Лекция 1 Тема 1. Информация - основа развития информационных технологий
Теоретическая часть тем по дисциплине ИТУ
Время на решение перечисленных проблем у В.В. Путина остается мало. Дело за желанием, умением, последовательностью и настойчивостью. Пора компромиссов и отсрочек завершается. Приближается время прямого ответа.
Заключение
Российская действительность прошлого века убедительно доказала, что модернизация как процесс структурной перестройки общества есть ответ на требования эпохи. Проведенный анализ реформаторской политики, осуществлявшейся руководством нашей страны в разные периоды XX века, выявил особую значимость как способности, так и возможности существовавших в России общественно-политических систем к обновлению. Постепенно определилась поистине неоценимая роль цивилизационной составляющей модернизации, как механизма прорыва (в случае учета её особенностей) и соответственно отката - при игнорировании.
Кризис буржуазной и социалистической моделей политического и социально-экономического развития страны во многом был результатом влияния личностного фактора на логику общественных деяний и функционирования социальных институтов. Связка “личность - общество - государство” только теперь стала частично осознаваться как необходимая и тотальная взаимозависимость.
Начатая на исходе второго и начала третьего тысячелетия новая модернизация ставит задачей преодоление пороков прошлого, непременный учет жесткой взаимосвязи глобального, национального и личностного начал в формировании условий успешного развития России на путях демократии и социальной справедливости. Успех новой перестройки позволит нам ликвидировать отсталость и слабость, стать вполне самодостаточной процветающей страной.
1.1. Данные, информация, знания
Информация – это отражение реального (материального, предметного ) мира, выражаемого в виде сигналов и знаков. Понятие «информация» многозначно, и поэтому пока строго не определено, но можно сказать, что информация - это содержание сообщения, сигнала памяти, а также сведения, имеющиеся в них.
Информацию, как продукт производства и применения, отличает , прежде всего, предметное содержание. Информация подразделяется по виду обслуживаемой ею человеческой деятельности на:
· научную
· техническую
· производственную
· социальную
· правовую
· управленческую
· экономическую
· финансовую и т.д.
Информация при управлении организацией позволяет определять стратегические, тактические и оперативные цели и задачи организации, осуществлять контроль за текущим состоянием организации, ее подразделений и процессов в них, принимать обоснованные и своевременные решения, координировать действия подразделений в достижении целей
С позиций работы с информацией на вычислительной технике с помощью разных методов можно дать следующее определение информации.
Информация – это отчужденное знание, записанное на определенном языке в виде знаков на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации.
Особенности информации:
· информация сама по себе не материальна, а материальны носители информации
· информацию можно получить , запомнить, записать, забыть , передать, стереть, но ее нельзя получить там где ее нет.
· если человек получил некоторую информацию, то скольким бы лицам он ее не сообщил, у него количество информации от этого не уменьшится , а у всех получивших от него эту информацию также не превысит первоначальной порции.
Данные - это величины, их отношения, словосочетания, факты, преобразование и обработка которых позволяет извлечь новую информацию, т.е. знание о том или ином предмете, процессе, явлении.
Иными словами, данные служат сырьем для создания информации, полученной в результате обработки данных. Для решения задач управления оперируют не с количеством информации, а с количеством данных.
Данными обычно называют - плановые, учетные, нормативные сведения.
Все данные считаются полезными, даже некачественные. Просто полезность некачественных данных отрицательна.
Знания – есть некоторая более высокая степень организации данных.
По определению Даниэла Белла «знание – это совокупность организованных высказываний о фактах или идеях, представляющих обоснованное суждение или экспериментальный результат и передается другим посредством некоторого средства коммуникации в систематизированной форме».
Если данные – это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления в предметной области, а также их свойства, то знания – это выявленные закономерности предметной области.
Это принципиально отличает знания от данных.
Знания связаны с данными, основываются на них, но представляют результат мыслительной деятельности человека, обобщают его опыт.
Знания имеют , как и информация, свои определенные свойства:
· знания могут быть представлены в форме данных, например в виде текста на некотором формальном носителе, в виде сети, задающей связи разного рода
· знания обладают способностью управлять информационными процессами (вычислениями)
· знания всегда используются для решения задач
· знания делятся на отдельные фрагменты – описание объектов, процессов, ситуаций, явлений.
Что позволяет делать информация при управлении организацией ? :
1. определять стратегические, тактические и оперативные цели и задачи организации
2. осуществлять контроль за текущим состоянием организации, ее подразделений и процессов в них
3. принимать обоснованные и своевременные решения
4. координировать действия подразделений в достижении целей
Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы».
Информационные ресурсы – это совокупность всех информационных продуктов произведенным обществом.
Составляющими информационного ресурса являются :
- информация, хранящаяся в информационных системах ( библиотеках, архивах, фондах, банках данных)
- различного вида оборудование и программно-аппаратное обеспечение, обслуживающее данную информацию
- специалисты, которые управляют работой техники и информационным потоком.
Информационный продукт : -это информационные ресурсы всех видов, программные продукты, базы и банки данных и другая информация, представленные в форме товара.
Инфopмaциoнный пpoдyкт (ИП) выcтyпaeт в видe пpoгpaммныx cpeдcтв, бaз дaнныx и cлyжб экcпepтнoгo oбecпeчeния (oпpeдeлeниe дaнo Г. Пoплeлeм и Б. Гoлдcтaйнoж), ИП в фopмe paзличнoгo poдa инфopмaции являeтcя иcтoчникoм чeлoвeчecкиx знaний. Дeятeльнocть интeллeктyaльныx paбoтникoв в бoльшeй cтeпeни зaвиcит oт coдepжaния, тoчнocти и cвoeвpeмeннocти пoлyчaeмoй инфopмaции. Инфopмaциoннaя чacть ИП pacшиpяeт кpyгoзop людeй, пoзвoляeт бoлee эффeктивнo иcпoльзoвaть pecypcы, a paзвлeкaтeльнaя oбecпeчивaeт дocyг. Кaчecтвo и дocтyпнocть oбeиx cocтaвляющиx oкaзывaют cyщecтвeннoe влияниe нa чyвcтвo caмoyдoвлeтвopeния oтдeльнoгo чeлoвeкa. Слeдyющeй тeндeнциeй paзвития ИП являeтcя cпocoбнocть, к взaимoдeйcтвию мeждy вceми физичecкими и лoгичecкими элeмeнтaми cиcтeмы. Один из вaжнeйшиx фaктopoв для oбecпeчeния coвмecтимocти взaимoдeйcтвия-пoявлeниe нoвыx cтaндapтoв нa пpoгpaммныe и aппapaтныe cpeдcтвa, диcплeи, бaзы дaнныx и ceти, чтo пoвлeклo зa coбoй пpoцeccы cтaндapтизaции.