Владимир ПУТИН: трудное начало возрождения

9 августа 1999 г. Ельцин назначил В. Путина премьер-министром Российс­кого правительства. Практически сразу, хотя и незаметно, начались ощутимые перемены политического курса, вызвавшие весьма неоднозначную реакцию в различных слоях общества.

Во многом дело объяснялось следующими факторами: Владимир Путин стал пятым премьером за год. В августе 1998 г., после злополучного дефолта, Ельцин был вынужден отправить в отставку правительство младореформаторов во гла­ве с С. Кириенко. Не был утверждён Думой на посту премьера возвращенный из опалы В. Черномырдин, восемь месяцев “вытаскивал” страну из ямы финансо­во-экономического кризиса Евгений Примаков, а когда ему это удалось, он стал опасен для Ельцина и “большой семьи” - и соответственно его “ушли”. Сергей Степашин был отправлен в отставку потому, что оказался недостаточно тверд и, видимо, “напугал” Кремль своей репликой о возможной потере Дагестана. Се­годня сложно сказать, был ли ещё кто в ельцинском кадровом резерве.

ПУТИН Владимир Владимирович, 1952 пр., уроженец Ленинграда. Из семьи рабочих. В 1975 г. закончил юридический факультет ЛГУ. В том же году был зачислен на двухгодичное отделение Института внешней разведки КГБ. Почти восемь лет работал в Ленинградском областном УКГБ в отделе научно-технической разведки, затем пять лет служил в ГДР, ушел в отставку подполков­ником, позднее получил звание полковника запаса.

Вехи служебной деятельности В.В. Путина таковы: помощник ректора ЛГУ по международным вопросам, советник председателя Ленсовета, председатель Ко­митета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, первый заместитель предсе­дателя правительства Санкт-Петербурга, руководитель комиссии по оперативным вопросам. С августа 1995 г. - заместитель Управляющего делами Президента РФ. С марта 1997 г. - заместитель главы администрации Президента, начальник Главного контрольного управления, с мая 1998 г. - первый заместитель главы аппарата Пре­зидента, с июля 1998 г. (по инициативе С. Кириенко) - директор ФСБ, с января 1999 г. одновременно становится Секретарем Совета Безопасности при Президенте РФ. Свободно владеет немецким и английским языками. Кандидат экономических наук. Мастер спорта по дзю-до и самбо. Жена - Людмила Александровна, выпускница филологического факупьтетаЛГУ, работала стюардессой, владееттремя иностран­ными языками. В семье две дочери: Мария и Екатерина.

1999 год, когда Владимир Путин стал вторым, а в последние часы года и первым лицом России, не просто предпоследний в XX веке. Это время рубежа второго и третьего тысячелетий. Оно характеризуется рядом особенностей:

Во-первых, предельно чётко обозначилось, что налицо действие таких основополагающих факторов, как:• утверждение имперского всевластия США;• глобализация рынка и экономики;

• нарастание межэтнических конфликтов;

• обострение межцивилизационных противоречий;

• растущее несоответствие между исторически сложившейся обес­печенностью различных стран необходимыми природными ресурсами и демографической составляющей развития земной цивилизации.

Во-вторых, выявилось несоответствие прежних концептуально-тео­ретических наработок в политике новым реалиям быстро меняющегося мира, что серьезно осложнило понимание действительности, принятие адекватных ситуации решений и их управленческое обеспечение.

В-третьих, разрушение из-за дефолта 1998 года формировавше­гося среднего класса России и в связи с этим утверждение глубокого и всеобщего отторжения народа от власти сделало кризис власти пер­манентным и тотальным.

В-четвертых, определился губительный для страны в целом про­цесс не только утраты прежних позиций как второй державы планеты, но и денационализации политической элиты, игнорирования её пред­ставителями национально-государственных интересов России.

Все это вместе взятое требовало от нового главы страны найти такое поли­тическое решение, которое бы “всколыхнуло” народ, возобновило его взаимо­понимание с властью, стало началом живительного общенационального кон­сенсуса. Для Путина ситуацию серьезно осложнили два обстоятельства:

а) то, что Ельцин, потерявший доверие народа и большей части политичес­кой элиты страны, назвал его своим преемником;

б) то, что в конце лета 1999 г., чеченские сепаратисты фактически развязали воину против России, когда несколько сот боевиков вторглись в труднодоступ­ные районы высокогорья Дагестана (используя отсутствие в составе российс­ких вооруженных сил специальных горнострелковых частей), продемонстри­ровав тем самым своё намерение превратить Северный Кавказ в зону откры­той войны с Россией. В качестве отвлекающего момента чеченс­кими диверсионными группами была организована серия террористических взрывов домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске - в расчете на всеобщую панику и растерянность.

Ответ Путина был решительным и жестким. В Дагестан были отправлены крупные армейские соединения (при мощной поддержке артиллерии и авиа­ции). После тяжелых боев чеченские формирования вынуждены были уйти. На волне всеобщего одобрения борьбы с зарвавшимися сепаратистами В.В. Пу­тин принимает крайне нелегкое, но политически необходимое решение о начале второй чеченской военной кампании, которой дается сугубо специфи­ческое наименование “контртеррори-стической операции”.

Каковы главные итоги второй кампании?

Путину удалосьценой немалых потерь в войсках и технике:

а) практически разгромить основные военные формирования сепаратистов;

б) вынудить верхушку националистического сопротивления ограничиться действиями диверсионно-разведывательного и террористического характера;

в) была получена реальная поддержка значительной части чеченского об­щества, уставшего от многолетнего противостояния криминально-национали­стических кругов с Россией. Сделавшие ставку на Путина авторитетные деяте­ли Чечни смогли “перетянуть” на свою сторону наиболее прагматичные груп­пы национальной интеллигенции и начать сложный процесс возрождения на­циональной автономии в Чечне;

г) Путин сумел переломить настроение западной общественности: от от­крытой поддержки до нейтральной и даже сочувственной по отношению к России и её руководству позиции.

Сегодня отчетливо видно, что эпоха поставила перед Владимиром Пути-ным, как главой страны, целый ряд сложнейших вопросов, каждый из которых представлял собой настоящую совокупность проблем. Назовём эти вопросы:

1. Что сделать, чтобы страна уцелела в условиях глобализации, как само­сохраниться под воздействием почти тотальной экономико-культурной экс­пансии Запада ?

2. Как вести модернизацию, чей опыт взять за эталон или попытаться най­ти свой (чисто российский) вариант?

3. Как вывести Россию из лабиринта политических и социально-экономи­ческих проблем ?

4. Каковы в наше время основные национальные интересы России, как их защитить без риска быть втянутым в какие - либо конфликта! или потрясения?

5. Чтопредпринять,чтобывозродигьулюдейнадежау,оправдЕ1п>ихожиаания?

6. Как осуществить возрождение русского этноса, с чего начать новое самоосознание и самопознание человека и гражданина?

7. Как менее безболезненно осуществить смену политической элиты страны?

8. В чем сущность современной национальной стратегии и тактики, каков механизм их реализации?

9. Как достичь гармоничного сочетания интересов личности, общества и государства?

10. Как ответить на вызовы эпохи и каковы её доминанты?

11. Что предложить человеку, обществу, государству в качестве первооче­редных мер по выходу из тотального кризиса?

12. Как оценить эпоху реформ и её результаты?

Был ли готов В. Путин к решению этих и других возникающих почти посто­янно, сложных вопросов российской действительности? На наш взгляд, и да, и нет. Напомним, что приход Путина в большую политику состоялся 9 августа 1999 г. Практически с первых же дней мы увидели качественно новый образ политического деятеля, абсолютно не совпадающий с привычными стереоти­пами как далёкого прошлого, так и дней ельцинского правления.

Российское общество до предела устало от насилия и настоящего беспреде­ла преступности, определённую опасность представляли чеченские террорис­ты. Короткое, но ёмкое замечание Путина, что теперь мы будем действовать с бандитами беспощадно, по принципу “око за око”, готовы их “мочить” (даже в сортире), показало людям: государство берется за выполнение своей основ­ной функции - защиты общества и конкретного человека.

Качества обязательности и действенности Путин сразу же подтвердил и в решении других проблем: 1) в преодолении регионального сепаратизма (всё реги­ональное законодательство теперь приводилось в соответствие с российским; 2)прошла реформа Совета Федерации: губернаторы потеряли былое всесилие); 3)частные банки лишились права быть уполномоченными государства (и это привело к почти полной концентрации финансово-валютных ресурсов в руках Минфина и Центрального банка России); 4)осуществился “поворот” российско­го парламента от противостояния с исполнительной властью к выполнению его основной функции - формированию развернутой правовой базы рефор­мирования страны.

Одновременно медленно, осторожно, но настойчиво про­исходило вытеснение олигархов из коридоров власти, отлучение их от “руля” общенациональных каналов радио и телевидения. Их настойчиво, но в соответ­ствии с законом, вполне правомерно отстранили от контроля за федеральны­ми денежными потоками.

Безусловно, всё это не вызвало восторгов у наиболее политизированных олигар­хов и их сторонников. Первым в открытую атаку, используя своё положение меди-амагната, ринулся В.А. Гусинский. Вскоре к нему и его “команде” присоединился Б.А. Березовский. Но общество проигнорировало призывы этой новой коалиции “остановить наступление диктатуры”. Используя растущую поддержку внутри страны, В.Путин заметно активизировал российскую внешнюю политику. Россий­ская Федерация вернулась на рынки Индии, Китая, Ирана, арабских и африканских стран. Кубы, КНДР, Вьетнама. Страна вновь становится субъектом глобализации.

Что и почему привлекает людей в Путине? Видимо, каждый по-своему оце­нивает различные стороны его поведения и действий. Для одних значимо одно, для других - иное. Попытаемся сформулировать в этой связи несколько общих положений:

а) Во Владимире Путине проявляется сочетание (даже - сплав) интеллиген­тности и простоты, не всегда характерное для человека из обычной среды;

б) У Путина абсолютно отсутствует какой-либо намёк на внешний лоск или аристократизм. Он до удивительности прост, что позволяет вспомнить оценку М. Горьким В. Ленина: прост как правда;

в) Путин умеет проявить и выразить свою сопричастность к той боли, которую испытывает общество и делает это без каких - либо подсказок полит-технологов;

д) Путин логичен, последователен, предпочитает комбинационные реше­ния многослойного плана;

е) Путин стремится держать свое слово, верен человеческой дружбе, при­нятым на себя обязательствам. (Видимо, это было одним из “решающих” ар­гументов Ельцина и “семьи” при выборе Путина в качестве наследника);

ж) Путин в первую очередь рассчитывает только на себя и свои силы, а уж потом на людей, в которых он уверен. Отсюда стремление окружить себя чеки­стами и “питерцами”, ибо он понял: московская среда крайне многослойна, неустойчива по настроениям, она не раз подводила его предшественников;

з) Путин, в отличие от других, не связывает личное и государственное.

Обратим внимание и на просчеты, ошибки в поведении и действиях вто­рого Президента России. Их немного, но они есть и вызывают недоумение у тех, кто искренне его уважает. Так, например, “простому” гражданину России, который балансирует на грани нищеты, нельзя понять, как мог со­гласиться сторонник демократии, простой в поведении и жизни человек, на навязанную ему ельцинскими советниками суперпышную инаугурацию с её утомительной затянутостъю, поистине царским церемониалом.

Многие считают, что ни к чему эти популистские перелёты на истребителе, поход на подводной лодке (тем более вскоре последовала трагедия АПЛ “Курск”). Личная активность во внешней политике похвальна, но она же спра­ведливо вызывает вопрос: а зачем тогда нужен министр иностранных дел?

Страна поддержала меры против олигархов, но люди ожидали большей после­довательности в этом вопросе. Если учесть, что такие олигархи, как Роман Абрамо­вич выдвинулись в ряды губернаторов, то налицо новое превращение политичес­кого режима в стране в олигархический. Ведомственность и местничество в кадро­вом вопросе (опора на чекистов и питерцев) понятны не всем - большинство лю­дей такой принцип формирования кадров и удивляет и раздражает.

Минуло семь лет путинского правления Россией. Наш Президент во мно­гом раскрылся, стал отчасти понятен, предсказуем. Мы увидели, что его вол­нует решение трёх основополагающих вопросов: целостность и возрождение субьектности и могущества государства, улучшение жизни народа, поиск и реализация прорывных инициатив экономического реформирования. Нравит­ся это кому-то или нет, но семь федеральных округов функционируют, вынуж­дая региональные элиты умерять свои аппетиты, активнее работать на общена­циональные интересы. Задача самосохранения страны должна быть тесно увя­зана с проблемой сохранения и развития не только национальных автономий, что делалось раньше и делается теперь, но и с проблемой возрождения самого русского народа, являющегося не только символом названия страны, но и ос­новным государствообразующим этносом.

История человечества доказала и по-прежнему доказывает, что сохранить­ся могут только та страна и тот народ, где власть озабочена существованием человека и общества в целом. Задача самосохранения требует в первую очередь разработки и осуществления программ национальной консолидации, укрепления и развития нашей экономики, выбора и закрепления стратегии и тактики модернизации, ставки на особую роль науки и образования как осно­вы будущего прогресса. Мощь в наше время определяется не только военной составляющей, но и уровнем развития экономики, ей самодостаточностью для решения как чисто национальных задач, так и влияния на региональные, конти­нентальные и мировые процессы.

20 с лишним лет “перестройки” и реформ основательно подорвали у людей надежду на лучшую жизнь. Развал СССР, гайдаровский шок без терапии, новый болевой шок августа 1998 г., обрушивший остатки надежд более половины насе­ления страны, поставили перед Владимиром Путаным непростую задачу: пре­одолеть глубочайший “ров отчуждения” между обществом и властью, наладить взаимопонимание между человеком, обществом и государством, возродить у людей надежду на лучшее будущее. Решение этой проблемы во многом зависит от того, сможет ли власть осознать необходимость новой самоидентификации российского этноса, поворота к уяснению того, что сегодня необходимо поста­вить барьер на пути деградации и вымирания русской нации.

Человек, общество в начале третьего тысячелетия, как и во все прежние времена, имеют скрытый побудительный мотив своего личного интереса. За­дача Владимира Путина не только найти этот мотив, но и соединить его с интересами государства, установив тем самым нарушенное равновесие госу­дарственного и личного. Здесь нужны не слова о значимости гражданского общества, а именно сочетание личного и державного, чтобы “простой чело­век” мог гордиться своей страной, а не стыдиться её

Эпоха В.В. Путина-время, когда он последовательно миновал несколько этапов своего становления в качестве общенационального и мирового полити­ка. Первый этап - премьерский, второй - исполняющего обязанности президен­та, третий – второй год президентства. Идет четвертый этап - время доказатель­ства политической зрелости.

На первом этапе было начато решение самого больного вопроса - ликвида­ция сепаратистского очага на территории Чеченской республики. За эти годы успех здесь несомненен, несмотря на массу существующих сложно­стей . Отметим самое важное:

а) криминально - националистическая группировка потерпела тяжелейшее военно - политическое поражение.

б) созданная по личной инициативе В. Путина Администрация Чеченской республики овладела ситуа­цией: ей удалось сформировать и включить в действие общереспубликанскую структуру властной вертикали, создать основы органов внутренних дел, про­куратуры, возродить систему образования, вплоть до высшего, восстановить наиболее важные звенья системы здравоохранения, социальной защиты;

в) восстановлена республиканская система средств ин­формации (радио, телевидение, газеты, журналы);

г) удалось развеять на Западе миф об антигуманной сути антитеррористи­ческой операции в Чечне;

д) Принята Конституция Чеченской республики как равноправного субъек­та Российской Федерации, прошло избрание легитимных органов власти и управления.

Второй этап (январь-март 2000 г. стал временем выявления сил и тенденций политической устойчивости в стране. Общество услышало призыв к консоли­дации на основе консенсуса, центризма, преодоления местничества, отказа от слепого повиновения Западу.

Общество достойно оценило идеи и дела Владимира Путина, убедившись, что он начинает отход от ельцинизма. Уже в первом туре выборов он получил кредит доверия народа и был избран Президентом России.

Третий этап начался как период перехода к реформам. Последовало созда­ние семи федеральных округов. Теперь это полнокровные административные образования, имеющие правоохранные, финансовые, налоговые, силовые структуры. Региональный сепаратизм побежден конституционным путем, хотя политико-идеологические корни этого сепаратизма сохранились. Главным достижением третьего этапа стало укрепление валютно-финансовой базы страны, создание надежного резервного фонда. Была восстановлена практика сбалансированного бюджета, обеспечено ритмичное и полное фи­нансирование по большинству статей бюджета, произошло повышение зарп­латы бюджетникам и увеличение пенсий. В политической жизни решающее место заняли вопросы формирования правового поля реформ, ушло в про­шлое противостояние исполнительной и законодательной власти.

Четвертый этап стал временем отработки различных элементов новой по­литической и экономической стратегии и тактики. В политике это предложение перехода к более структурированной политической трехпартийной системе (правые, центр, левые), в экономике - курс на расширение поля реформ за счёт аграрного сектора, путем введения купли - продажи земли.

Можно в определённой степени сделать вывод о В.В. Путине и его полити­ческих симпатиях. Этот вывод, конечно, небезупречен, но он построен на до­вольно обширном сравнительном материале и уже поэтому в основе своей объек­тивен.

Итак, мы видим, что Владимир Путин - четко выраженный либерал -государственник, можно сказать, державник. За время пребывания на полити­ческом Олимпе он продемонстрировал нам желание и стремление взяться за решение многих проблем, доставшихся ему по наследству.

Рассмотрим итоги реализации политического курса второго Президента Рос­сии Владимира Путина. Им почти полностью восстановлена столь необходимая для сохранения целостности страны властная вертикаль, преодолен сепаратизм, созданы дееспособные органы власти и прекращено их противостояние.

Второй круг решаемых задач - модернизация эконо­мики и упрочение финансовой системы, подъём оборонно-промышленного комплекса (ВПК). Это проблема модернизации, где наметились определенные сдвиги, но замысел которой обществу до сих пор не объяснен.

Третий круг задач - разработка стратегии и тактики развития, её внешне - и внутриполитическое обеспечение, в том числе путём смены политической элиты.

Внешняя политика дает Путину основания для удовлетворения достигнутым. Россия политически закрепилась в группе развитых стран, “вернулась” почти во все страны и регио­ны планеты со своими идеями, экономическими и политическими интересами.

Таким образом, из девяти главных задач решаются пока только три и то частично. Конечно, какие-то сдвиги имеются и в том, что связано с проблема­ми других задач. Главное состоит в начавшемся движении по пути преобразо­ваний. Сам по себе объем доставшихся Путину проблем настолько велик, что первые годы позволили только начать необходимые перемены.

Откаты и пробуксовки в выводе страны из тупика проблем довольно значительны и вызывают серьезное бес­покойство, и более того, претензии к В. Путину.

Много лет минуло со времени образования СНГ, но радикальных мер по улучшению отношений со странами, входящими в СНГ, усилению влияния России на всём постсоветском пространстве не просматривается. Даже с со­юзной Белоруссией дело создания единого государства идет с постоянными угрозами срыва. Крайне тяжело строятся отношения с Украиной, где политика равнения на Запад остается приоритетной, где по-прежнему в моде антирос­сийские настроения.

Но самое главное, что должен сделать В. Путин - покончить с грузом зависи­мости от ельцинского наследства, в первую очередь с кадрами СЕМЬИ в адми­нистрации Президента и в составе Правительства. Это сделать необходимо по причине новой активизации бывшего финансиста и закулисного дирижера политики и практики ельцинизма Б.А. Березовского. Список того, что ждёт об­щество от своего Президента, с каждым днем множится.