Информационное пространство в системе коммуникаций

 

Информационное пространство, каким бы оно ни было по объему или содержанию, является способом общения человека с другим человеком или социальными группами. В межличностной коммуникации люди используют множество информационных полей и информационных баз данных для установления информационного обмена. При этом использует различные модели информационного общения. Знакомство с моделями информационной коммуникации позволяет понять, как человек поведет себя в том или ином информационном пространстве, и, с другой стороны, как «ведут» себя информационные базы данных при решении человеком или социальной группой той или иной задачи.

По сути и в самом общем виде можно выделить две модели информационного коммуникативного обмена. Первый — это непосредственный межличностный обмен и второй — опосредованный, когда базы информационных данных (информационные пространства) становятся своеобразным проводником и опосредованным звеном в межличностном (межгрупповом) коммуникационным процессе. У каждой из этих форм есть свои достоинства и недостатки.

Межличностный обмен оперирует только той информацией, которая имеется у него в сознании. И никакой другой базы данных у него нет. В силу ряда причин, о которых мы в настоящее время не будем говорить, личностная информационная база данных является весьма ограниченной. В силу этого межличностная коммуникация оказывается весьма сильно обеднена и неспособна решать многие актуальные и жизненно важные вопросы. Но в то же время межличностный обмен очень богат эмоционально на информацию, так скажем, личностного индивидуального характера. Последнее является весьма важным при решении ряда специальных задач. В межличностном непосредственном контакте можно выделить две формы обмена информацией. Коммуникационный процесс включает в себя обмен словесной и невербальной информацией. Первостепенной его целью должно быть обеспечение понимания информации, которая собственно и является объектом обмена.

Введение в научный обиход понятия «информационная коммуникация» в целом дает возможность охватить все разнообразие обстоятельств, в которых на индивидуума оказывает влияние окружающая его информационная среда. Поэтому появился так называемый опосредованный обмен информацией.

Опосредованный межличностный обмен оперирует независимыми и опосредованными базами данных. Техническая и общественная мысль пошла по направлению расширения независимых информационных пространств. Преимущество такого коммуникативного процесса заключается в том, что человек может пользоваться сегодня практически не ограниченными информационными возможностями (например, Интернет) при решении своих задачи. Правда, при этом несколько тормозится процесс поиска и получения информации. Поэтому сегодня все технические службы информационного обмена направлены на то, что бы убыстрить поиск и доставку информации. Очень часто она связана именно не с прямым, а с опосредованным общением, т. е. с трансляцией информации при помощи разнообразных технических устройств, включая такие СМК, как — телевидение, радиовещание, прессу и т.д.

Можно выделить еще один канал и форму информационного обмена, так, скажем, смешанную, которая в последние годы, благодаря появлению портативных компьютеров, приобретает все большее значение. Речь идет о том, что при непосредственном межличностным обмене человек может одновременно пользоваться и разнообразными информационными базами данных, обращаясь при помощи компьютера к тем или иным информационным полям. Такой обмен значительно богаче, позволяет пользоваться не только личностной базой данных, но и другими независимыми базами данных, кроме того, он весьма и весьма оперативен. Так же сохраняется возможность иметь богатую палитру эмоциональной информации, полученной от собеседника, которая нередко оказывается более важной многих информационных баз данных.

Коммуникация в социальной сфере есть передача каких-либо сообщений, обозрений, различных данных. Однако в отличие от простого общения она может обладать как двухсторонним, так и односторонним характером. Коммуникация допустима не только между людьми, но и между индивидуумом и автоматом, между неодушевленными объектами и разнообразными живыми организмами. И здесь очень важным фактором выступает обратная связь подтверждения получения и при необходимости обработки полученной информации.

Обратная связь свидетельствует об эффективности действия коммуникации. С ее помощью последняя превращается в динамический двусторонний процесс. Обратная связь позволяет вовремя исправить организационные ошибки коммуникационного процесса. Чтобы транслируемая информация достигла заданной цели, коммуникатор должен учитывать особенности стадий коммуникационного процесса. Каждая стадия в той или другой степени требует доскональной профессиональной проработки. Структурирование коммуникации на элементы и стадии позволяет обнаружить ее наиболее сильные и слабые стороны.

На эффективность информационного коммуникативного обмена влияет целый ряд регулируемых и нерегулируемых факторов. К регулируемым факторам следует отнести ключевые составляющие процесса коммуникации, которые подвластны службам и лицам для направления информационных потоков в нужное русло и для решения специальных задач. Но здесь имеется своя опасность, когда лица, регулирующие информационные потоки, будут использовать потенциальные возможности информационных баз данных для решения прежде всего своих личных задач, естественно, за счет общества или социальных групп. Так чаще всего поступают различные властные структуры.

К нерегулируемым факторам, от которых также зависит успешность коммуникации и на которые практически невозможно воздействовать, относят прежде всего те базы данных, на которые невозможно, во всяком случае пока, воздействовать и регулировать каким-либо путем и прежде всего административными мерами. К таким информационным данным относится сегодня прежде всего Интернет. Хотя и здесь неоднократно возникают поползновения со стороны властных и других структур каким-то образом регулировать и управлять данной базой данных, нередко ссылаясь при этом на факты распространения противоправных и безнравственных материалов.

Коммуникация в социальном управлении — это обмен какими-либо сообщениями между индивидуумами в целях выявления имеющихся проблем и поиска решений по их урегулированию, а также обеспечения гармоничного взаимодействия при обоюдном учете интересов всех сторон.

* * *

Грамотное распределение отношений в коммуникативном информационном пространстве — сложная задача. Эти отношения по сути не исследованы достаточно полно, остается непонятным механизм их складывания и тенденции развития. По большей части коммуникативные процессы в информационном пространстве складываются стихийно, в зависимости от решения тех или иных практических задач. И только постфактум, когда эти отношения приобретают устойчивый характер, мы говорим о нормах и законах социальных отношений, которые позволяют строить новые типы отношений и решать новые задачи.

И в самом деле многообразие задач и интересов всегда можно свести к некоторому минимуму основных типов отношений, которые определяются, как правило, спецификой функционирования самого объекта. Ограниченное количество типов социальных отношений свидетельствует о богатстве самого объекта, в данном случае информационного пространства или его бедности. Но до тех пор, пока не выявлены все типы информационно-коммуникативных отношений, нельзя ровным счетом ничего сказать о самом объекте. Так что в этой области еще многое надо прояснить.

 

Из книги Тоффлер Элвин . Третья волна. Глава 13