Информация и мировая экономика

 

В целом, Интернет настолько прочно вошел в систему международной торговли, что появилось понятие интернет-экономики. Об этом заявляет известный, уже упоминавшийся нами, американский политик Альберт Гор. "Мы находимся на пороге революции, которая по своему влиянию на экономику сопоставима с индустриальной революцией», — читаем мы в подготовленном им документе "Основы международной электронной торговли". Гор считает, что коль скоро электронные сети дадут человечеству возможность преодолевать условности времени и расстояния, приобщат пользователей к глобальным рынкам и откроют массу деловых перспектив, немыслимых сейчас, придет «новая эра экономических возможностей и прогресса».

Инновационные технологии расширяют традиционные возможности трудоустройства, способствуют самозанятости населения, приводят к появлению и освоению людьми новых профессий. Конкретное выполнение поставленной задачи, повышение информированности социума возможно только при условии полноценного и своевременного снабжения школ, институтов, научных и культурных центров, библиотек современной электронно-компьютерной техникой (с выходом в глобальную информационную сеть). Естественно, внедрение инновационного оборудования должно сопровождаться соответствующей подготовкой кадров, умеющих его грамотно использовать.

Важными элементами взятой на себя государствами — участниками информационной политики являются продуманная тактика в области малого и среднего бизнеса, целью которой является создание условий и возможностей для использования в повседневной рабочей деятельности международных и локальных информационных сетей. Приоритетная политика, направленная на «производство» грамотных кадров в области информационных технологий, а также «информационно-подкованных» специалистов в нормативных, административных и других сферах. Большое значение имеет поддержка передовых технологий и механизмов в образовании, достаточное осознание важности дистанционных форм обучения и развитие и подобающее электронно-техническое обеспечение общедоступных государственных образовательных, культурных и научно-исследовательских объектов (школ, вузов, НИИ и т.д.).

Информационная тактика государства в области некрупного предпринимательства включает в себя положительную оценку и поддержку развития электронно-сетевого коммерческого сектора. В связи с этим государственным структурам рекомендуется оказывать всяческую консультативно-нормативную помощь предпринимателям при создании электронно-торговых ресурсов и расширении тем самым традиционного рынка сбыта. Надо заметить, что последнее положение заслуживает тщательного контроля и нормативно-конструктивных действий со стороны государства, поскольку, с одной стороны, развитие виртуальной коммерции, как и всякого бизнеса, положительно

влияет на состояние экономики внутри страны, с другой — есть реальная, а не виртуальная опасность уклонения субъектами предпринимательской деятельности от уплаты налогов. Также имеет место быть и частое несоблюдение прав потребителя, и агрессивное навязывание товара (получившее название спам-технологий), что характерно, в частности, для данного этапа развития электронной торговли в нашей стране. Надо заметить, что спам представляет для пользователей и информационной сети, в целом, серьезную проблему, масштабы которой по мере вовлечения все большего количества народа в виртуальное пространство возрастают.

Большую сложность представляет отсутствие в мировой практике универсальных правовых инструментов, способных регулировать сектор активно заявляющей о себе виртуальной торговли. Среди злободневных вопросов — охрана интеллектуальной собственности, правообладание торговыми марками, проблема налогообложения и сборов, сохранности деловой информации и коммерческих тайн. Особенно многих волнует вопрос об обеспечении закрытости кредитно-коммерческой линии. Следует ли вмешиваться государству в данные вопросы, и если да, то в какой мере и форме? Свое решение касательно глобализации экономики посредством сети нашли Соединенные Штаты. Их политика состоит в следующем: государство должно допустить свободные, рыночные пути развития новой экономики. Это подразумевает отсутствие жестких рамок и мер по отношению к электронной коммерции, освобождение предпринимателей от ненужной бумажной волокиты, связанной с получением различных разрешений, уплатой пошлин и взиманием налогов, сопутствующих всякому бизнесу. Ведущей силой в налаживании структур глобальной электронной коммерции выступает, соответственно, частный сектор. Причина, по которой власти США отказались от ввода новой тарифной сетки на продажу продукции в Интернете, кроется в неопределенности в данном случае территориальных и государственных границ. Это настолько усложняет механизмы установления и сбора тарифов, что видимая экономическая польза практически сводится на нет. То, что ряд государств все же осуществляет попытки тарификации трансграничных электронных сделок, объясняется тем, что они, как считают американцы, ставят извлечение мгновенной прибыли превыше долгосрочного развития системы глобального виртуального предпринимательства. Следуя своей стратегии, США настаивают, пытаясь повлиять на решение ВТО и других структур мирового масштаба, на провозглашении среды Интернет свободной от налогов зоной. Страны же Европейского Союза к подобному шагу, очевидно, пока не готовы.

Совершенствование инфраструктуры сетевой коммерции напрямую связано с предоставлением гарантий безопасности электронных платежей. Возможность перехвата личных и банковских сведений во время осуществления сделок в Сети или цифровой взлом конфиденциальных коммерческих баз данных в целях последующего использования полученной информации, в том числе кодов, сдерживает многих потенциальных предпринимателей и потребителей. Однако, по мнению многих специалистов, бытующие опасения чрезмерны и отражают стереотипы пользователей, поскольку совершить данные противозаконные действия в настоящее время практически нереально, ведь почти все платежные системы в сети стали внедрять в свои схемы цифровую подпись, воспроизвести которую мошенникам очень и очень сложно. Помимо это конфиденциальность денежных переводов дублируется рядом идентифицирующих кодов и паролями.

Но, как показывает печальная практика, подобные заявления программистов компаний не всегда соответствуют действительности, что доказывает частота громких преступлений (а сколько менее известных!) в киберпространстве за последние годы. Показательно, что в октябре 1998 г. хакерам удалось проникнуть даже в Агентство информационных систем обороны США и изъять оттуда ценный программный продукт, без которого невозможно управлять коммуникационными сетями вооруженных сил. Не менее вопиющим случаем стало «освоение» молодым канадским парнем — Джейсоном Мьюхини — абонентской службы NASA. Его действия привели к тому, что указанное ведомство не только по- новой переоборудовало данную службу, воссоздав ее практически с нуля, но и кардинально поменяло всю систему своей безопасности.

В этой связи необходимо помогать в развитии экономической информационной инфраструктуры и разработке необходимой нормативно-законодательной базы для ее успешного функционирования. Решая поставленную задачу глобальной интеграции в информационное пространство, необходимо сфокусировать свои усилия на создании

экономического и политического равновесия в целевых странах и регионах, способствующего беспрепятственному развитию межнациональных экономических информационных сетей. Необходимо содействовать развитию конкурентно способных товарных знаков в области программного обеспечения, поддерживать инновационные технологии на всех уровнях их разработки и производства по всему миру; поощрять вложение средств в развитие информационной грамотности людей. Тем самым путем постепенных шагов, тщательно спланированной стратегии многих государств в социальной, экономической, политической и законотворческой областях возможно преодоление электронно-цифрового разрыва среди граждан Земли, построение единого экономического информационного общества, основанного на принципах глобального доступа и всеобщего участия.

Как уже было сказано, несмотря на благоприятное воздействие частного сектора, создание и проведение в жизнь грамотной, четкой и беспристрастной экономической информационной политики является уделом правительств, государств. Именно власти должны проработать адекватный механизм внедрения и развития информационных технологий в контексте взаимного сотрудничества с частным экономическим и государственным сектором, с учетом демократических принципов «прозрачности» и толерантности. Соблюдение данных принципов должно содействовать росту доверия в деловых и потребительских кругах, служить залогом социальной и экономической стабильности.