Органы местного управления

В румынских землях города появились задолго до образования средневековых государств, как результат экономического развития внутреннего обмена и внешней торговли.

В состав города обычно входили 3 зоны:

«Ватра» города - центр города, включающий здания, крепости, улицы.

Хотар - граница города - включает окружающие, обработанные горожанами земли: виноградники, сады, пастбища, сенные луга, мельницы, пруды.

Окол- окрестности города - близлежащие сёла, которые подчиняются администрации города, а не уезда.

Румынские города, как и западные средневековые коммуны, были привилегированными и закрытыми общинами.

Городская администрация, как в Молдове, так и в Валахии, характеризовалась сосуществованием двух категорий административных органов: одни - избранные жителями города; другие - назначенные господарем или лицом, которому он уступил город. В первую категорию входили жуде и пыргарь в Валахии; шолтуз, или войт, и пыргарь в Молдове. Верховным органом в обоих государствах было общее собрание горожан. Во вторую категорию входили ворник де тырг, пыркэлаб и др.

В Трансильвании города пользовались определённой автономией, т.к. центральная власть признавалась путём издания хартий. Города обычно управлялись городским советом, состоящим, как правило, из 12-ти жителей (burger), передовиков, избранных из богатых слоев населения города. Во главе этого совета был примар или жуде (magister civium, blirgermeister, judex), которых избирали на 1 год. Помимо примара, в некоторых городах назначался и администратор (villicus, han).

Сёла управлялись собственными органами управления, компетентными во всех отношениях: экономических, политических, юридических, административных и даже религиозных.

Община была административным институтом, который представлял село перед господарем или хозяином (боярином или монастырём). До 1864 г., когда по закону была сформирована административная комуна, у сёл не было другого представителя, кроме общины.

Сёла, оставшиеся свободными, хотя и сократили собственные общинные органы, всё же подчинялись уезду или цинуту, подпадая под юрисдикцию главы данной административно-территориальной единицы. Эти органы находились в подчинении у господарских слуг, которые собирали доходы в пользу господаря (бирарь, гэлетарь, дижмарь, илишарь, гостинарь, глобничь, душугубинарь и др.) или надзирали за общественными работами (подводникарь, клэкарь и др.).

Для поддержания связей между селом и господарской властью существовал представитель общины - пыркэлаб де cam в Валахии и вэтэман в Молдове.

В сёлах, принадлежащих боярам, хозяин исполнял административную и судебную функции, если обладал феодальным иммунитетом. Соответствующий хрисов должен был запретить определённым сановникам и господарским слугам распоряжаться на территории этих сёл (за исключением тяжких преступлений, которые подпадали под господарскую юрисдикцию).

Административная организация трансильванского села несёт печать вековой традиции организации сельской общины местного населения. Во главе села находился жуде, или кнез. Он имел право распределять земли и подати среди общинников, разрешать разногласия между ними и т.д.

Многие из кнезов получали право от короля, воеводы осуществлять, в соответствии с древним jus valachicum, административные функции в отношении многих сёл - общие кнезы.