Судоустройство и судопроизводство

Судила вся община, во главе judex. Ему помогали совет старейшин - 12 добрых и мудрых людей; совет хозяев (достойные люди - главы семейств), парни-глашатаи (flacai), формирующие общественное мнение и приглашающие общину на процесс. На судебных процессах присутствовала толпа - все остальные жители общины.

Процесс был публичным, носил состязательный характер, начинался по жалобе истца. Стороны были равны в споре. При рассмотрении дел принимались следующие доказательства:
1. Божельницы - свидетели доброй славы, присягавшие о добром имени спорящих;
2. ордалии - "божий суд" - испытание раскаленным железом;
3. присяга на кресте и библии - присягал не только истец, но и ответчик, и свидетели;
4. доказательства свидетелей-очевидцев;
5. вещественные доказательства.

Судебные штрафы, изымаемые за определенные преступления распределялись: 1/3 - руководителю общины, 2/3 - в резервный фонд общины.

Существовали две формы судебного процесса:
1. гонение следа - поиск преступника по его следам. При потере следа, гонение заканчивалось. В случае, если след уходил в другую общину, то гонение передавалось другой общине, ее администрации.
2. свод поиска пропавшей вещи - публичное объявление о пропаже вещи с её описанием. Если в течении недели вещь возвращали, то это являлось смягчающим обстоятельством и вора не наказывали. При невозврате вещи объявлялся её поиск, обыскивали каждый дом, пока не находили.

Государственно-правовые институты в румынских княжествах в период феодализма