызвана ростом городов и численности городского населения, развитием средств массовой коммуникации - радио, периоди-

ческой печати, кино, средств звукозаписи. В этом явлении от­ражался и процесс демократизации культуры, ее доступность. Но культура, рассчитывавшая на массовое потребление, принижалась, упрощалась. Появилась возможность с ее помо­щью манипулировать сознанием и нравственным миром людей. Типичными жанрами массовой культуры стали детективные романы и повести, комиксы, некоторые жанры эстрадной му­зыки. Преодоление негативных сторон массовой культуры было возможно благодаря росту общеобразовательного и культурно­го уровня населения.

§ 2. Развитие науки и культуры во второй половине XX в.

Во второй половине XX в. наука и технология стали веду­щими силами цивилизации. Открытие и мирное использование атомной энергии, освоение космоса, появление новых техно­логий коренным образом меняют материальные и социальные производительные силы. Впечатляющие успехи достигнуты в физике, химии, биологии, медицине (успешно ведется транс­плантация внутренних органов, в разных странах работают над созданием искусственного сердца).

Развитие научно-технической революции привело к неви­данному ускорению социально-экономических процессов в мире, особенно в индустриальных государствах. Наука стала приоритетным направлением в государственной политике. Она обогатилась новыми кадрами и отраслями знаний, сделала много открытий, которые изменили облик всей человеческой циви­лизации. В ней - около 15 тыс. дисциплин. Человек поставил себе на службу ядерную энергетику, компьютеры, лазеры, ро­бототехнику, сверхпрочные материалы, спутниковую связь, начал освоение околоземного космического пространства. На­ука превратилась в непосредственную производительную силу. Многие ее открытия стали достоянием практики. На их основе созданы новейшие наукоемкие отрасли народного хозяйства, ставшие базовыми, - электроника, биотехнология, производ­ство новых материалов, информатика. В настоящее время мик­ропроцессоры нашли универсальное и повсеместное примене­ние, во многих странах информатика обслуживает все народное хозяйство. Неслучайно нынешний этап в развитии НТР назы­вают информационной или микропроцессорной революцией.

Телекоммуникационные средства связи и компьютерная технология получения, обработки, хранения и передачи ин-

формации приобрели в интернационализации экономической жизни первостепенное значение. Персональные компьютеры качественно поднимают творческий потенциал интеллектуаль­ного труда. Коренные изменения происходят в образе жизни и мыслях людей. Электронные средства массовой информации, спутниковая связь, обеспечивая практически мгновенную пе­редачу информации во все уголки земного шара, создают ощу­щение одновременности и вездесущия. С развертыванием тех­нологической и промышленной революции, индустриализации и урбанизации, а затем научно-технической революции вто­рой половины XX в. началось и интенсифицировалось беспре­цедентное убыстрение исторического и социального времени. Соответственно увеличиваются и темпы научно-технологиче­ского прогресса. Например, если в 70-е годы было принято го­ворить о том, что объем научной информации удваивается каж­дые 5-7 лет, то в 80-е годы - каждые 20 месяцев, а к концу 90-х годов - ежегодно.

Смыслом научно-технологического и социального про­гресса стал выигрыш во времени. Спутники, компьютеры и факсы способствуют уплотнению потоков информации. Теле­коммуникационные сети, соединившие самые отдаленные точки земного шара, предоставили возможность преодоления времени. Человек приобрел способность пребывать одновре­менно в разных местах и быть участником событий, происхо­дящих далеко за пределами своего фактического физического присутствия.

Неконтролируемый рост экономики вступает в противо­речие с жизнью природы. Металлургия, химия, автомобили губят леса, почву, заражают воду и воздух. Техногенные катастрофы нанесли непоправимый урон здоровью миллионов людей, ущерб народному хозяйству. Зонами настоящего экологического бед­ствия являются районы Чернобыля и Южного Урала, террито­рии атомных полигонов, крупных химических комбинатов. В последнее десятилетие осознано, что необходимо радикальное изменение отношения к природе: не покорение ее, а взаимо­действие с ней. Сегодня неотложным направлением развития НТР является решение глобальных проблем - мировой эколо­гический кризис, дефицит ресурсов, демографический дисба­ланс, голод и нищета, эпидемии в странах «третьего мира», преступность и наркомания. В широких общественных кругах все более осознается новый смысл древнего изречения Прота-гора, что «именно человек является мерой всех вещей».

Информационная революция ведет и к социальным по­следствиям - росту безработицы. Но высокий уровень нацио­нального дохода позволяет в развитых странах обеспечить без­работным гарантию прожиточного «социального минимума».

Новейшая технология требует качественно нового работ­ника - с солидным уровнем общеобразовательной и профес­сиональной подготовок, без чего могут возникнуть катастрофы типа чернобыльской. Отсюда постепенно растущее разнообра­зие творческих специальностей и видов деятельности.

Интеллектуальная жизнь человека состоит из двух куль­тур - научной и художественной, они должны находиться в гармоничном взаимодействии. Наука, став могучим фактором прогресса, не может целиком заполнить душу человека. Искус­ство образными средствами решает вопросы о смысле жизни, о совести и долге, оценки добра и зла.

Сложные процессы происходят во второй половине XX в. в художественной культуре. В годы второй мировой войны мно­гие деятели культуры с оружием в руках сражались против гит­леровцев за свободу и национальную независимость своих стран (французские писатели Л.Арагон, А.Камю, немецкие писатели А.Зегерс, В.Бредель, дважды был ранен на фронте Э.Хемингу­эй). Осмысление происходящего и итогов войны, ее жестоких будней, поведения людей в экстремальных условиях стало важ­ной темой мирового искусства.

В условиях «холодной войны» усилилась конфронтация сил в художественной культуре, идеологическая сторона творче­ства преобладала над художественной. Росло значение культу­ры развивающихся стран в мировой художественной культуре (индийский кинематограф, африканские и латиноамерикан­ские мелодии). Одним из следствий НТР явилось ускоренное развитие средств массовой коммуникации, что создало мате­риальные условия для расцвета массовой культуры и появле­ния рок-музыки.

Во второй половине XX века возникла разновидность кри­тического реализма - неореализм. Неореалисты поставили це­лью показ «разгримированной жизни». Неореализм оказал вли­яние на мировой кинематограф - творчество Акира Куросавы, Анджея Вайды, Алексея Германа. Темой торжества гуманисти­ческого начала в «маленьком» человеке проникнуты поздние произведения Э.Хемингуэя, особенно повесть-притча «Старик и море», за которую автор был удостоен Нобелевской премии. Осмыслению судеб творческой интеллигенции в переломные

эпохи посвящены лучшие произведения Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике», «Мудрость чудака», «Гойя».

Со второй половины 40-х годов в ряде стран Европы полу­чил распространение так называемый «социалистический реа­лизм». Основными его чертами принято считать: наличие нового героя - революционера-пролетария, коммуниста; партийность -отражение и оценка жизненных явлений с позиции марксист­ско-ленинской идеологии. Многие исследователи сегодня отри­цают существование соцреализма как самостоятельного художе­ственного метода, считая его явлением не художественным, а идеологическим или одним из идейно-содержательных разно­видностей критического реализма. Творчество французского пи­сателя Луи Арагона, чилийского поэта Пабло Неруды (судьба Латинской Америки, переплетение патетики и лирики) пока­зывает, что соцреализм существовал как самостоятельное на­правление. Особенно полное отражение это направление нашло в советской культуре XX в.

В 50-60 годы была развернута кампания против авангард­ных течений. Игнорировалось творчество мастеров, не вписы­вавшихся в рамки соцреализма. Это привело к росту эмиграции деятелей культуры. В странах Восточной Европы после событий в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии (1968 г.) усилились гоне­ния против политического и художественного инакомыслия, расширилась сфера запретных тем. Творческая интеллигенция стала одной из влиятельных сил демократических революций 1989-1990 г. в странах Восточной Европы.

Развитие средств массовой коммуникации стимулировало небывалое развитие массовой культуры (общедоступные и раз­влекательные). Жанры массовой культуры - шоу, боевик, шля­гер, комикс. Культ «звезд» - искусственное создание популяр­ности, средство развлечения. Пропаганда насилия, секса способствовала деградации нравов.

Новые направления в искусстве формировались в значи­тельной степени под влиянием философии экзистенциализма (существования), возникло искусство абсурда. Их идеологами были Ж.П.Сартр и А.Камю. По их мнению, «бытие понять нельзя, а можно только почувствовать». В центре их внимания-личность и ее отношения с миром, обществом, богом, отри­цание человеческих ценностей и надежд на изменение мира. «Театр абсурда» Ионеско - отсутствие сюжета, жизненных иде­алов, спонтанность и необъяснимость поступков персонажей, бессмысленность диалогов. В сфере художественной жизни даль-

нейшее развитие получили основные направления модерниз­ма, прежде всего, сюрреализм и абстракционизм.

Одним из сравнительно новых направлений в современ­ном искусстве является поп-арт. Молодые художники предло­жили изображать окружающие человека повседневные предме­ты и технические изделия, современную городскую среду - в надежде сделать искусство понятным широкому зрителю, по­пулярным. Но если предметы, изображаемые поп-артистами, действительно популярны (консервные банки, бутылки «Кока-колы и др.), то об их произведениях этого сказать нельзя. Эти картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. Идеи поп-арта способствовали развитию рек­ламного плаката.

Развитие инженерных знаний сделало возможным исполь­зование новейших строительных и отделочных материалов, та­ких смелых решений, как подвешенные на стальных тросах или бетонных решетках перекрытия или бетонные купола над ог­ромными выставочными и спортивными залами, стадионами и т.п. Примером может служить бетонный купол Олимпийско­го дворца спорта в Риме.

Во второй половине XX в. обновились принципы планиро­вания городов. Новым было более свободное расположение жи­лых домов, сохранение природного окружения, сосредоточение в микрорайонах всего, что необходимо для повседневной жиз­ни, улицы только для пешеходов, скоростные автомагистрали, размещение промышленных районов вдали от жилья и т.д. Пло­щади и другие открытые пространства демонстрируют свою со­временность памятниками нынешних художников. Но понима­ние качества их нередко остается монополией элиты.

Ярким феноменом художественной жизни второй полови­ны XX века стало рок-движение, появившееся в начале 60-х годов в Англии и США и охватившее весь мир. Творцы рока -Элвис Пресли, группы «Битлз», «Роллинг Стоунз». В рок-музы­ке выразился стихийный протест молодежи против социаль­ной неустроенности, войны и милитаризма, расовой дискри­минации. Их сценический и бытовой облик был подчеркнуто демократичен. Рок-музыка стала силой, способной объединить разнородные молодежные движения и группировки. Так, му­зыка группы «Битлз» отличается изысканностью мелодии и ритма, глубиной, лаконичностью, искренностью песен. Песни «Все, что вам нужно - любовь», «Дайте миру шанс» стали не­официальными международными молодежными гимнами.

Рок связан с передовыми общественными движениями. Международный рок-фестиваль в 1968 г. осудил войну во Вьет­наме. Популярны стали концерты «Рок против...» (расизма, ми­литаризма, наркомании...), рок-музыканты участвуют в благо­творительных акциях. Рок внедрился и в классическую культуру. Заметным событием музыкальной жизни стала постановка рок-оперы Э.Л.Уэббэра и Раиса «Иисус Христос - суперзвезда», в которой соединились достижения рока с традициями класси­ческой оперы.

В 70-е годы происходило формирование национальных рок-движений. Рок стал не только явлением в художественной куль­туре, но и стилем жизни и мышления молодежи. Он характери­зовался открытостью, внутренней и внешней свободой, неприятием фальши, пацифизмом, богоискательством.

Художественная культура в конце 80-начале 90-х годов получила широкий простор для развития, чему способствовала демократизация общественной жизни. С другой стороны, ком­мерциализация средств массовой коммуникации способство­вала экспансии американской массовой культуры, вытесняю­щей подлинное искусство и национальную культуру. Переоценка многих событий новейшей истории порождает огульное отри­цание достижений искусства соцреализма, что наглядно про­явилось в уничтожении памятников, символизирующих «соци­алистический выбор» и его вдохновителей. С памятниками воюют только варвары, рабы и фанатики. Сокрушая памятники, они уничтожали следы былого рабства и унижения, но в душе ос­тавались рабами.

Национальное возрождение народов способно вызвать мощный культурный подъем, но оно таит опасность религиоз­ного фанатизма, национализма. Обществу важно преодолеть существующие противоречия.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. СССР в середине 1940 - середине 1980-х г............ 3

§ 1. Советское общество в середине 1940 -

середине 1950-х г......................................................... 3

§ 2. Общественно-политическая жизнь

в середине 1950 - середине 1960-х г......................... 10

§ 3. Экономическое и социальное развитие СССР

в середине 1950 - середине 1960-х г......................... 15

§ 4. Тенденции и противоречия

социально-экономической жизни

во второй половине 1960 - начале 1980-х г............. 19

§ 5. Особенности политической и духовной жизни

во второй половине 1960 - начале 1980-х г............. 24

Глава 2. СССР в середине 1980-х г. - 1991 г....................... 31

§ 1. Перестройка в СССР.................................................. 31

§ 2. Социально-экономическое развитие........................ 33

§ 3. Международная деятельность СССР........................ 38

§ 4. Распад СССР и образование

Содружества Независимых Государств................... 41

Глава 3. Российская Федерация в 1991 - 2002 г.................. 49

§ 1. Государственно-политическое развитие.................. 49

§ 2. Социально-экономические преобразования............ 58

Глава 4. США и страны Западной Европы

во второй половине XX в....................................... 65

§ 1. Общие тенденции экономического и социально-
политического развития ведущих индустриальных
стран во второй половине XX в............................... 65

§ 2. Соединенные Штаты Америки в 1945 - 1990-е г.... 70

§ 3. Экономические и политические результаты второй

мировой войны для западноевропейских стран..... 81

§ 4. Великобритания в 50 - 90-е годы.............................. 85

§ 5. Франция в 50 - 90-е годы............................................ 90

§ 6. Федеративная Республика Германия

в 1949 - 1990-е г.......................................................... 97

§ 7. Италия в 50 - 90-е годы............................................ 102

§ 8. Развитие западноевропейской интеграции........... 106

Глава 5. Страны Центральной и Юго-Восточной

Европы во второй половине 40-х-90-е г............. 109

§ 1. Проблемы выбора путей развития стран

Центральной и Юго-Восточной Европы.............. 109

§ 2. Кризис советской модели социализма

в странах Центральной и Юго-Восточной Европы.... 121

§ 3. Социально-политическое положение стран
Центральной и Юго-Восточной Европы
в 70-е - середине 80-х г............................................ 128

§ 4. Страны Центральной и Юго-Восточной

Европы в середине 80-х - 90-е г............................. 135

Глава 6. Страны Востока в 1945 г. - 1990-е г ................... 148

§ 1. Китайская Народная Республика в 1949-1990-е г. 148

§ 2. Япония в 1945-1990-е г............................................ 158

§ 3. Индия в 1947 - 1990-е г............................................ 165

Глава 7. Международные отношения

и международные общественные движения

во второй половине XX в..................................... 173

§ 1. Международные отношения

во второй половине XX в....................................... 173

§ 2. Международные общественные движения

во второй половине XX в....................................... 180

Глава 8. Развитие науки и культуры в новейшее время.. 191

§ 1. Развитие науки и культуры в первой половине XX в 191

§ 2. Развитие науки и культуры во второй половине XX в. .. 197

Учебное издание

ЗмитровичИгорь Олегович КривощекийГеннадий Мартынович Колоцей Марина Яцековна и др.

 

Учебное пособие по одноименному курсу

для слушателей факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации молодежи

В 2 частях Часть 2 - 1945 - начало XXI в.

Редактор Н.П.Дудко Компьютерная верстка: В.Р.Закревский

Сдано в набор 18.03.2002. Подписано в печать 20.04.2002.

Формат 60x84/16. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Гарнитура Тайме. Усл.печ.л. 13,1. Уч.-изд.л. 12,4. Тираж 500 экз. Заказ

Учреждение образования «Гродненский государственный

университет имени Янки Купалы». ЛВ №96 от 02.12.97. Ул. Пушкина, 39, 230012, Гродно.

Отпечатано на технике издательского отдела Учреждения образования «Гродненский государственный

университет имени Янки Купалы». ЛП №111 от 29.12.97. Ул. Пушкина, 39, 230012, Гродно.