Семантический аспект понятия информации

 

В настоящее время проблема значимости информации является злободневной, поскольку даже при помощи современной вычислительной техники весьма сложно обрабатывать мощнейшие потоки информации. Человек при определении ценности информации часто действует подсознательно, опираясь на собственный опыт и здравый смысл. По мере накопления сведений о вопросе увеличивается и объем информации, которую можно извлечь из сообщения. Согласно М.М. Бон-гарду бессмысленно вести речь о полезности какой-либо информации, которая содержится в некотором сигнале, если не поставлена конкретная задача.

Уже в течение многих лет развивается семантическая теория информации. Она исследует значение, которое содержится в сведениях, а также пользу и значимость данных сведений для адресата. Весьма важным, в связи с этим, является субъективный подход, который базируется на умозрительной подготовке субъекта к критическому восприятию сообщений с позиции их новизны и ценности для достижения намеченных субъектом целей.

Если обозначить наличествующие у адресата знания о данном предмете тезаурусом, то объем информации, которая содержится в отдельном сообщении, можно оценить уровнем изменения персонального тезауруса под влиянием конкретного сообщения. Иначе говоря, на объем семантической информации, которую извлекает адресат из приходящих ему сообщений, влияет уровень подготовленности его тезауруса для восприятия подобной информации. Таким образом, возникло понятие общечеловеческого тезауруса, ставшее мерилом семантической ценности научной информации и попыткой найти такую меру полезности информации, на которую бы не влияло состояние ее персонального получателя. Надо сказать, что задача установления полезности информации при требуемом уровне формализации, необходимой при компьютеризованной оценке, до сих пор по сути еще не решена.

Постараемся сформулировать еще одно определение термина «информации», которое дало бы нам возможность приступить к анализу и систематизации принципов, заключающихся во всех конфигурациях этого явления. Всякое взаимодействие между двумя объектами, в ходе которого один получает некий материал, а второй его не утрачивает, называется информационным взаимодействием. Передаваемый материал при этом называется информацией. Из данного определения вытекают следующие общие свойства информации:

1) вне взаимодействия социальных объектов информация не существует;

2) ни один из социальных объектов в ходе данного взаимодействия информации не теряет.

Информационный процесс, собственно, и есть основное понятие. Сама же информация — это лишь концентрированное проявление настоящего процесса на некоторой условно завершенной его стадии. Возникает информация в момент взаимодействия и пропадает одновременно с ним. Промежуток времени между приемом и передачей информации при этом находится в интервале между нулем и бесконечностью.

Согласно Ноберту Винеру, «информация — это информация, а не энергия и не материя». Однако очевидно, что подобное философское определение информации во многих случаях попросту невозможно применить, так же как и урегулирование отношений в связи с материей вообще или энергией вообще. Информацию в качестве объекта взаимоотношений необходимо конкретизировать, организовать надлежащим способом, «привязать» к конкретной обстановке и определенному типу отношений, классифицировать по типам и подготовить для использования в операциях, регулируемых правовыми нормами.

В обыденном сознании слово «информация» приобретает многочисленные смысловые наполнения в зависимости от сфер жизнедеятельности человека. Часто оно уподобляется таким понятиям, как «данные» или «знания», содержание которых, строго говоря, следует разграничивать. Данные — это факты, сведения, величины и их соотношения, преобразование и обрабатывание которых дает возможность приобрести информацию, т.е. знание о том либо другом предмете, процессе либо явлении. Иначе говоря, данные являются сырьем для формирования информации. Что же касается знаний, то Б.Г. Тамм в своей книге «Применение знаний в автоматизированных системах проектирования и управления» приводит следующие их ключевые признаки:

1) знания всегда ориентированы на решение практических задач, какой бы сложной структурой они ни обладали;

2) знания управляют информационными процессами; база данных, соответственно, становится базой знаний в том случае, если она включает в себя данные, которые в состоянии регулировать информационные процессы, и применяется для приобретения новых данных;

3) знания разделяются на отдельные части («фреймы») — описания ситуаций, процессов, объектов — и могут быть связаны между собой как родовидовыми отношениями, так и узлами семантических сетей;

4) знания можно передавать в виде данных. Это может быть текст на некотором формальном языке или сеть, которая задает связи различного рода между элементами знаний. Из настоящего признака можно сделать вывод, что знания — это некая более высокая и независимая степень организации данных .

Текст, о чем говорит Б.Г. Тамм, играет особую роль в истории человечества в хранении и передаче информации. Собственно появление текста стало особым этапом в становлении человека, определившее развитие на многие поколения вперед. Если раньше информация хранилась исключительно только в сознании человека и передавалась другому человеку посредством речи, то с появлением письменности и текста информация стала доступна уже другим поколениям и, что самое главное, без искажений. «Необходимо отметить еще одно важное методологическое значение текста. Сам по себе тест есть только информация, которая содержит в себе какие-то блоки возможного знания, Эта информация может превратиться в знание, если она будет приспособлена к решению какой-либо задачи, если будет кем-то востребована. Но для этого информация, т.е. некая совокупность сведений, заложенных в текст, должна быть правильно организована и по структуре, например, грамматической, и по смыслу, и, конечно, логически. Она должна быть так правильно организована и расположена, чтобы смысл заложенного знания или блоков информации был понятен другому какому-то социальному образованию или широкому кругу лиц».

Можно выделить три вида информации как знание: предметное, методологическое и понятийное. Предметное, или фактологическое, знание формируется из комплектов качественных и количественных характеристик разнообразных конкретных объектов. Методологические знание представляет собой знание процедур, способов и методов построения отдельных действий (актов действий), которые приводят к определенным результатам. Понятийное, или концептуальное, знание складывается из сочетания ключевых терминов, употребляемых в той либо другой области деятельности, стоящих за ними понятий, их особенностей и взаимосвязей.

В этом плане отношение к информации, к ее понятийному содержание коренным образом меняется. Собственно информация становится предметом философского и социологического анализа, чего прежде в теории информации не допускалось. Точнее об этом говорили и в основном советские ученые, математики, философы, но говорили как-то глухо и невнятно. Но вопрос о философской принадлежности информации был тем не менее озвучен.

Семантическая составляющая понятия информации, которая самым тесным образом связана с социальным бытием, во многом опиралась на понятие языка и его роль в истории человечества. Роль языка и в самом деле была несравненно высокой и во многом решающая. «Имеется только две формы передачи информации: звук и жест, или знак, как осмысленный жест, т.е. то, что слышно и то, что видно. Звук впоследствии перерос в слова и речь, а последнее в письмо или в фиксированную, записанную речь. Жест строит изображение, которое также имеет свою историю развития и фиксации. Первое записанное изображение, наверно, наскальное изображение. Затем или о были истуканы — предтеча современной скульптуре, следом живопись, которая нередко сочеталась с письмом, и уже современность — фото и кино или видео. Скорое будущее — передача изображения на расстоянии, так, скажем, в ественно - натуральном обличий, только что нельзя будет пощупать».

Поэтому можно сказать, что вся история становления информатики как науки и информации как социального явления содержит в себе в качестве генерального направления систему фиксации знания в виде информации: от письменности и текста до современных электронных и технических средств. Соответственно меняется и понятийное содержание информации. Точнее, именно потребности нового освоения и понимании информации потребовали перейти от технического содержания понятия к философскому и социальному.