Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в середине 80-х- 90-е г.

Формально изменения, начавшиеся в Советском Союзе в 1985 г., были одобрены и поддержаны руководством коммунис­тических партий восточноевропейских стран. Были сделаны ана­логичные заявления, приняты соответствующие постановления

и решения. Но в действительности советская «перестройка» выз­вала резко негативную реакцию, особенно так называемое «но­вое политическое мышление», тезис о свободе выбора. Как и в Советском Союзе, реальных изменений в политической систе­ме и экономике не произошло. В то же время имело место ослаб­ление Организации Варшавского договора и СЭВ, резкое со­кращение экономической помощи со стороны СССР.

В 1989-1990 г. во всех восточноевропейских государствах произошли радикальные перемены, в результате которых ком­мунистические партии были отстранены от власти. Они полу­чили два названия: а) «бархатные» революции (имеется в виду, что смена правящих политических сил произошла мирно, без насилия и крови, определенное исключение составили лишь Румыния и Югославия); б) демократические революции (под­разумевается переход от тоталитаризма к демократии).

Существует несколько точек зрения на характер событий 1989-1990 г. Наиболее аргументированная и общепринятая зак­лючается в том, что это были массовые народно-демократи­ческие революции. В итоге массовых выступлений (особенно в ГДР, Чехословакии, Румынии) к власти пришли новые поли­тические силы, которые и начали осуществлять перемены ре­волюционного содержания. В Польше, Венгрии, Югославии они хотя и не сопровождались массовыми движениями именно в это время, но явились результатом длительных эволюционных процессов 80-х годов. Эта эволюция произошла под давлением масс и привела к революционным политическим переменам.

Обращает на себя внимание масштабность перемен на ру­беже 80-90-х годов. В течение примерно года, с середины 1989 до середины 1990 г., произошла серия революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Имело место невидан­ное в Европе с 1848 г. явление - цепная реакция воздействия одной страны на другие. В июне 1989 г. антисоциалистическая оппозиция победила на парламентских выборах в Польше. В октябре этого же года на съезде Венгерской социалистической рабочей партии победило реформаторское направление, кото­рое реорганизовало ВСРП в социал-демократическую партию и высказалось за рыночную экономику, многообразие форм собственности. В ноябре пленум ЦК Болгарской компартии сме­стил Т.Живкова, а в Чехословакии после студенческих волне­ний КПЧ была отстранена от власти. В ноябре-декабре 1989 г. было сформировано коалиционное правительство в ГДР. Де­кабрь принес свержение режима Чаушеску в Румынии. В январе

1990 г. произошел фактический распад СКЮ, началась дезин­теграция Югославии. В мае 1990 г. всеобщая стачка привела к формированию коалиционного правительства в Албании.

Революции 1989-1990 г. в странах региона явились резуль­татом общенациональных кризисов, сочетания внутренних и внешних факторов. Основной внешнеполитической предпосыл­кой явилась «перестройка» в СССР, подготовившая слом пре­жней системы идейно и политически: имеется в виду гласность, новое в идеологии, отказ Москвы от диктата в социалистиче­ском лагере. Анализируя внутренние факторы, следует в первую очередь подчеркнуть, что социализм как путь развития и его сталинская модель были для стран Европы в целом инородны. Ни одна из них не смогла к нему адаптироваться ни через наци­ональную специфику, ни через частичные реформы, ни через кризисы. Консервативная административно-командная система превратилась в тормоз развития: фактическая однопартийность не позволяла учитывать требования времени; монополия на власть вела к политической и моральной деградации руководящего слоя партийно-государственного и хозяйственного аппарата; господ­ствующая идеология оказалась в состоянии стагнации.

Необходимо также обратить внимание на то, что в странах региона сохранялись некоторые элементы или остатки граж­данского общества: некоммунистические партии в рамках на­циональных фронтов в Чехословакии, Болгарии и другие не­формальные объединения. Накопились и обострились экономические проблемы. Все вышеуказанное, взятое в комп­лексе, обусловило необходимость радикальных изменений и быстроту краха административно-командной системы в стра­нах Центральной и Юго-Восточной Европы.

Содержание революций - радикальная смена политиче­ских сил, находящихся у власти. В некоторых странах (напри­мер, Польше и Чехословакии) власть перешла к явно несоци­алистическим и даже антикоммунистическим движениям. В других (например, в Болгарии, югославских республиках Сер­бии и Черногории) произошла модернизация компартий и их программ, что позволило им в течение некоторого времени сохранить властные полномочия.

Общая направленность всех революций однопланова. Их разрушительный аспект был обращен против тоталитаризма, отсутствия или нарушения гражданских прав, против неэффек­тивной административно-командной экономики, коррупции. Созидательная сторона была ориентирована на установление

политического плюрализма и реальной демократии, приоритета общечеловеческих ценностей, на развитие экономики по дей­ствующим в высокоразвитых странах законам, на повышение жизненного уровня. Если формулировать положительную направ­ленность революций предельно кратко, то необходимо выделить два главных направления движения - к демократии и рынку.

Разрушительный аспект был плодотворным - прежние политические системы погибли очень быстро. С созданием же нового общества дела обстояли не так просто и быстро, осо­бенно медленно осуществляется переход к рыночной эконо­мике. Это объясняется многими причинами. К объективным факторам необходимо отнести архаичную и громоздкую эко­номическую структуру, необходимость огромных капиталовло­жений в производство и социальную сферу, разные стартовые позиции государств. Чехословакия и ГДР несколько условно могут быть отнесены к государствам с довольно высоким уров­нем развития, Польша, Венгрия, Хорватия и Словения - стра­ны среднего развития, а Болгария, Румыния, четыре другие республики бывшей Югославии (Сербия, Черногория, Маке­дония, Босния и Герцеговина), Албания - низкого. Среди субъективных обстоятельств следует отметить сохранение ан­тикапиталистических сил, высокую социальную цену реформ (безработица, инфляция) и различные формы протеста, ут­вердившуюся при социализме психологию уравнительства, от­сутствие необходимого научного обоснования перемен.

Для событий 1989-1990 г. была характерна неустойчивость участвовавших в них идейно-политических сил. Их можно обо­значить как антитоталитарные, но более точно - невозможно, так как они были далеки от отчетливого идеологического и со­циально-политического самоопределения. В сущности, это были шаткие коалиции весьма разнообразных в социально-полити­ческом и идейном отношении, неоформившихся течений (на­пример, «Солидарность» в Польше, «Гражданский форум» в Чехословакии). Они были едины только в борьбе против старой власти, поэтому вскоре после победы пестрые объединения рас­пались. В каждой стране действовало большое количество поли­тических партий, которые стремились к власти и которым было трудно найти общий язык. Путь к стабильности был весьма сло­жен вследствие тяжелого, как правило, экономического поло­жения, социальной напряженности, острых политических кон­фронтации, ностальгии значительной части населения по временам социализма.

С социальной точки зрения, основное содержание совре­менного периода проявляется в динамичном расслоении и по­ляризации общества. С одной стороны, появилась небольшая группа богачей, с другой - трудящиеся, лишенные прежней социальной защиты. Расслоение ускоряется по мере складыва­ния рыночных отношений, охватывает все слои населения, но в разной степени. Драматическая социальная проблема номер один - безработица.

С позиций геополитики и международных отношений в Европе и мире, революции рубежа 80-90-х годов привели к резкой смене внешнеполитических и экономических ориента­ции стран Центральной и Юго-Восточной Европы. На рубеже 1990-1991 г. была ликвидирована военно-политическая Орга­низация Варшавского договора. СЭВ, введя с 1 января 1991 г. взаиморасчеты в конвертируемой валюте, погиб, что нанесло сильнейший удар по экономике всех восточноевропейских го­сударств. Для подавляющего большинства стран региона (за исключением Сербии и Черногории) с самого начала 90-х го­дов характерно стремление максимально быстро вступить в Европейское сообщество, НАТО и другие западные структуры. Одновременно выяснилось, что их интеграция с Западом бу­дет проходить сложно, долго и болезненно.

Расширение НАТО грозило нарушением сложившегося баланса международных сил. Оно встретило сильное противо­действие России и Беларуси, не желавших граничить с госу­дарствами супермощного блока. И тем не менее, процесс дви­жения НАТО на восток начался. Весной 1999 г. в ряды блока была принята первая группа восточноевропейских государств -Чехия, Польша, Венгрия. Во время агрессии стран НАТО про­тив Союзной Республики Югославии (март - июнь 1999 г.) все бывшие социалистические страны Центрально-Восточной Ев­ропы поддержали военные действия против двух югославских республик, предоставили свое воздушное пространство для са­молетов НАТО и т.д. Македония выделила свою территорию для развертывания сухопутных войск блока перед вводом их в Косово. Во время и после антиюгославской агрессии соседние с СРЮ государства (Македония, Болгария, Босния и Герцего­вина) форсировали свое движение в НАТО. В целом этот курс проводят все государства Центрально-Восточной Европы, при частичном исключении Сербии, Черногории, Албании. Дума­ется, что в ближайшее время произойдет дальнейшее расши­рение блока НАТО за счет еще одной группы стран региона.

Более сложным и длительным является процесс вступле­ния стран региона в Европейское Сообщество (Евросоюз). С одной стороны, государства Центрально-Восточной Европы хотели бы максимально быстро получить большие выгоды и преимущества от экономического объединения с наиболее раз­витыми странами Европы (капиталовложения в структурную перестройку экономики, прямая финансовая помощь в подня­тии уровня жизни до западноевропейского, единый рынок ра­бочей силы, товаров и капиталов). С другой стороны, страны Евросоюза сознают как необходимость изыскания огромных сумм на подтягивание экономических систем центральноевро-пейских государств до уровня Западной Европы, так и слож­ность, длительность процессов экономической перестройки в бывших странах социализма. Поэтому Европейское Сообщество не форсировало процесс собственного расширения. Лишь на саммите в декабре 2001 г. лидеры государств ЕС приняли реше­ние принять в свои ряды первую группу стран Центральной Европы в 2004 г. и определили список «абитуриентов» из 10 республик. Остальным (в том числе Болгарии и Румынии) было предложено подождать как минимум до 2007 г.

Приходится констатировать, что в течение 90-х годов Рос­сия утратила роль центра экономического притяжения для стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Ее место заняли Герма­ния, Италия, Австрия и др. В 1999 г. на страны Евросоюза прихо­дилось до 60% внешнеторгового оборота государств региона.

Процесс ликвидации социализма в странах региона в це­лом шел сходными путями. В то же время необходимо обратить внимание и на некоторые национальные особенности как со­бытий 1989-1990 г., так и последующего развития.

Польша. На пленуме ЦК ПОРП (январь 1989 г.) сторонни­ки радикальных реформ добились принятия решений о переходе к политическому плюрализму и о диалоге компартии с другими общественно-политическими силами. В феврале - апреле 1989 г. состоялся ряд заседаний «круглого стола» (ПОРП, оппозиция, католическая церковь), на которых стороны договорились о раз­решении оппозиционной деятельности, легализации «Солидар­ности», изменении закона о выборах. На парламентских выборах (июнь 1989 г.) победу одержала оппозиция. В конце 1989 г. в Польше было сформировано коалиционное правительство, ко­торое возглавил представитель «Солидарности» и католической церкви Т.Мазовецкий и в котором было только четыре мини­стра-коммуниста.

После этого ускорился процесс формирования новых по­литических и экономических структур. Изменилось даже назва­ние государства: Речь Посполита Польска (Республика Польша) вместо ПНР. Президентом на выборах 1991 г. был избран быв­ший лидер «Солидарности» Л.Валенса. «Солидарность» раско­лолась, а значительная часть членов этого профсоюза-партии перешли в оппозицию к правительству и президенту. ПОРП в январе 1990 г. была преобразована в Социал-демократию Рес­публики Польша, поддерживающую многопартийность и ры­ночную экономику. В стране действует свыше 50 партий, среди которых много католических.

Перевод экономики на законы рынка проходил под руко­водством министра финансов Л.Бальцеровича и осуществлял­ся методом «шоковой терапии». Сразу были введены свободные цены, открыты границы для иностранных товаров, начата при­ватизация государственной собственности. Рынок стабилизи­ровался, но польская промышленность более-менее приспосо­билась к новым условиям лишь в середине 90-х годов. Безработица была и остается массовой. Серьезные экономиче­ские проблемы сохраняются, несмотря на большую помощь За­пада (инвестиции, «списание» половины внешнего долга).

Внутриполитическая жизнь в 90-е годы отличалась неста­бильностью. Правительства часто менялись. Президент Валенса постоянно конфликтовал с парламентом. С ноября 1995 г. пре­зидентом Польши является лидер Социал-демократии Алек­сандр Квасьневский.

Восточная Германия. Летом 1989 г. эмиграция граждан ГДР в ФРГ приобрела массовый характер - до конца года свыше 200 тысяч переселились в Западную Германию. Во многих городах проходили массовые манифестации с требованием немедленно начать политические и экономические реформы. В октябре 1989 г. Э.Хонеккер был вынужден уйти с высших постов в партии и государстве. Парламент исключил из конституции статью о ру­ководящей роли компартии, сформировал коалиционное пра­вительство. Была открыта граница с Западным Берлином. СЕПГ признала свои ошибки и злоупотребления, изменила свое на­звание на Партию демократического социализма (ПДС).

На парламентских выборах (март 1990 г.) ПДС потерпела поражение. Начался процесс подготовки к объединению Вос­точной и Западной Германии. Был разрушен символ «желез­ного занавеса» - Берлинская стена. По решению парламентов ГДР и ФРГ с 1 июля 1990 г. начал действовать договор об

экономическом и валютном союзе двух частей Германии. 3 октября 1990 г. ГДР прекратила свое существование, вместо нее появились пять новых федеральных земель ФРГ. Две части Германии объединились.

Чехословакия. Осенью 1989 г. проходят манифестации оппо­зиции, которая консолидируется, начинает возглавлять массы и требует перехода к многопартийности и рыночной экономике. После разгона 17 ноября 1989 г. демонстрации пражских студен­тов наблюдается рост протеста. Оппозиция создала обществен­но-политическое объединение «Гражданский форум», руково­дителем которого стал Вацлав Гавел. Оно возглавило массовые выступления под лозунгами возврата к демократии и гуманизму.

В декабре 1989 г. КПЧ по существу капитулировала, согла­сившись с решением парламента об отмене конституционной статьи о руководящей роли компартии. Федеральное собрание избрало своим председателем А.Дубчека, президентом страны-В.Гавела, сформировала многопартийное правительство. В 1990-1991 г. страна получила название Чешской и Словацкой Феде­ративной Республики. Началась денационализация, было зак­лючено соглашение о выводе советских войск. Перестройка экономики протекала без особых социальных потрясений. Был принят закон о люстрациях, запрещающий бывшим функцио­нерам КПЧ и работникам госбезопасности занимать любые руководящие должности.

На парламентских выборах (июнь 1992 г.) и в Чехии, и в Словакии победили партии, лидеры которых сразу объявили о скором, но цивилизованном «разводе» двух республик. На июль­ских (1992 г.) выборах президента в Федеральном собрании не был избран В.Гавел, сторонник единого государства чехов и словаков. Погиб в автокатастрофе стоящий на этих же позици­ях А.Дубчек. В конце ноября 1992 г. парламент незначительным большинством голосов утвердил ликвидацию ЧСФР. В ночь на 1 января 1993 г. на политической карте появились новые госу­дарства - республики Чехия и Словакия.

Президентом Чехии является В.Гавел (в январе 1998 г. он был избран на второй пятилетний срок). До конца 1997 г. пра­вительство страны состояло из представителей правых полити­ческих сил, а премьер-министром являлся лидер Гражданской демократической партии В.Клаус. С 1998 г. социально-экономи­ческие мероприятия в стране проводит «левое» правительство, возглавляемое лидером чешских социал-демократов Милошем Земаном.

Стратегическое направление всей внутренней политики номер один в Чехии остается неизменным на протяжении су­ществования республики - активный переход к рынку и граж­данскому обществу, но без шоковой терапии. Реформирование экономики протекает весьма успешно, с лучшими среди быв­ших социалистических стран показателями.

С 1999 г. Чехия является членом блока НАТО. Она входит в состав группы стран, прием которых в Евросоюз намечен на 2004 г. Крупнейшим торговым партнером Чехии является ФРГ (примерно 1/3 импорта и экспорта).

В Словакии реформы проходят несколько медленнее, но с неплохими результатами. С конца 90-х годов у власти находится коалиция правых и центристских сил (президент Рудольф Шустер, правительство М.Дзуринды).

Болгария. Радикальные реформы в этой стране были нача­ты «сверху» - новым коммунистическим руководством. Ком­партия на некоторое время сохранила власть, а затем продол­жала занимать довольно сильные политические позиции в стране.

Крах болгарской «перестройки» привел в ноябре 1989 г. к отстранению Т.Живкова. Генеральным секретарем ЦК БКП был избран министр иностранных дел Петр Младенов, который вскоре занял и учрежденный пост президента Болгарии. В янва­ре 1990 г. на внеочередном съезде БКП приняла «Манифест о демократическом социализме» (признание деформаций соци­ализма, осуждение национальной политики Т.Живкова, отказ от руководящей роли, курс на радикальное обновление социа­лизма в Болгарии). Вскоре после съезда БКП была переимено­вана в Болгарскую социалистическую партию (БСП).

Был создан Союз демократических сил (СДС), который объединил 16 антикоммунистических партий. Это движение и стало основной оппозиционной силой. Возглавил его философ Желю Желев.

В июне 1990 г. состоялись парламентские выборы, на кото­рых БСП получила небольшой перевес над оппозицией. Но в августе 1990 г. Великое Народное собрание избрало президен­том Ж.Желева, а в конце года сформировало первое коалици­онное правительство, в котором социалисты имели более по­ловины портфелей.

Ж.Желев был президентом Болгарии до конца 1996 г. В 1997-2001 г. главой государства являлся Петр Стоянов - представи­тель антисоциалистических сил. В ноябре 2001 г. президентом на

пятилетний срок был избран лидер Социалистической партии Георгий Пырванов.

Правительство страны поочередно составляли то социа­листы, то правые партии. С лета 2001 г. премьер-министром Болгарии является бывший монарх страны Симеон II.

Румыния. В декабре 1989 г. в небольшом городке Тимишоа-ре состоялась мирная демонстрация с антидиктаторскими ло­зунгами. Она была жестоко подавлена силами безопасности и войсками. На расправу рабочие города ответили общей забас­товкой, которая явилась началом демократической революции. Волнения охватили многие города. В Бухаресте они приняли характер столкновения с правительственными войсками. По приказу Чаушеску спецчасти открыли огонь по митингующим, но армия в целом заявила о своем нейтралитете, а позже пере­шла на сторону восставших.

Манифестантами было захвачено здание ЦК РКП. В тече­ние нескольких дней в столице шли бои со спецподразделени­ями, верными диктатору. Сопротивление вскоре было подавле­но, а власть перешла к Фронту национального спасения. Н.Чаушеску и его жена Елена были схвачены и по приговору военного суда расстреляны.

Югославия. В январе 1990 г. на XIV (чрезвычайном) съезде Союза коммунистов начинается распад федеративного государ­ства. Делегации Словении и Хорватии покинули его после от­каза принять их предложения о проведении уже в 1990 г. много­партийных выборов и о превращении республиканских СК в самостоятельные партии. В результате произошел фактический раскол СКЮ, началась социал-демократизация республикан­ских компартий, появились многочисленные новые партии и движения, быстро и широко распространялись идеи национа­лизма и антикоммунизма.

В 1990 г. состоялись выборы в республиканские скупщины (парламенты), на которых бывшие коммунистические партии потерпели поражение в Хорватии и Словении, не получили большинства в Македонии, Боснии и Герцеговине, но сохра­нили власть в Сербии и Черногории. После выборов начинает­ся реальная дезинтеграция СФРЮ, чему способствовала утеря интегрирующего фактора в лице СКЮ, усиление центробеж­ных тенденций, большие социально-экономические и культур­ные различия между республиками.

Во второй половине 1990-ых годов Словения и Хорватия провозгласили свой государственный суверенитет и начали

формировать основные институты государства (армию в пер­вую очередь). Федеральные власти и Сербия выступили против выхода республик из многонационального государства. В мае

1991 г. начались военные действия против Хорватии и Слове­
нии, которые продолжались до 1 марта 1992 г. Они были пре­
кращены под влиянием следующих факторов: а) признание
Западом независимости Словении, Хорватии и других югослав­
ских республик; б) развитие процесса дезинтеграции (выделе­
ние из федерации Боснии и Герцеговины, Македонии); в) силь­
ное давление международного сообщества (ООН, Запад,
Россия). Военные столкновения были наиболее ожесточенны­
ми на территории Хорватии.

В сентябре 1991 г. в Македонии был проведен референдум, по результатам которого была провозглашена новая суверен­ная республика. Югославская армия была выведена из нее без вооруженных столкновений.

В апреле 1992 г. Сербия и Черногория объединились в Со­юзную Республику Югославия (так называемую «малую Юго­славию»). Безусловно, главенствовала в ней до конца 90-х го­дов, определяла внешнюю и внутреннюю политику Сербия и ее лидер Слободан Милошевич.

Наиболее трагический характер имели события первой половины 90-х годов в Боснии и Герцеговине, известные под названием «боснийский кризис». Здесь в 1992 - 1995 г. проходи­ла гражданская война с межэтническим характером.

Население Боснии и Герцеговины многонационально - 40% мусульман («босняков»), 32% сербов, 18% хорватов. В 1990-1991 г. здесь происходила резкая поляризация населения и политиче­ских партий по национальному признаку. Мусульмане и хорваты выступали за суверенитет республики, сербы - против. В январе

1992 г. Скупщина Боснии и Герцеговины большинством голосов
(хорваты и мусульмане) утвердила меморандум о суверенитете
и избрала президентом лидера мусульманской общины. Серб­
ская фракция покинула парламент, а сербские районы заявили
о своей автономии и неподчинении решению Скупщины.

В апреле 1992 г. в соответствии с меморандумом Босния и Герцеговина провозглашается независимой и сразу признается ЕС. В этом же месяце в Боснии начинается гражданская война. В конце апреля была самопровозглашена «Сербская республика Боснии и Герцеговины». В июне 1992 г. федеральная армия была выведена, и с этого времени война продолжалась между фор­мированиями трех общин.

В июне 1992 г. решением Совета Безопасности ООН были введены жесткие экономические санкции против Союзной Рес­публики Югославии и боснийских сербов, субъективно при­знанных агрессорами, единственными виновниками войны в Боснии и Герцеговине.

С 1992 г. на территории бывшей Югославии находились ми­ротворческие силы ООН («голубые каски»), выполняющие сле­дующие функции: разъединение воюющих сторон, контроль за соблюдением перемирий, охрана гуманитарных конвоев. Между­народное сообщество также разработало и попыталось реализо­вать несколько планов мирного урегулирования боснийского кри­зиса, но они в силу разных причин не были претворены в жизнь.

С августа 1995 г. силы НАТО начали наносить массирован­ные удары по военным объектам боснийских сербов, тем са­мым поддерживая крупномасштабное наступление мусульман и хорватов. Сербы потерпели поражение и потеряли значитель­ную часть территории. Успех этой объединенной операции про­тив Республики Сербской предопределил будущие соглашения по Боснии и Герцеговине.

В октябре 1995 г. наступило перемирие, а в конце октяб­ря - середине ноября на американской авиабазе в Дейтоне про­ходили переговоры делегаций Хорватии, мусульман Боснии и Герцеговины, Сербии (представляла интересы боснийских сер­бов). 14 декабря 1995 г. в Париже состоялось торжественное под­писание мирного договора, на котором присутствовали руко­водители государств-гарантов его соблюдения (США, Англии, Франции, Германии, России). Основные положения дейтон-ских соглашений могут быть сведены к следующему: а) Босния и Герцеговина - единое (внешне) государство, имеющее пре­зидента, парламент, правительство; б) оно состоит из двух частей - Хорвато-мусульманской федерации (51% территории) и Сербской республики (49%); в) раздел земель, соблюдение договора и поддержание мира обеспечивают так называемые многонациональные силы (преимущественно из стран НАТО и под командованием этого блока), которые заменяют миротвор­ческие батальоны ООН; г) санкции против Союзной Республи­ки Югославии постепенно снимаются. Во второй половине 90-х годов ситуация в Боснии и Герцеговине внешне нормализова­лась, но она по-прежнему не существует как единое государ­ство. Многонациональные силы продолжают оставаться, явля­ясь единственным гарантом сохранения мира на боснийских землях.

В конце 90-х важные события произошли в Сербии и Со­юзной Республике Югославии, а также вокруг них. В Сербии сформировалась и активно действовала антисоциалистическая оппозиция, противостоящая в первую очередь президенту рес­публики, лидеру соцпартии Слободану Милошевичу. В 1997 г. С.Милошевич, опасаясь поражения на выборах в Сербии, до­бился собственного избрания на пост президента СРЮ.

1999 г. - апогей косовского кризиса. Напомним, что Косо­во - автономный край в составе Сербии, минимум 90% насе­ления которого в конце XX века составляли албанцы. С конца 40-х годов здесь проводится активная деятельность по отделе­нию области от Сербии и Югославии. В 1990 г. была принята «Декларация независимости Косово». В 1997 г. была сформиро­вана албанская Армия освобождения Косово, которая вскоре объявила открытую войну Белграду под лозунгом полной неза­висимости и присоединения к Албании. С весны 1998 г. в реги­оне началась настоящая гражданская война с этническим ха­рактером и многочисленными жертвами.

Запад обвинил Сербию и СРЮ в геноциде против ко­совских албанцев и предложил подписать договор, факти­чески отторгавший Косово от Сербии через несколько лет. Отказ югославской делегации подписать унизительный до­кумент послужил поводом для агрессии НАТО против Со­юзной Республики Югославии (март - июнь 1999 г.). В ней участвовали 19 развитых стран мира с экономическим по­тенциалом, равным 679 югославским. Она проходила без санкции ООН. Было совершено свыше 25 тысяч авианале­тов, выпущено более 1 тысячи крылатых ракет и 31 тысячи снарядов с обедненным ураном.

Руководство СРЮ (С.Милошевич) и Сербии было вынуж­дено капитулировать. В Косово были введены многонациональ­ные вооруженные силы, в которых доминировали войска НАТО. С конца 1999 г. происходит постепенная суверенизация края (в нарушение резолюции Совета Безопасности ООН о террито­риальной целостности СРЮ) и вытеснение из него остатков сербов и черногорцев.

В 2000 г. С.Милошевич проиграл президентские выборы в СРЮ Воиславу Коштунице. В 2001 г. новый премьер Сербии Зоран Джинджич распорядился о выдаче С.Милошевича Меж­дународному трибуналу по расследованию военных преступле­ний в бывшей Югославии (Гаага).

ГЛАВА 6. СТРАНЫ ВОСТОКА В 1945 г. - 1990-е г.

§ 1. Китайская Народная Республика в 1949-1990-е г.

К концу второй мировой войны фактически существовали два Китая: территории, контролируемые гоминьданом, и ос­вобожденные районы, руководимые КПК (1/4 территории стра­ны). Несмотря на переговоры (август 1945 - январь 1946 г.), военные действия между ними продолжались, что создало уг­розу общекитайской гражданской войны. Основой для мирного объединения и демократизации Китая могли стать решения об образовании временного коалиционного правительства (январь 1946 г.), однако, они были сорваны руководителями гоминьда­на, начавшего с весны 1946 г. наступление в Северо-Восточ­ном Китае.

В ходе гражданской войны углублялся кризис гоминьданов-ского режима, проявился его антинациональный характер, воз­росло недовольство масс и национальной буржуазии. Освобож­денные районы укреплялись. Аграрная реформа КПК обеспечила поддержку крестьян, выросла и окрепла Народно-освободитель­ная армия (НОА). Эти факторы привели к повороту в ходе вой­ны в пользу революционных сил. В обстановке военных успехов КПК в 1947-1948 г. ЦК партии выдвинул задачу завершения народно-демократической революции, свержения гоминьданов-ской диктатуры и создания демократического коалиционного правительства. КПК поддержала складывание единого народно­го демократического фронта из различных классов.

В результате трех крупнейших сражений в Северо-Восточ­ном, Северном и Восточном Китае (осень 1948 - январь 1949 г.) гоминьдановский режим оказался перед крахом. Он потерял свы­ше полутора миллионов солдат и офицеров и обширные терри­тории. В апреле 1949 г. войска НОА возобновили наступление, форсировали реку Янцзы и освободили Южный и Юго-Запад­ный Китай. Провозглашение Китайской Народной Республики (1 октября 1949 г.) было победой народно-демократической ре­волюции. Она создала предпосылки для укрепления независи­мости страны и завершения буржуазно-демократических преоб­разований. Вопрос о власти был решен в пользу единого фронта, руководимого КПК.

В новых условиях (1949-1957 г.) происходит обострение борьбы внутри КПК по вопросам путей развития страны после взятия власти. Политическая позиция Мао Цзэдуна изменилась -

он считал, что пришло время для осуществления целей комму­нистического движения, для реализации по сути дела комму­нистической казарменной утопии. Однако многие партийные деятели (Лю Шаоци, Дэн Сяопин, Чжоу Эньлай и др.) выска­зались за использование концепции «новой демократии», рас­считанной на обновление Китая в течение довольно длитель­ного времени. Революционные силы решали задачи: завершение разгрома гоминьдановских войск, установление власти в юж­ных и западных районах и на островах, борьба с контрреволю­ционными бандами и создание аппарата новой государствен­ной власти. К середине 1950 г. была освобождена почти вся территория Китая, в 1951 г. НОА вступила в Тибет. Остатки войск Чан Кайши бежали на остров Тайвань.

Восстановление хозяйства КНР происходило в русле ры­ночных (хотя и ограниченных) процессов, в условиях многоук­ладной экономики. Мелкотоварное производство преобладало, собственность национальной буржуазии была сохранена, в ре­зультате национализации собственности крупного капитала и японских империалистов образовался госсектор. Политика КПК заключалась в том, чтобы одновременно с восстановлением хо­зяйства добиваться, опираясь на экономическую помощь СССР (лозунг «Учиться у СССР»), укрепления госсектора, способного обеспечить переход к строительству социализма. Тем самым к 1952 г. началась перестройка структуры экономики (производ­ство средств производства составляло 40%). Политика в отно­шении национальной буржуазии заключалась в использовании частного капитала для восстановления экономики и увеличения контроля над ним. В результате аграрной реформы (1950 - 1953 г.) было ликвидировано помещичье землевладение, подорвано вли­яние кулаков, началось развитие кооперации.

Успехи в восстановлении народного хозяйства были исполь­зованы Мао для навязывания партии своих левацких, авантю­ристических взглядов на ускоренную модернизацию Китая. В 1953 г. Мао впервые высказался за немедленный переход к социалис­тической революции. Его противники продолжали отстаивать выдержанную генеральную линию на длительный переход к со­циализму (1953-1967 г.), постепенно завершая преобразования сельского хозяйства, промышленности и торговли.

Идейно-политическая победа Мао во внутрипартийной борь­бе привела к принципиальным переменам в социально-эконо­мической политике КПК и прежде всего в аграрной сфере: вве­дены хлебная монополия, карточная система. Китай резко

повернул на путь командно-административного функциониро­вания народного хозяйства и сделал это в кратчайшие сроки. В

1955 г. КПК перешла к кооперированию деревни, его темпы были
резко усилены и осуществлен переход к кооперативам высшего
типа. КПК настойчиво искала пути социально-политического
контроля за крестьянством.

К концу 1956 г. в кооперативы было вовлечено 96,3% хо­зяйств (по плану - 33%), в том числе высшего типа - 88%. Это крупнейшее социальное мероприятие вызвало сопротивление крестьян. В 1956 г. было развернуто сплошное преобразование промышленности и торговли в госкапиталистические, а фак­тически осуществлена национализация частных предприятий за выкуп. В розничной торговле доля частного капитала к концу

1956 г. составляла лишь 3%. Таким образом, в масштабах всей
страны произошли радикальные социально-экономические
перемены - была ликвидирована частная собственность и рез­
ко ограничены рыночные отношения.

Проведение преобразований в первой половине 50-х годов выявило такие черты в политике КПК, как представление о решающей роли политических и идеологических кампаний, военно-административных методов, ускорение темпов преоб­разований и нарушение постепенности, нехватка опыта и кад­ров, неподготовленность к управлению огромной страной, принудительный характер мер, отсутствие технической базы для повышения производительности труда. Чертой всего поли­тического развития КНР было все возраставшее насаждение идей и культа личности Мао Цзэдуна. В обществе складывается система идеологического контроля и политического манипу­лирования, проводятся кампании перевоспитания интеллиген­ции, навязываются представления об обострении классовой борьбы. Внутри КПК продолжалось столкновение двух идейно-политических тенденций - умеренно-прагматической и ради­кально-утопической.

Ориентация на дружбу с СССР стала главной чертой внеш­ней политики Китая. В 1950 г. подписаны договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, соглашение о безвозмездной пере­даче прав СССР по управлению КВЖД. Помощь СССР сыграла большую роль в строительстве нового государства и в восста­новлении народного хозяйства.

В конце 50-х годов страна стала ареной рискованных экс­периментов Мао для форсированного развития социалистиче­ских процессов. Первым из них был «большой скачок в про-

мышленности и сельском хозяйстве» (1958 г.), в ходе которого Мао стремился противопоставить новому курсу КПСС (после XX съезда) собственную политическую линию. Суть ее - опе­редить время и обогнать СССР в строительстве новой жизни. Не имея возможности за короткий срок создать в стране разви­тую экономическую базу, Мао решил свести скачок в будущее к реформе человеческих взаимоотношений, к стимулированию трудового энтузиазма в условиях эгалитарного быта, казармен­ных форм существования и при крайней степени официализа-ции жизни. В «народных коммунах» совмещались промышлен­ность, сельское хозяйство, торговля, просвещение и военное дело, обобществлялись труд и основные средства производства, вся собственность крестьян, вводилось уравнительное распре­деление доходов, ликвидировался принцип материальной за­интересованности и распределения по труду. Энтузиазм трудя­щихся подогревался лозунгом «Три года напряженного труда -десять тысяч лет счастья».

Результаты проявились быстро. Уже в конце 1956 г. и еще более остро в 1959 г. страна стала испытывать голод. Трудовая активность лишенных земли и всякой собственности крестьян снизилась. Производство было дезорганизовано, причем не толь­ко в деревне, но и в городе. Нарушен принцип планирования в промышленности, образовались диспропорции в экономике, разрушено оборудование, впустую растрачен энтузиазм людей.

Произошли изменения и во внешнеполитическом курсе. КНР заявила о претензиях на особую роль в Азии и во всем мире. В 1959 г. начались инциденты на китайско-индийской гра­нице, обстрел островов в Тайваньском проливе. КНР отказа­лась от дружбы с СССР (в 1960 г. отозваны советские специа­листы), стал пропагандироваться лозунг «опора на собственные силы», что означало намерение прервать связи с соцстранами, выступления против политики мирного сосуществования и воз­можности предотвращения мировой войны.

На рубеже 60-х годов другая группировка КПК («прагмати­ки») сумела несколько исправить положение в стране. Но конф­ликт между Мао и ее лидерами (Пэн Дэхуай, Дэн Сяопин) не прекращался. В первой половине 60-х г. развернулась борьба за армию, повсеместно внедрялись армейские методы работы.

К 1965 г. разногласия в руководстве КПК достигли боль­шой остроты. Они касались методов, целей и перспектив раз­вития КНР, ее внутренней и внешней политики. Конфликт привел к новому грандиозному социальному эксперименту - к

«культурной революции», под знаменем которой прошло деся­тилетие - последнее в жизни Мао (1966-1976 г.). Это была борьба за ускользающую власть. Смысл ее сводился к стремлению по­считаться с помешавшей ему и поставившей под сомнения его действия партией, что и привело к погромам партийных орга­нов, аппарата власти и всей интеллигенции отрядами красно­гвардейцев - хунвейбинов («красные охранники»). Последние свято верили в обожествленного ими вождя и преданно испол­няли его указания. В стране вместо демократии шло утверждение военно-бюрократической диктатуры при опоре на армию, ут­верждалась маоистская «модель коммунизма», нарастала реаль­ная угроза гражданской войны. Складывался режим личной и безграничной власти Мао, откровенно возрождались традиции «восточного деспотизма». Культурная революция дорого обошлась стране и привела экономику КНР к глубокому кризису.

Внутреннее развитие Китая обусловило характер его внеш­ней политики. С 60-х до начала 80-х годов сохранялась напря­женность в отношениях с СССР, их борьба в глобальном мас­штабе. Росло количество инцидентов на границе (1967, 1969 г.), выдвинуты претензии на советскую территорию и тезис об «уг­розе с Севера». Проявлялся великодержавный, националисти­ческий характер политики Китая. Вспыхнул серьезный конф­ликт с Индией (1962 г.), возникла напряженность на бирманской границе, резко ухудшились отношения с Вьетнамом (1978 г.). К началу 70-х годов СССР объявлен врагом № 1, подготовка к войне стала главной целью экономического строительства. Ки­тай пошел на сближение с США (1976 г.), выдвинул цель -создание «широкого международного фронта» против СССР.

Эксперименты Мао продемонстрировали, что в Китае была создана сталинская модель с жесткой властью классического восточного типа при ограничении индивидуальных прав и сво­бод и всесилии бюрократической администрации, опирающейся на мощное идеологическое давление. Этому способствовали: привычка китайцев уважать сильную личность и стабильную администрацию, привычно пренебрежительное отношение к торговцам и собственникам, частникам, высокий уровень со­циальной дисциплины, готовность почитать старших и мудрых. Важную роль сыграли сила и авторитет власти, стиль внутри­партийной борьбы в КПК - боязнь раскола партии диктовала склонность к компромиссам, разногласия не становились от­крытыми. Однако эта модель не дала желаемых результатов, наоборот, оказалась деструктивной.

Перед преемниками Мао в 1976 - 1978 г. встала острая проблема: как выйти из тупика? В партии развернулась острая политическая и идеологическая борьба фракций. Радикальная «четверка» сторонников продолжения курса Мао потерпела поражение и была арестована. На руководящих постах укрепля­лись «прагматики». Провал экономических мероприятий этих лет убедил их в необходимости глубоких структурных реформ для Китая. Началась мощная кампания под лозунгом - «прак­тика - единственный критерий истины». Пленум ЦК КПК (де­кабрь 1978 г.) был полной победой сторонников Дэна, он сан­кционировал реформы.

В начале 80-х годов «прагматики» перешли в наступление: добились осуждения «культурной революции», начали реаби­литацию пострадавших, поставили вопрос о личной ответствен­ности Мао, начался процесс демаоизации общества. Новое ру­ководство КПК и КНР прагматически подошло к решению задачи превращения Китая в богатую державу, пошли на де-идеологизацию своей политики и выдвинули на первый план лишь патриотические идеи строительства богатого Китая. Эти глубокие политические перемены создали предпосылки для новой экономической политики.

Суть экономических реформ была проста: был открыт путь к возвращению заинтересованности труженика в плодах своего труда, для чего были ликвидированы коммуны, а земля отдана крестьянам. Возникли десятки тысяч рынков, коммерция офи­циально легализирована. С 1984 г. реформа охватила город: сильно ограничены роль Госплана и центрального регулирования, со­зданы возможности для развития кооперативно-коллективно­го и индивидуального секторов. Директорам госпредприятий предоставлялись широкие права и возможности. Реформы были радикальными и осуществлялись быстро и решительно, пер­вые три года (1979-1981) были объявлены годами реконструк­ции, а плановые задания сняты. Резко уменьшены ассигнова­ния на военные нужды, сокращена армия, военной промышленности вменено в обязанность содействовать пере­стройке экономики. Существенно ограничены полномочия ад­министративных органов, включая парткомы.

Результаты реформ сказались столь быстро, что это удиви­ло весь мир. Резко возросло производство продовольствия: к 1984 г. страна вышла на уровень 400 млн. тонн зерна в год, что вполне достаточно для обеспечения ее населения (1 млрд. 300 млн.) необходимым минимумом питания. Средний жизнен-

ный стандарт крестьянства вырос в 2-3 раза. Появились слои зажиточных крестьян и горожан, работающих на рынок. Про­мышленность обратилась лицом к внутреннему рынку. Изме­нился и общий стандарт поведения людей: они стали свобод­нее, появились личные вкусы, предпочтения, изменения в одежде (исчезла униформа времен Мао), поведении, образе мышления, стремление к основам правового государства.

Но на пути реформ были и препятствия. Сопротивлялся привыкший к власти партийный аппарат. Проявились негатив­ные явления, вызванные рыночным хозяйством (злоупотреб­ления властью, коррупция, контрабанда, инфляция, социальная напряженность между бедными и богатыми, особенно в дерев­не). Однако на фоне успехов и высоких средних темпов роста (с 1979 г. темпы экономического роста составляли 12-18% в год) они признавались официально лишь досадными издержками развития. Съезды КПК полностью и безоговорочно поддержи­вали взятый Дэн Сяопином и во многом успешно осуществ­ленный благодаря его руководству курс на реформу. Идеологи­чески он был обоснован официальным признанием того, что Китай является отсталой развивающейся страной и что рано говорить о серьезном строительстве социализма. Пока Китай находится на начальном этапе строительства социализма, при­чем социализма с китайской спецификой. Считалось, что имен­но этому соответствует избранная модель развития со значи­тельным включением элементов рыночного хозяйства, существенной ролью приватизированного сектора, работающего на свободный рынок. К концу 80-х годов реформы привели стра­ну к высоким достижениям.

Но быстрые темпы экономической реформы привели к неожиданно возникшим проблемам социально-политического и идеологического характера. В 1987 г. впервые заговорили о перестройке политической системы (ввели принцип сменяе­мости и омоложения руководителей). Сохраняется сбалансиро­ванное отношение к Мао, хотя его культ впервые был признан и осужден в 1981 г. В попытке решения задач руководство стра­ны на рубеже 80-90-х годов стало пятиться назад. Реализация реформы означала крах маоистского режима. Однако коммуни­сты не могли активно поддержать процесс становления част­ного капитала. С 1989 г. они отчетливо видели пример СССР, вступившего на путь структурной перестройки и быстрыми тем­пами обретавшего состояние нестабильности. Кроме того, они ощущали, что любое послабление в социально-политической

и идеологической сфере означало бы курс не только на деста­билизацию, но и быстрый развал страны. Не забывали они и об ответственности, которую каждый из причастных к власти после этого должен был бы нести.

Таким образом, авторитарный режим и командно-адми­нистративные формы контроля над страной должны были уйти с политической сцены ради экономического развития по ры­ночному пути. Необычность Китая в том, что экономический механизм к рубежу 80-90-x годов раскрутился, а коммунисти­ческие руководители, связанные со старым режимом, не хоте­ли углублять демократические преобразования. В результате возник эффект перегретого котла.

«Перегрев экономики» начал чувствоваться с середины 80-х годов. В конце 80-х годов требования демократизации и ухода руководства КПК от власти стали громче, и к ним прислуши­вались влиятельные лица в руководстве (Генсеки КПК Ху Яобан, Чжао Цзыян). Однако у Генсеков КПК не было всей власти -реальная власть продолжала оставаться в руках формально ото­шедшего от нее архитектора реформ Дэн Сяопина. Дэн долго колебался, так как понимал, что требование политических ре­форм разумно и справедливо. Но он сознавал и другое - согла­сие на радикальные политические реформы (по примеру СССР и Восточной Европы) приведет режим к краху с непредсказуе­мыми последствиями. Выбор был сделан в пользу меньшего зла. Демократическое движение студентов, выплеснувшееся летом 1989 г. на улицы и площади Пекина, было раздавлено на пло­щади Тяньаньмэнь танками. Студентов направили в вузы на идеологическое перевоспитание. Снова голову подняли комму­нистические реакционеры. Демократов упрекали в том, что они- сторонники буржуазного либерализма, что соответство­вало действительности (в начале 90-х годов этот термин стал даже идеологическим клеймом). Разгром демократического дви­жения надолго снял вопрос о проведении политических ре­форм и демократизации политической структуры.

После 1989 г. экономика продолжала развиваться, хотя и более сдержанными темпами. Утвердилось требование сохране­ния и усовершенствования «социализма с китайской специфи­кой». После крушения СССР коммунистические верхи поздра­вили друг друга с выбором 1989 г. Сегодня в КПК существуют две группировки по вопросу реализации этой концепции - ра­дикалы (сторонники скачкообразного развития) и консервато­ры (эволюционный путь). По сути дела, китайская концепция-

это общий для всего развивающегося мира путь. Подчеркива­ние своей специфики - это камуфляж для того, чтобы выиг­рать время и предотвратить социальный взрыв. Китай идет по пути буржуазного либерализма, но руководство, от которого это прежде всего и зависит, хочет, чтобы это происходило как можно медленнее и плавнее. Для ускорения темпов нужен уход поколения ветеранов войн и революций.

В 90-е годы после первых успехов политики «урегулирова­ния» (1989-1991 г.) намечены следующие направления экономи­ческой реформы: перестройка госпредприятий, внедрение акци­онерной собственности, реформа цен, приватизация жилья, создание системы социальной защищенности. Съезды КПК (1992, 1997 г.) осуществили решительный поворот к рынку, для кото­рого сняты все идеологические барьеры (утверждена задача со­здания «социалистической рыночной экономики» вместо про­тиворечивого термина «плановой товарной экономики»). В 1999 г. внесены поправки в Конституцию, признающие важную роль частного сектора в социалистической рыночной экономике КНР. 90-е годы рассматривались как возможность для прорыва. Под­черкивается расширение политики открытости внешнему миру (свободные и специализированные, приграничные открытые зоны, зоны развития и свободной торговли). В 80 - 90-е годы Китай стал одной из важнейших опор экономической структу­ры Восточной Азии и АТР, важным производителем готовой продукции для рынков индустриальных и развивающихся стран. Страна вышла на первое место в мире по производству зерно­вых, мяса, хлопка, угля, цемента, хлопчатобумажных тканей. Успешно развивается электроника, машиностроение, производ­ство электроэнергии, нефте- и химпродуктов. Ежегодно увели­чивается экспорт на 25%. Особый упор делается на развитие ин­фраструктуры. Перешагнув рубеж столетий, Китай уверенно вступил в новый этап модернизации - ВВП составил 8,3% (2000г.), среднедушевые доходы горожан- 760 долл., кресть­ян- 273. Поставлена задача к 2010 г. удвоить ВВП за счет рест­руктуризации народного хозяйства в соответствии с требовани­ями рынка и реформирования предприятий госсектора.

Во внутренней политике отвергается парламентская мно­гопартийная система и существование независимых политиче­ских партий, претендующих на роль политической оппозиции, политический плюрализм, сохраняется ведущая роль обществен­ной собственности, концепция о продолжении классовой борь­бы в некоторых сферах общества. КПК не возвращалась к ре-

шению 1987 г. о проведении политической реформы. Она вы­сказалась только за реформу аппарата управления, приспособ­ление политической системы к потребностям экономического развития. Авторитет власти высок, и не случайно, что рефор­мы проходят здесь без слишком радикальных осложнений. Со­циальная напряженность снимается с помощью идеологии. Она эволюционирует сегодня в сторону патриотизма. Поэтому ре­формам сопутствует не кризис, а стабилизация и даже процве­тание. Но логика современного экономического развития тре­бует неизбежного реформирования политической системы, развития элементов гражданского общества, все более несов­местимых с тоталитарным политическим механизмом.

В 90-е годы власть перешла к третьему поколению лиде­ров - преимущественно гражданским лицам (Цзян Цзэминь -генсек КПК и глава государства, «наследник» Дэна после его смерти в феврале 1997 г.). Сейчас у руководства КПК все праг­матики, выступающие за реформы. Разделяют их лишь вопро­сы - для кого реформы и в каком темпе? В политических пре­образованиях делается ставка на стабильность и преемственность в политике, сглаживание острых углов, идеологический конт­роль в культуре. Проблемами остается свобода слова, права че­ловека и реализация политических свобод, коррупция в выс­ших эшелонах власти и госаппарате, его сокращение, скрытая и открытая безработица (4%), нарастание социальной диффе­ренциации. С 1995 г. обострилась проблема реформы госпредп­риятий (доля убыточных в госсекторе выросла до 40-50%, в то время как на его долю приходится 40% в экономике).

В начале 80-х годов в Китае заговорили о мирной между­народной обстановке, которая потребовалась для осуществле­ния экономических реформ. В 80-90 годы Китай руководству­ется принципом: «нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, а есть только постоянные интересы!» Спокойнее стали оценивать советскую внешнюю политику, демонстрировать общность с развивающимися странами, усилили критику по­литики США в мире. Главной целью объявлена борьба против любого гегемонизма, взят курс на развитие отношений с мак­симально возможным числом государств, появились утвержде­ния о том, что мировую войну можно и нужно предотвратить. С середины 80-х годов своей целью Китай провозгласил мир и развитие в многополюсном мире, выдвинул принцип деидео-логизации и концепцию независимой внешней политики. С 1988 г. полностью нормализованы советско-китайские отношения,

началось их уравновешивание с США, Западная Европа рас­сматривается как новый источник передовой технологии и финансов. В первой половине 90-х годов выросла активность китайской дипломатии: нормализованы отношения с Индией, Вьетнамом, Кубой, «особый характер» они носят с Японией и Южной Кореей, расширились контакты с Израилем, ЮАР. С 1991 г. Китай присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. В целом успехи китайской дипломатии дали повод назвать наше столетие «веком китайской дипломатии».

В основе отношений с СССР и Россией лежат универсаль­ные принципы: уважение суверенитета и территориальной це­лостности, ненападение и невмешательство, равенство и вза­имная выгода. Завершилось урегулирование вопроса о границе, создана зона доверия с государствами Средней Азии, принята совместная декларация о стратегическом партнерстве в XXI в. (весна 1997 г.). Торговый оборот с Россией намечено увеличить к 2010 г. в 4 раза. В 1992 г. установлены дипломатические отношения с Республикой Беларусь, что послужило основой для торгово-экономического сотрудничества. В 1997 г. завершилось объедине­ние Гонконга с Китаем по формуле «одно государство - две системы», причем достигнута высокая степень взаимозависимо­сти двух экономик. В 1999 г. в состав Китая возвратился Макао (Аомынь). Сохраняется напряженность в отношениях с Тайва­нем из-за разных подходов к проблеме воссоединения.

§ 2. Япония в 1945-1990-е г.

После окончания военных действий на Дальнем Востоке Япония была оккупирована войсками США, выступавшими от имени всех союзных держав. Верховная власть перешла в руки оккупационной армии. В первые годы США были вынуждены придерживаться принципов Потсдамской декларации (июль 1945 г.), стремились не допустить возрождения угрозы своим интересам на Тихом океане. Одной из первоочередных задач считали ослабление своего конкурента, установление не толь­ко военного и политического, но и экономического контроля. Смысл преобразований сводился к радикальной перестройке всей структуры Японии. Была осуществлена серия демократи­ческих реформ, включая возрождение партий, созыв парла­мента (апрель 1946 г.) и принятие новой конституции (май 1947 г.), оставлявшей за императором весьма ограниченные права. Статья 9 отсекала возможность возрождения японского

милитаризма в будущем: Япония отказывалась от войны как средства решения международных споров. Запрещены фашист­ские организации, осуждены военные преступники, проведе­на чистка госаппарата, полиции. Пересмотрена система обра­зования. Особые меры предусматривали ограничение возможностей крупнейших монополий (дзайбацу). В 1946 - 1949 г. была проведена радикальная аграрная реформа. В результате пе­рераспределения земли в пользу зажиточного крестьянства ус­корилось развитие капитализма. Эта серия реформ вместе с реализацией «линии Доджа» (план стабилизации японской эко­номики) оказалась мощным импульсом для быстрого возрож­дения побежденной Японии, которая смогла решительно вос­пользоваться всем тем, что может предоставить для развития демократизация.

В связи с переориентацией американского курса на Даль­нем Востоке целью политики США становится превращение Японии в основной плацдарм в регионе. После 1947 г. начался так называемый обратный курс: была развернута антикомму­нистическая пропаганда, усилилось наступление на рабочее и демократическое движение, восстанавливались монокапитали­стический капитал и военная мощь Японии, она использова­лась как база американской агрессии против Кореи.

Встал вопрос о статусе послевоенной Японии. Проект Сан-францисского мирного договора (сентябрь 1951 г.) был подго­товлен США и Англией без учета советских предложений и принципов Потсдамской декларации (демилитаризация и де­мократизация Японии). СССР, Польша и Чехословакия отка­зались его подписать. Договор предусматривал признание Япо­нией независимости Кореи, отказ от прав на острова Тайвань, Пэнхуледао и Курильские, на южную часть Сахалина. Однако умалчивался вопрос о возвращении их СССР КНР, что созда­ло ряд внешнеполитических проблем в 90-е годы. Ряд других соглашений и договоров с США, в том числе «договор безо­пасности», предоставили США право размещать в Японии свои военные базы и войска (о. Окинава). Они юридически закрепи­ли военно-политический союз с США, неравноправное поло­жение в нем Японии и привязанность к их агрессивной поли­тике. Этим завершался оккупационный период, хотя американские войска остались. Реакция японцев была неодноз­начной. Страну охватили массовые протесты.

Американские военные заказы и политика займов и кре­дитов позволили форсировать развитие экономики. В условиях

войны в Корее (1950 - 1953 г.) поступления от «спецзаказов» достигли 2,5 млрд. долларов. В 1951 г. по всем областям промыш­ленности достигнут довоенный уровень, в 1957 г. страна вышла на первое место по судостроению, к 60-м годам ежегодный прирост промышленности составил около 20%. Сохранение сильной эксплуатации трудящихся вызвало с 1954 г. новую форму борьбы - весенние и осенние выступления рабочего класса.

В 50-е годы внешняя политика Японии была довольно ог­раниченной. Основной упор делался на развитие внешнеэко­номических связей. Нарушены традиционные связи с СССР, КНР и КНДР, резко вырос удельный вес в торговле США. Без энтузиазма была встречена в Юго-Западной Азии «экономи­ческая дипломатия» Японии. Важным фактором политической жизни стали отношения с СССР. Восстановление их в октябре 1956 г. и подписание декларации о прекращении состояния вой­ны позволили Японии вступить в ООН и создало благоприят­ные условия для развития многосторонних торгово-экономи­ческих связей. Основой своей внешней политики Япония продолжала считать союз с США, это было закреплено новым «договором безопасности» 1960 г. В 1970 г. он был продлен, и сфера его действия была расширена за пределы Японии.

К началу 70-х годов Япония стала одной из первых про­мышленных держав мира. В 1970 г. ВНП превысил уровень 1960 г. в 4,5 раза. Она вышла на первое место в мире по производству оптики, на второе - по производству электроники, синтволок-на, автомашин, бытовых электроприборов, на третье - по вы­плавке стали. Несмотря на кризисные явления 1957, 1965 г., пе­риод 1957-1973 г. характеризовался значительным ростом производства. Он был следствием совокупности причин: серия послевоенных реформ: быстрое обновление основного капита­ла; расширение внутреннего рынка в результате аграрной ре­формы; сохранение низкой заработной платы; военные заказы 50-60-х годов; небольшая доля военных расходов (1% от валово­го национального дохода); многоотраслевая структура концер­нов; высокая роль государственного регулирования экономики; низкий уровень зарплаты при высокой производительности тру­да; трудолюбие работников всех категорий. Особую роль сыграло использование НТР. Япония не только импортировала новей­шую технику, но и широко закупала патенты и лицензии на технологии, экономя тем самым время и средства на научно-технических исследованиях. В итоге Япония создала второй в мире по масштабам экономический потенциал. С 1961 г. уже прояви-

лись японо-американские экономические противоречия. Нача­лась борьба за ограничение наплыва японских товаров на аме­риканский рынок и за создание более благоприятных условий для американского экспорта в Японию.

Для японской модели развития характерно полное господ­ство свободного рынка с конкуренцией частных собственни­ков. Оно напоминает чуткий барометр, моментально реагиру­ющий на экономические затруднения и принимающий почти автоматически меры, необходимые для регулирования рынка. Не будучи втянутым в экономику через госкапиталистические предприятия, оно все время держит руку на рычаге хозяйствен­ного регулирования. Государство перестало быть традиционно-восточным и стало государством еврокапиталистического типа, как в Западной Европе или США. Но при этом Япония не по­теряла своего лица, осталась страной Востока, причем в этом ее сила и даже преимущество перед Европой (дисциплина тру­да и отсутствие забастовок при достаточно гармоничном со­трудничестве труда и капитала).

Политическая система Японии основана на многопартий­ной парламентарной демократии с сохранением императора в качестве главы государства. Укрепление сплоченности левых партий, активизация рабочего движения, нарастание борьбы про­тив атомного оружия и американских военных баз подтолкнули буржуазные партии к объединению. В 1955 г. была создана Либе­рально-демократическая партия (ЛДП), представлявшая интере­сы монополистического капитала, хотя использовала лозунги со­здания «государства всеобщего благосостояния». То есть консервативный лагерь и промышленно-финансовые круги объе­динились, отказались от западной модели соперничества несколь­ких буржуазных партий. Тем самым произошло четкое политиче­ское размежевание. Сложившееся соотношение сил предопределяло политическую жизнь до начала 90-х годов. Его главными особенностями были: наличие постоянного большин­ства в руках ЛДП и обладание оппозиционными (левее центра) партиями более чем 1/3 депутатских мест в парламенте. Это меша­ло ЛДП пересмотреть конституцию и изменить политический строй. В 60-е годы усилилось влияние на рабочих мелкобуржуазных тен­денций. В 1964 г. выдвинулась партия Комэйто с политикой «спра­ведливого общества», рассчитанной на мелкобуржуазные слои города. Это завершило складывание многопартийной системы.

«Нефтяной шок» 1973 г. ускорил наступление экономиче­ского кризиса 1974-1975 г. Он был порожден обострением

противоречий в результате однобокого быстрого роста эконо­мики и проявился в неравномерности развития отраслей. Япо­ния начала крутую перестройку структуры своей экономики: обеспечение приоритета наукоемких производств и сокраще­ние энерго- и материалоемких, реконструкция отраслей, пе­реживавших кризис из-за усиления иностранной конкуренции. Особенно большие масштабы перестройка приняла в начале 80-х годов, когда возникали отрасли, порожденные прогрес­сом науки, техники и технологии. Результаты ее позволили Япо­нии с наименьшими потерями преодолеть серьезный спад про­изводства во второй половине 80-х годов. Была сконструирована новая модель управления персоналом, основанная на традици­онных факторах сплочения японского общества: семья - клан, групповая психология, жесткая регламентированность межлич­ностных отношений.

В конце 80-х годов стали проявляться первые признаки кри­зиса в экономике. Это связано с тем, что в качественно новой экономике перестали играть положительную роль прежние фак­торы роста. С конца 1991 г. небывало затяжная депрессия, уже в 1992 г. рост ВНП Японии застопорился, в 1993 г. составлял 0,1% от 1992 г. С 1994 г. экономическая депрессия переросла в кризис. Весной 1995 г. безработица составила 3,2% (самая большая с 1953 г.). Структурный кризис 90-х годов обнаружил серьезные проблемы в обществе: отставание Японии в социальной инф­раструктуре, снижение конкуренции товаров на мировом рын­ке, рост доли пенсионеров в обществе, резкое повышение цен на недвижимость, кризис финансовой системы, значительная зависимость от американской технологии, низкая компьюте­ризация жизни, отсутствие прорывов в ведущих отраслях (авиа­строение, освоение космоса) и др. Анахронизмами выглядят закрытость экономики, протекционизм, ориентированность на консенсус, зарегулированность личной и общественной дея­тельности. С 1998 г. реализуется комплексный план развития страны до 2010-2015 г. Он нацелен на повышение роли и зна­чения страны не только в мировой экономике, но и в мировой политике.

В XXI веке Япония остается одним из главных центров силы современного мира. Она занимает первое место по запасам зо­лота и валюты. Доход на душу населения превысил 18 тыс. долл. в год. Япония выпускает более 90% мирового производства видео­аппаратуры, обладает 2/3 всех роботов капиталистического мира. Крупные достижения отражаются на высоком образовательном

уровне: к середине 80-х годов 93% японцев имели полное сред­нее образование, 40% молодежи до 25 лет - высшее.

Япония является крупнейшим кредитором мира. Покоре­ние американского рынка в основном завершено, несмотря на периодическое обострение торговых отношений, и Япония обратила внимание на рынок ЕС и бывших социалистических государств Восточной Европы. Постепенно осуществляется пе­реход от индустриального общества к информационному, в котором основными ценностями становятся знания.

В политической жизни в начале 70-х годов правящая ЛДП поощряла милитаристские тенденции, росли военные расходы. Престиж правительства подрывали факты прямого вмешатель­ства крупного капитала в избирательную кампанию (дело «Лок-хид»). В 1978 г. возникла ситуация близкого равенства сил между правящей партией и коалицией.

В 80-90-е годы продолжалось расширение многопартий­ной системы, обострилась борьба за избирателей и массовость партии (ЛДП насчитывала 1,5 млн. членов, в 1983 г. возникло 12 мини-партий). ЛДП выдвинула концепцию «частичной коали­