Свидетели

Система доказывания

Вызов сторон и свидетелей в суд

Вызов сторон и свидетелей в суд осуществлялся при помощи книги сроков, которая вручалась им. Не было обязательным решение споров в первый день. Так, если процесс откладывался из-за неявки сторон, они могли быть доставлены при помощи господарских служащих с обязательством оплаты расходов по их доставке (treapadul в Валахии и ciubotele в Молдове).

День прохождения процесса устанавливался в книге или по календарю, или с учетом каких-либо праздников. В Трансильвании по октавам, то есть через день от определенного религиозного праздника.

Одним из фундаментальных принципов судебного процесса был принцип доказуемости заявлений тяжущихся сторон. Простое уведомление суда сторонами не могло гарантировать выигрыш дела. Из этого принципа возникла знаменитая поговорка: "Ai carte, ai parte". Более всего данная поговорка относилась к тяжбам о собственности, составляющие большую часть дел в средние века. Только тот, кто мог представить письменное доказательство о своем праве владения оспариваемой собственностью (cartea proprietatii), выигрывал процесс (avea parte).

Примечательно, что Legea tarii не производила иерархизацию доказательств. Письменные доказательства не имели большей силы чем устные свидетельские показания. Цель свидетельства - это подтверждение утверждений, сделанных истцом или ответчиком. Дача показаний могла осуществляться только правоспособным лицом, в полноте своих умственных способностей. Свидетельские показания являлись веским аргументом в пользу той или иной стороны, поэтому назывались «королевой доказательств».

Свидетельские показания закреплялись клятвой, данной перед судом. Средневековый менталитет придавал очень важное значение и высокую степень доверия клятве. Клятва давалась держа руку на кресте или святых реликвиях. Глубоко религиозное действие, когда Бог призывался как свидетель и гарант сказанного, - клятва получает широкое распространение как доказательство в суде, под влиянием христианства и обычаев земли, которые максимально уважали данное слово. Естественно, истец требовал от ответчика произнести клятву, а затем сделать заявление. Так как встречались случаи лжесвидетельства или отказа от дачи показаний, in defectu probationem (в отсутствии других доказательств), суд мог решить добытие признаний через пытки.

Свидетелями являются лица, не являющиеся сторонами в процессе, но имеющие сведения, важные для одной из сторон или для судебной инстанции. Они предлагались сторонами для представления известных им обстоятельств по делу.

Специфика дачи свидетельских показаний на уровне общины состояла в том, что оно происходило в коллективной форме. Свидетели назывались божильниками. Их заявления не всегда касались спора, не всегда содержали важную информацию для судебных выводов, а чаще всего утверждали доброе имя одной из сторон. Другими словами, божильники были личными гарантами одной их сторон, гарантами его доброй воли и порядочности.

Число свидетелей, установленное инстанцией для дачи показаний в пользу одной из сторон, было 6 или 12, и если они подтверждали утверждение, то противоположная сторона могла пригласить в два раза больше свидетелей для подтверждения. Данная юридическая процедура - lege peste lege (закон на закон) -могла продолжаться до максимальных возможностей сторон в привлечении свидетелей. Процесс считался выигранным тем, кому удавалось привлечь на свою сторону двойное число божильников, даже если справедливость не была на его стороне. Исследования Георге Кронца, описанные в работе «Румынские средневековые институты: Побратимство. Божильники», изданной в 1969 г., со всей основательностью раскрывают роль божильников в суде, где они считались свидетелями. Феодальная практика знала принесение клятвы спорящими сторонами, свидетелями, божильниками на книгах проклятья (carte de blestem), которые на самом деле были записями, в которых восхвалялась сила Бога и приводились наказания, которые падут на тех, кто даст ложные свидетельства. Стороны могли обратиться к религиозным властям с просьбой об издании специальных книг. Могли издаваться и книги, запрещающие нарушения судебных решений, иначе нарушившего и всех его потомков будет преследовать проклятье.