Диатонические и хроматические тоны и полутоны
Энгармонизм звуков
В равномерно-темперированном строе вследствие равенства всех полутонов (в каждой октаве) имеет место явление энгармонизма.
Энгармонизмом называется тождество звуков по высоте при их различном обозначении. Каждая ступень (как основная, так и производная) может быть заменена ступенью другого наименования, но высота звука при этом не изменится. Таких энгармонических замен у всех ступеней (если не считать их основных названий) может быть всего две, за исключением тона ля-бемоль, который может иметь только одну энгармоническую замену. Например:
до-диез=си-дубль-диез=ре-бемоль,
ми=фа-бемоль=ре-дубль-диез,
си-бемоль=ля-диез=до-дубль-бемоль и т.д.
В то же время: ля-бемоль=соль-диез (в данном случае других вариантов нет).
В зависимости от того, из звуков каких ступеней образованы те или иные тоны и полутоны, они делятся на два типа: диатонические и хроматические.
Диатоническими называются тоны или полутоны, образованные соседними по названию и написанию ступенями (то есть непременно звуками разных наименований). Например:
23 и т. п.
(диатонические полутоны)
24 и т. п.
(диатонические целые тоны)
Хроматическими называются тоны или полутоны, образованные звуками одной и той же ступени, но представленной в разных — основном и альтерированном, или с разнонаправленными альтерациями — видах, а также целые тоны, состоящие из звуков, расположенных через одну ступень друг от друга. Например:
25 и т. п.
(хроматические полутоны)
26
(хроматические целые тоны)
Глава III. ВРЕМЕННЫЕ СООТНОШЕНИЯ В МУЗЫКЕ (РИТМ)