Разрешение неустойчивых трезвучий
VI I T III
Однако они содержат по одному неустойчивому звуку и в целом не в состоянии быть подлинными выразителями устойчивой функции — тоники, которая едина и практически ничем заменена быть не может.
Таблица трезвучий мажорного лада
Виды трезвучий | На каких ступенях строятся | ||
в натуральном мажоре | в гармоническом мажоре | в мелодическом мажоре | |
б. 5/3 | I(Т), IV(S), V(D) | I(Т), V(D) | I(Т), VII |
м. 5/3 | II, III, VI | III, IV (sг) | IV(s), V (d) |
ум. 5/3 | VII | II, VII | II, III |
ув. 5/3 | нет | VI | VI |
Таблица трезвучий минорного лада
Виды трезвучий | На каких ступенях строятся | ||
в натуральном миноре | в гармоническом миноре | в мелодическом миноре | |
б. 5/3 | III, VI, VII | V, VI(Dг) | IV(Sм), V (Dг) |
м. 5/3 | I(t), IV(s), V(d) | I(t), IV(s) | I(t), IIм |
ум. 5/3 | II | II, VII | VI , VII |
ув. 5/3 | нет | IIIг | IIIм |
Разрешение неустойчивых трезвучий лада и их обращений в тонику при кварто-квинтовом и терцовом соотношениях этих аккордов производится следующим образом: неустойчивые звуки движутся поступенно в сторону своего тяготения, а устойчивые остаются на месте в том же голосе. Например:
219
Ш Т6 Ш6 T6/4 III6/4 Т VI T6/4 V6 Т VI6/4 Т6
При секундовом соотношении трезвучий (II—I и VII—I) все три голоса иногда могут тяготеть в одну сторону (как, например, II—I). Однако движение всех голосов в одном направлении нежелательно, поскольку нередко оно приводит к запрещенному в школьной практике параллелизму квинт. Поэтому надо либо взять данное неустойчивое трезвучие в обращении (в виде секстаккорда или квартсекстаккорда), где вместо параллельных квинт образуются параллельные кварты, либо один из звуков (в данном случае обычно квинту II ступени) вести не по секундовому тяготению вниз, а непосредственно в приму тоники ходом на терцию вверх:
220
Возникающий при этом восходящий ход на терцию (от VI к I ступени лада) чаще всего заполняют проходящим поступенным движением (через VII ступень), в результате чего после трезвучия II ступени реально возникает (в роли вспомогательной гармонии) секстаккорд VII ступени, который затем и разрешается в тонику:
221