Источники права

Юридические институты

Военная организация

Армия, сохранив структуру и функции предыдущего периода, всё же претерпела ряд изменений, объясняемые зависимостью от Османской империи.

В период фанариотского режима господарь имел право лишь на небольшой отряд для своей охраны и двора. В последние десятилетия века начинается процесс модернизации армии, а в начале следующего века вводятся корпуса добровольцев.

Органические регламенты предусматривают реорганизацию армий Молдовы и Валахии. Армия должна быть разделена на две категории войск:
а) для охраны границ, для надзора за торговлей и карантином;
б) для охраны правопорядка внутри страны.

Главой армии был Господарь, а её непосредственным командующим - хатман в Молдове и спэтарул в Валахии. Армия комплектовалась путём добровольного зачисления в неё всех категорий данников в возрасте 20-30 лет. Они были обязаны отслужить в действующей армии 6 лет.

Армия располагала контингентом пехоты, кавалерии. Планировалось создание жандармерии.

В Трансильвании в конце XVII в., помимо собственной армии во главе с ардялским генералом, была введена армия во главе с австрийским генералом. В 1762 - 1769 годах австрийский двор вводит здесь пограничные войска (три румынских полка, четыре секуйских - в Трансильвании и ещё три - в Банате).

Юридические институты периода распада средневековых структур и появления и развития новых социальных отношений ещё носили отпечаток старого уклада жизни, поэтому западное право в своём продвижении в румынские княжества в этот период встречает сопротивление консервативных сил.

Сохраняется плюрализм источников право. Преимущество имеют писаные законы. Множество нормативных актов со стороны господарей (хрисовы) имели богатое содержание. Хрисовы делились на 4 группы:
1. хрисовы об аграрных отношениях (1749, 1766, 1777, 1806 г. г.) - регулировали отношения на основе барщины;
2. хрисовы о правовом статусе различных социальных категорий (1734, 1741, 1745, 1785 г. г.) - рассматривали правовой статус бояр, крестьян, холопов;
3. хрисовы об административно-территориальной и фискальной реформе (1741, 1743 г. г.);
4. хрисовы о судоустройстве и судопроизводстве (1741, 1768, 1776 г. г.). Однако хрисовы не были кодифицированы.

С начала XVIII века усиливается рецепция византийского права о рассмотрении споров и уголовных дел. Применяется «Шестикнижие Константина Арменопола» (византийский судья XIV века), в Молдове применялось без перевода. В 1804 г. «Шестикнижие» было переведено на румынский язык Томой Каратом.

Великие кодексы, разработанные в этот период, несмотря на их ограниченный характер, содержали и новые и прогрессивные нормы, то есть юридические нормы, нацеленные на охрану зарождающихся новых социальных отношений.

Среди них наиболее значимыми были: Книга правил господаря Александра Ипсиланти (1780); Кодекс Донича (1814); Кодекс Калимаха (1817); который основан не только в римско-византийском праве и обычае земли, но и на Гражданском кодексе Наполеона 1804 и австрийском Гражданском уложении 1811; законодательство Караджа (1818), которое хотя и характеризуется нравственными взглядами, но восприняло некоторые юридические нормы из кодекса Наполеона.

Проникновение современных влияний в право очевидно и в области уголовного права: уголовный и уголовно-процессуальный кодексы 1820-1826 содержат, к примеру, нормы, воспринятые из работ Монтескье и итальянского юриста Бекария.

Помимо византийских законов, канонических и светских, которые ещё продолжали действовать, были созданы и новые, такие как Учебник законов Михаила Фонтино (1765) и Судебное искусство Думитру Панайотаке (1799). Но и они лишь ограниченно применялись по отношению к другой юридической литературе в стране.

В 1817 г. специальная комиссия составила специальный кодекс, утвержденный господарем под названием «Кодекс Калимаха». Источники:
1. обычное право;
2. нормативные акты, изданные господарем;
3. римские и византийские источники.

Структура кодекса была составлена согласно австрийскому Гражданскому уложению 1811 г. Несмотря на использование всех существующих источников, в XIII столетии было указано, что в случае пропуска определенного нормативного права применяются обычаи. Статьи Кодекса (2032) делились на 3 книги:
1. о лицах;
2. о вещах;
3. о лицах и вещах.

В данном кодексе были попытки модернизации, в том числе и гражданского законодательства. Установлено, что холопство противоречит естественному праву, но в виду давности применения остается в силе относительно собственности на землю. Право прометезиса было сохранено (преимущественно при покупке). Существовала определенная очередь покупателей. В наследственном праве остаются две формы передачи наследства, указывающие поводы лишения наследования: покушение, непослушание, вера людей (донесение детей на родителей). Регламентировался отказ от наследования в случае превышения суммы долгов над суммой наследственного имущества. Семейно-брачные отношения: остаются те же условия заключения брака и расторжения его. Применялся брачный контракт (в устной и письменной формах). В случае расторжения брака имущество делилось согласно договору.

В Трансильвании широко применялись в качестве источника права в габсбургскую эпоху решения Диет, среди которых наиболее значимыми были: Articuli novellares (1744-1748) и Articuli provisionales (1791-1792), которые дополнялись богатым законодательством Австрии.

Основополагающие нормативные акты - Органические регламенты (1831), регулирующие отношения в среде публичного права, представляли собой акты, в которых сосуществовали нормы строгого и нового права. Они значительно ограничивают власть господаря, укрепляют позиции великого боярства, признают право буржуазии на участие и управление страной. Провозглашается идея разделения властей. Идея объединения и независимости румынских государств провозглашается неотъемлемой частью программы развития румынской нации.