Уголовное право

Организация государства и юридические институты

Краткий обзор экономического и социально-политического положения Румынии

После 6.09.1940 г. замечено серьёзное ухудшение международного положения, кризис режима власти из-за политики уступок и капитуляции перед Германией. Таким образом, была установлена диктатура генерала Иона Антонеску в сотрудничестве с Железной Гвардией - фашистской организацией агентов Германии в другой стране. Считалось, что генерал в этой ситуации был тем человеком, который мог изменить как политическое, так и экономическое положение.

События, развернувшиеся с 6.09.1940 (день, когда король Карл II отказался от престола в пользу своего сына Михая I), отмечены вмешательством Германии во внутренние дела государства.

Лукрециу Пэтрэшану показал, что король мог своим авторитетом решать вопросы Румынии, но Германия сделала всё, чтобы здесь был установлен режим, который позволил бы проводить на Дунае её (Германии) воинственную политику.

"Команда правительства, собранная из руководителей легионеров, могла обеспечить это. Воспитанные в школе нацизма, стипендиаты Берлина, бывшие выпускники времён эмиграции Гитлера и Геббельса, были именно теми людьми, в которых нуждалась Германия. Старое и новое поколение руководителей обеспечивало полную гарантию того, что пожелания Гитлера будут выполнены". (Л. Пэтрэшану, «Под тремя диктатурами», изд. «Politica», 1970г., стр. 189).

Начался первый этап тоталитарной диктатуры, диктатуры легионеров Антонеску, который посредством декрета-закона № 3151 от 14.09.1940 провозгласил Румынию национал-легионерное государство, при большинстве мест в правительстве, занятых легионерами.

После подавления бунта легионеров (23.01.1941), типичного для власти и благоприятного для генерала Иона Антонеску, в Румынии начался второй этап тоталитарной диктатуры - военная диктатура Антонеску.

«После изгнания легионеров из правительства, Ион Антонеску сконцентрировал власть в своих руках, сконцентрировав управление проблемами экономики, социальные и культурные, переведя монархию на вторые роли в разработке решений по руководству страной».

Нельзя однако не признать, что король Михай I и на этом посту нёс большую ответственность за руководство в период режима Антонеску и в правлении до 1947 года, когда на смену ему пришёл режим коммунистический.

В конце января 1941 г. Ион Антонеску создал новый политический режим в стране - режим военной диктатуры (третий этап), который продержался до 23.08.1944 г., и который с 22.07.1941 г. имел характер режима войны.

§2.1. Конституционное право
Декретом-законом № 3052 от 5.09.1940 г. была приостановлена Конституция 1938 г. Управление страной теперь осуществлялось без Конституции. Распущен Парламент. Законность конкретизирована в декретах-законах - ТВОРЧЕСТВО ДИКТАТОРА.

Имитируя организацию государств фашистского типа посредством декрета-закона № 3052 от 5.09.1940 г., создан институт руководителя государства с полнотой власти в руководстве страной.

Власть монарха сохранилась в отношении Правительства, назначения министров, государственных секретарей. Но декреты монарха подписывались также председателем правительства, а с появлением декрета № 3067 от 6.09.1940 г. это право было возложено на Руководителя страны.

С 14.09.1940 г. Румыния провозглашена национал-легионерньш государством, а генерал Ион Антонеску - руководителем государства и шефом легионеров.

Режим тоталитарной диктатуры характеризуется концентрацией в руках Руководителя страны полноты власти с огромными полномочиями в области законодательства и исполнительной власти. Руководитель государства, председатель Кабинета министров правительства, впоследствии и Маршал Румынии - диктатор - обладал огромными полномочиями.

Монархия, хотя и не в полной мере, сохранила определённые полномочия в управлении страной. Во власти короля было назначение «премьер-министра с возложением на него полномочий власти».

§2.2. Административное право
Согласно декрету № 3053 «На генерала Иона Антонеску, председателя правительства, возложена вся власть руководства страною».

Все нормативные акты выходят за подписью «Руководитель государства и председатель кабинета министров». Исходя из тезиса, что «Румыния - государство Руководителя» было решено заменить публичную администрацию на техническую, даже если она не по душе массам. Были приняты меры по организации администрирования по принципу ЕДИНОГО УПРАВЛЕНИЯ, характеризующегося не только неограниченными властными полномочиями Руководителя страны, но и широкими полномочиями его подчинённых - центральных и местных - с правом управлять без оглядки на волю народа. Ответственность этих руководителей была только перед вышестоящим руководством.

На основе практического применения этой концепции было создано, на уровне госаппарата, министерство пропаганды, а также другие различные организации: Департамент труда и просвещения для «обучения функционеров, руководителей в духе доктрины тоталитаризма»; Этническая германская группа (ЭГГ); Труд румынской молодёжи; Национальный союз студентов и т.п.

Создание Этнической германской группы было привилегией для германского меньшинства по отношению к другим слоям населения. Более того, в пункте 4-м «Декрета о создании группы» отмечено, что эта организация имеет право издавать акты с юридической силой, обязательные для членов этой группы, после чего они утверждались Руководителем страны. С ноября 1941г. было признано, что ЭГГ имеет право организации начального и среднего образования (назначение педагогических кадров, утверждение программ), в том числе учреждать учебные учреждения различной категории.

В рамках Министерства Культуры и Культов была создана специальная дирекция, главой которой был назначен член ЭГГ.

Далее было разрешено на территории ЭГГ, наряду с государственным флагом Румынии, помещать флаг фашистской Германии. Когда были запрещены все партии, в рамках ЭГГ был создан и действовал филиал фашистской немецкой партии.

Был реорганизован репрессивный аппарат - полиция, жандармерия, Министерство Безопасности - с той целью, чтобы с их помощью заставить народ участвовать в проведении политики режима.

В самом начале диктатор Антонеску опирался на легионеров и видел в «Железной гвардии» опору своей политики. Но борьба, возникшая между Антонеску и руководителями Гвардии, а впоследствии и связи Гвардии с Гестапо сорвали эти намерения.

Так как не смог создать фашистскую партию, которая должна была укрепить тоталитарную диктатуру в Румынии, Ион Антонеску, чтобы оставить впечатление, что он опирается на народ, ввёл в практику плебисцит.

Участие в плебисците было обязательным для всех лиц в возрасте от 21 года, за исключением евреев. Голосование сводилось к отметке «ДА» - «НЕТ» на лицевой стороне бюллетеня.

Проведение двух плебисцитов было возложено на МИНЮСТ, МВД и Военное Министерство. Целью плебисцита было заставить народ выразить своё согласие с политикой диктатора.

В отношении Совета Министров, состоявшего из членов, назначенных декретом № 3067от 6.09.1940 г., диктатор, как Руководитель страны, мог освободить от должности любое официальное лицо в силу высших полномочий.

В концепции тоталитаризма Ион Антонеску 21.06.1941 г. назначил в период своего отсутствия руководителем Правительства М.Антонеску - профессора, который исполнял обязанности заместителя председателя Правительства.

Диктатор имел и помощников, которые могли принимать самостоятельные решения в руководстве страной.

Считая неудовлетворительной административно-территориальное деление времён короля Карла II, генерал упраздняет её, вернувшись к делению на в уезды и коммуны.
Префекты назначаются и освобождаются декретом Руководителя государства, а после мятежа легионеров, в основном эти должности занимают военные.

Следует отметить, что Германия грубо вмешивалась во внутренние дела государства. Разные «эксперты» и «техники» имели целью «помочь» диктаторскому режиму «обновить» административный аппарат, экономический блок распространял пропаганду немецкого Рейха. В середине 20-х годов делалось всё, чтобы превратить страну в территорию вассальную фашистской Германии.

§2.3. Организация судебной власти
Судебная власть структурных изменений не претерпела. Что необходимо отметить - это повышение роли военно-судебных инстанций (особенно с июля 1941г.) и военных действий как определяющего фактора.

В 1941г. были созданы специальные военные инстанции в составе генералов, назначенных Военным Министерством (в количестве 3-х человек), а в особых случаях из представителей корпусов армии на местах выявления правонарушений; компетенция их была хорошо регламентирована.

Эти органы характеризовались проявлениями бюрократии, милитаризма и даже фашизма.

§2.4. Гражданское право
Несмотря на то, что в силе остался Гражданский кодекс 1864 г. период диктатуры отмечен появлением многих нормативных актов в этой области.

§2.4.1. Собственность и право собственности
Характерным является распространение крупной собственности, её укрепление и развитие. Необходимо отметить меры по организации охраны монополистического капитала. Не только получил развитие частный капитал (были созданы монополистические организации OFAUL, ORAP, Офис хлопка и т.д.), но и монополия на государственном уровне (государство было акционером предприятия ACTRA, Румыно-германского общества и т.д.).

Во-вторых, был предпринят ряд мероприятий, которые были направлены против концепции частной собственности.

В-третьих, режим узаконил конфискацию государством имущества евреев (под знаменем политики румынизации).

§2.4.2. Правовой статус населения
Правовой статус населения находился под влиянием ряда факторов: отсутствие Конституции, пусть формальной, но провозгласившей основные права и свободы граждан; состояние войны и его последствия; фашизм; политика в отношении румын еврейского происхождения не конкретизирована.

Диктатура характеризовалась полной ликвидацией каких-либо демократических прав и свобод, антинародной политикой и террористическими методами в управлении государством. Право на голосование было ликвидировано, как и право на объединение в союзы и ассоциации.

В ноябре 1940 г. декретом № 3802 установлено, что «манифестации с политическим характером приведут к заключению в трудовые лагеря или к домашнему аресту». Наказания устанавливались центральными административными органами МВД. Злоупотребления власти со стороны этих органов были практически легализованы.

В законодательстве указывалось, что если правонарушения осуществлялись не румынами, ответственность для них удваивалась (это не касалось румынских немцев).

§2.4.3. Институт брака и семьи
Декретом № 2651 от 08.08.1940 г. установлен запрет на браки румын с евреями. Декрет был модифицирован в апреле 1941 г. - «запрет служащим и управленцам на браки румын с другими национальностями, а браки с евреями приведут к освобождению их от занимаемых должностей». В том же году такой запрет был введён и для офицеров.

§2.4.4. Обязательства
В этот период изменения не были внесены. Что нужно подчеркнуть - это возрастание значимости договоров по обоюдному согласию, благодаря доминированию индустриально-финансовой буржуазии.

§2.4.5. Наследование
Особенностью является то, что в этот период усыновлённые дети и их потомки имеют те же права на наследование отца, что и прямые дети. Но если они вступают с ними в спор, им приходится только половина того, что им пришлось бы, будь они законнорожденными. Более широкие права приобретает переживший супруг.

§2.5.1. Преступление
В этот период антифашистские выступления, выступления против войны, оппозиция режиму были причислены к тяжким правонарушениям.

С осени 1940 г. считались преступлениями: встречи, собрания, манифестации любого характера, которые нарушали интересы государства; наличие оружия без специального разрешения; печатание, размножение или распространение листовок, рисунков, которые провозглашают идеи против существующего порядка и другие действия, носящие противодиктаторский характер.

Декретом № 3674 от 31.10.1940 г. для подавления саботажа была разработана серия актов, которые регламентировали детально категории преступлений под названием «преступление как коммерческий саботаж», «как производственный саботаж» и др.
Сроки от 5 до 20 лет установлены за:
а) прекращение работы (индивидуальное, коллективное) без предварительного сообщения военному коменданту оборонного предприятия, инспекторату труда, руководству предприятия;
б) разрушение, фальсификация, производство дефектных, низкого качества машин, инструментов, изделий, продукции рабочими или их хозяевами.

Сопротивление к участию в обороне, нежелание или уклонение от службы в армии, дезертирство были знакомы и раньше. Законодательство диктатуры усилило инкриминацию за эти деяния.

В 1943 г. декретом № 378 от 17.02.1943г. в Уголовный кодекс были внесены наказания за участие в партизанском движении - конфискация имущества партизан и членов их семей и др.

§2.5.2. Наказание
Диктаторский режим увеличил до максимума количество наказаний. Наказание смертной казнью всё более часто отмечено в законодательных актах, а количество актов по принудительному труду увеличивается многократно.

На данном этапе как основные наказания выступают заключение в лагеря и домашние аресты (обязательная прописка).

За нарушения со стороны детей наказываются родители, за работников и служащих - руководители.

Принадлежность к компартии и принадлежность к другой национальности были условиями для увеличения наказания.

§2.6. Уголовный процесс
Уголовный процесс претерпел существенные изменения в связи с провозглашённой политикой тоталитарной диктатуры.

Превращение военизированных институтов в институты с юридической компетенцией позволило рассматривать многие нарушения в условиях предвоенных действий, в том числе и среди гражданского населения.

Другой аспект - рассмотрение уголовных дел в очень короткие сроки (декрет № 3936 от 27.11.1940 г. - 10 дней; декрет от 5.02.1941 г. - 24 часа), в том числе исполнение в течении 10 часов от момента объявления. Возможность защиты в этих условиях была практически ликвидирована. Были ликвидированы и пути опротестования вынесенных решений.

§2.7. Права в области трудовых отношений
Было отмечено, что репрессивная политика ликвидировала права и свободы граждан. Ни одна общественная организация трудящихся граждан не могла существовать легально. Режим труда был установлен на грани физических возможностей.
Во-первых, надо отметить военизирование (милитаризацию) производства, имея в виду контроль, дисциплину, военную дисциплину и юриспруденцию не только в отношении производства, но и его персонала, что означало, что все уголовные дела входили в компетенцию военных органов. Под такой режим труда подпадали и крестьяне, а также молодёжь.

Диктатор сделал труд обязательным. Установился режим принудительного труда, приостановлены отпуска, рабочее время увеличилось до 10-12 часов, минимальный возраст установлен с 16 лет, с 18 лет призываются к работе в ночные смены.

Декретом № 3205 был учрежден инспекторат лагерей обязательного труда на пользу общества с принудительным трудом, с картотекой на каждого проживающего в стране.

Неучастие, опоздание в установленные сроки в лагере, отказ от работы влекли за собой арест на 6 месяцев - 1 год.

Со временем эти меры ужесточились. Оппозиция, которая выступала против такого режима работы, была жестоко разгромлена.