Сколько стоит информация?

Цена дистанционного обучения во многом зависит от технических средств и объема информации. С внедрением новых электронных технологий по хранению и передаче информации (и знания), естественно, возросла и стоимость обучения, прежде всего за счет увеличения объема передачи информации, в отличие от распространенного мнения, что электронное обучение дешевле. Но здесь важно учесть несколько принципиальных положений, связанных с повышением объема передачи информации.

Первое — сегодня образование и процесс обучения стали более информативными. Это связано с общим процессом нарастания объемов информации, но с ведением электронных и технических средств объем информации, потребляемый в системе образования, резко возрос, хотя вроде бы таких подсчетов и не делалось, во всяком случае методически грамотных и хорошо обоснованных.

Второе — естественно увеличилась и скорость обмена информацией в процессе обучения. Преподаватели дают не только больше информации, но и получает больше информации. Во всей системе образовательного процесса информационный обмен между субъектами стал выше. Другими словами, преподаватель не только получает больше информации, но и смена самой информации протекает намного интенсивнее. Та информация (и знание), которая вчера, условно говоря, была актуальной сегодня, завтра такую актуальность и свежесть теряет. И с каждым днем все больше и больше. Это тоже надо иметь в виду.

По крайней мере эти два положения обусловливают рост стоимости обучения, поскольку возрастает стоимость производства и пользования информацией. Но считать экономические затраты так прямо и непосредственно вряд ли правильно. Повышенные затраты на все возрастающие объемы информационного обеспечения окупаются с лихвой ростом объема знаний, но уже опосредованно по длинной цепочке взаимобуславливающих затратных и доходных систем, также, как и в иных экономических расчетах. Например, в энергетике стоимость киловатта в час, рассчитанная на электростанции, совсем не отражает стоимость произведенной продукции на основе использования электроэнергии. Аналогично, стоимость информационных затрат и вообще всех затрат на обучение, ни в коем случае не отражает конечную выгоды от знания и соответственно произведенного на его основе продукта или решения задач.

И, тем не менее, точка расчета экономических затрат и выгод Должна быть, хотя бы для первоначального расчета и «толчка» образовательного процесса, чтобы исходные контрагенты экономической зависимости могли начать экономический диалог (торговлю), каждый Раз рассчитывая свою собственную выгоду. Общие издержки в данном случае специально или неосознанно «размазываются» по всей цепочке экономического взаимоообмена.

Рассмотрим один из первоначальных этапов расчета экономической выгоды от экономического обмена в рамках дистанционного электронного обучения в новом образовательном информационном пространстве. При всей условности и недостаточности просчета, тем не менее, некоторые общие выводы можно сделать.

Мы уже упоминали о том, что дистанционная форма обучения, реализуемая, в частности, в виртуальном информационном пространстве, гораздо выгодней, чем ее традиционные аналоги. И это верно, но только в самом общем виде. Но надо понимать и то, что она требует высоких затрат на начальном этапе и весьма медленно окупается, особенно в условиях российского общества. Вместе с тем необходимо заметить, что размер минимальных вложений в данную область с каждым годом уменьшается, а организация дистанционных курсов становится доступней ввиду общего понижения цен на компьютерное оборудование и усовершенствование информационных технологий. Развивающиеся телекоммуникационные средства стремительно догоняют требования и потребности в повышении качества образования.

Уже сегодня практически каждый желающий может позволить себе купить в наше время персональный компьютер несложной конфигурации или небольшую видиокамеру среднего уровня и, бесплатно получив специальное программное обеспечение в глобальной сети, участвовать в образовательном процессе, например, в виде видеоконференциях. Не так давно стоимость необходимого для этого оборудования была весьма дорогой и чаще всего недоступной для простого пользователя. Однако за последние годы технология передачи видеоизображений в реальном времени по сети изменилась и подешевела во много раз, во всяком случае уже стала доступной практически всем желающим. Естественно, речь идет о принципе, а не о качестве и возможностях. Если учесть, что в системе дистанционного обучения все большее место занимают технические (электронные) средства обучения, то можно представить, насколько со временем сократятся затраты на обучение.

Отдельную сложность представляет собой оценка стоимости компьютерной информационно-образовательной продукции, складывающейся из коллективного труда разных специалистов: разработчиков методических основ полного дистанционного курса, создателей единичных учебных блоков, технологов, дизайнеров и др. С одной стороны, электронная поддержка данных видов работ в определенной мере уменьшает себестоимость обучающих курсов и программ. С другой стороны, информационная нагрузка на преподавателей растет пропорционально количеству учащихся и объему задействованного материала, поэтому должна оплачиваться дополнительно. Соотношение затраченного времени и количества переработанной информации определяет экономическую целесообразность информационно-образовательной деятельности — как для создателей, так и для потребителей услуг в области дистанционного обучения. Хотя понятно, как мы уже отмечали, в системе образования экономическую эффективность просчитать, оказывается, очень трудно, а чаще всего невозможно. Поэтому можно только говорить о некоторых затратах на, прежде всего, технические, электронные средства образовательного процесса, на временные затраты преподавателей и пр., но не как на его конечный результат. Последнее, как мы уже говорили, практически не поддается каким-либо объективным подсчетам.

Оптимизация экономического соотношения средств обучения, как технических, так и нетехнических, а, скажем, традиционных, в частности, лекционных, являясь результатом научно-технического прогресса, в ходе которого электроника принимает на себя все большее число монотонных, трудоемких, как правило, типовых операций и может продолжаться до бесконечности. В целом, с экономической точки зрения, дистанционное обучение и образование, основанное на использовании, в частности, интернет-технологий, может по праву конкурировать с традиционными способами получения научных знаний при условии высокой востребованности и популярности данной формы у населения.

Во всяком случае сегодня мы с полным основанием можем утверждать, что общий генеральный процесс в системе обучения и образования идет именно в этом направлении. Правда, это никоим образом не умаляет и не удаляет один из главных принципов традиционной системы обучения — диалог преподавателя (учителя) и обучающихся. Электронная система обучения и резкий скачек информационной насыщенности образовательного процесса были и остаются только подспорьем «живого обмена» субъектов образовательного процесса и не более того, как бы много ни говорили о преимуществах электронного образования.

* * *

Сегодня традиционная система образования пользуется старой, привычной и за многие века проверенной информационной базой, выливающейся в традиционные учебники, лекции и семинары и пр. Но трансформация информационного пространства за последние годы весьма сильно повлияла и на информационное образовательное поле. Здесь большую роль сыграло введение компьютеров и Интернет и другихэлектронных информационных средств. Потихонечку и пока очень медленно последние вытесняют традиционную информационную среду.

Но все-таки никакая электроника и виртуальное общение, по всей видимости, не заменят живое общение с учителем и преподавателем. У этих систем обучения разные цели и задачи, и они решают проблему образования каждая по-своему. Поэтому вряд ли надо их противопоставлять друг другу, как это нередко делается. Наверно, правильнее будет найти их органичное сочетание.