Культура эпохи революции.
Итоги развития.
Социальные процессы.
Преобладающем социальным слоем в 30-е гг. ХХ в. стал рабочий класс, интенсивно пополняющийся выходцами из сельской местности. Безработица была ликвидирована. Промышленность нуждалась в квалифицированных рабочих кадрах, в связи с чем была введена официальная проверка знаний рабочих, особенно тех, кто обучался в техникумах и училищах.
Труд квалифицированной части рабочего класса хорошо оплачивался, что положительно влияло на трудовые показатели этой категории рабочих. В среде этого слоя рабочих зарождалось движение ударников и стахановцев. Они имели значительные социальные льготы. Именно они служили тем резервом, который в случае необходимости пополнял кадры для партийной, хозяйственной и профсоюзной работы.
Для крестьян новые условия существования оказались сопряженными с существенными потерями. Большие налоги возмущали сельское население. В результате сплошной коллективизации к концу 30-х гг. ХХ в. в деревне почти исчезла категория крестьян, называемых кулаками.
В середине 30-х гг. ХХ в. Правительство пошло на некоторое смягчение политики по отношению к крестьянству. Колхозникам было разрешено держать скот и птицу, был сокращен план хлеба, мясозаготовок, II съезд колхозников-ударников, созванный в ноябре 1934 г., добился для крестьян права ведения собственного личного хозяйства и права продажи своей продукции на рынках.
Итогом развития СССР в 30-е гг. ХХ в. стала ликвидация его отставания от передовых стран в ключевых отраслях промышленности, по объему которой Советский Союз вы
шел на второеместо в мире после США. Значительно повысился и выпуск продукции на душу населения. При этом главное внимание уделялось военной промышленности.
К концу 30-х гг. ХХ в. повысился уровень жизни народа, особенно в городах. Многие социально-экономические права были закреплены в Конституции СССР 1936 г. По ней же вводилось всеобщее, равное и прямое голосование. Но если конституционные права на труд, отдых, бесплатное образование, медицинское обслуживание во многом были реальностью, то политические права существовали лишь на бумаге.
§ 90. Развитие советской культуры
в 20-30-е гг. ХХ в.
Важнейшим направлением политики большевиков стали борьба с неграмотностью и развитие образования. В 1919 г. вышел декрет о борьбе с неграмотностью, в 1920 г. создается Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Открылись тысячи пунктов обучения детей и взрослых, перестраивалась школа. В школах проводилось немало экспериментов по внедрению новых форм обучения, однако большинство из них оказались неудачными.
Революционные события внесли раскол в ряды деятелей культуры. Многие из них оказались в Эмиграции. Другие продолжали творить в России. Часть из них делали этоиз патриотических соображений, а многие искренне восприняли идеи революции. В 20-е гг. ХХ в. бурно развивались модернистские течения в поэзии, живописи, театре, архитектуре. Поэт В. В. Маяковский, режиссеры В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, архитекторы В. Е. Татлин, К. С Мельников искали новые начала в искусстве.
Одновременно продолжало развиваться традиционное направление. В эти годы творили великие режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович Данченко, поэт С. А. Есенин. Большой популярностью пользовались реалистические произведения о Гражданской войне Д.А. Фурманова, А. С. Серафимовича, И. Э. Бабеля, М,А. Булгакова, А.А. Фадеева. В 1928 г. вышла первая часть гениальной эпопеи М. А.Шолохова «Тихий Дон». Шла острая идейная борьба между сторонниками «нового искусства» и приверженцами традиционных направлений. Первые нередко пользовались поддержкой властей, поскольку выступали с позиций «пролетарской культуры».
Для первых лет советской власти характерно многообразие культурного развития, но при этом проявлялись попытки удушения «классово чуждых» направлений.