СВОБОДА ВЫБОРА 3 страница

Когда человек играет на руку предпринимателям, стимулируя потребительский интерес, он напрасно растрачивает свои усилия и энергию. Мы начинаем осквернять Мать-Землю и создавать проблемы, связанные с окружающей средой. К сожалению, люди, как бы высоко о себе ни мнили, не могут создавать материю. Не могут они также создавать жизнь из материи. Всё, что люди умеют делать, так это – неодушевлённые вещи из безжизненного материала. Таким образом, они истощают Мать-Землю в своём неистовом и беспредельном стремлении создавать новые моды, новые вещи и новые его. Покупать следует лишь в меру своей необходимости. Даже для каждодневного употребления покупать нужно что-либо существенное, целесообразное и отличающееся хорошим художественным вкусом. В силу своего тщеславия некоторые женщины предпочитают приобретать туфли на тонких каблуках типа "шпильки", которые делают их на целых пятнадцать сантиметров выше. Они даже не остановятся, чтобы подумать, что такой их показной темперамент неизбежно приведёт к растяжению связок или вывиху лодыжки, либо к ишиасу или более серьёзным нарушениям в позвоночнике, в результате чего наступит день, когда они не смогут ходить и будут вынуждены слечь в постель, делая оттуда свой очередной выбор. Нет большого смысла верить, что вы свободны делать то, что вам нравится, и выбирать то, что хочется, когда всё, что вы делаете, играет на руку бессовестным предпринимателям и портит вас самих.

В наше время существует ещё один способ, прибегая к которому предприниматели стараются создавать проблемы для потребителей. В западных странах очень мало людей, которые в состоянии позволить себе иметь вещи, сделанные из золота или серебра, но, как это ни странно, в развивающихся странах в каждом домашнем хозяйстве всегда найдётся что-нибудь, сделанное из серебра или золота. Причиной тому, как я выяснила, служит то, что в западных странах на любую вещь смотрят в плане её денежной стоимости, с тем чтобы всё, что покупается вами, могло бы быть впоследствии повторно продано. Если вы хотите купить серебряную ложку, то на ней обязательно должна быть указана проба. Если на ней отсутствует проба, то её невозможно перепродать. Так что ложку покупают, чтобы ею попользоваться, а потом – перепродать. На Западе люди никогда не мыслят, что «эта ложка может перейти моим детям или внукам». Наличие пробы на изделиях – очень важный фактор, и вы не можете иметь серебро никакой иной разновидности. Например, можно было бы иметь более дешёвое серебро, если его сплавить с другим металлом, но такое изделие нельзя перепродать.

Что же касается золота, во всех западных странах, напротив, используется наинизший стандарт содержания золота в сплаве - девять карат. В украшениях из такого сплава процент настоящего золота получается очень низким. Тем не менее, его можно перепродать, потому что на нём проставлена проба. Тогда как в развивающихся странах, особенно в Индии и Китае, люди используют золото в 22 или 24 карата, так что в их драгоценностях и ювелирных изделиях содержится существенное количество чистого золота. В трудные времена, если такие изделия невозможно продать за их художественную ценность, тонкое мастерство изготовления, то, по крайней мере, за высокое содержание золота их всегда можно продать или заложить и впоследствии выкупить. Парадокс заключается в том, что, покупая какую-то вещь, вы должны знать, какова реальная ценность данного изделия. Если это серебро, то нужно знать состав сплава, а доля чистого серебра в нём будет показателем его реальной ценности. Итак, что бы человек ни покупал, это должно быть существенным, а когда это нужно продать, в нём должна быть видна реальная ценность. Из-за этих парадоксальных ограничений человек не знает, покупать ему эти вещи или нет. По традиционной мудрости серебро является очень важным для здоровья сердца, так как оно сохраняет сердце в хорошей форме, тогда как золото важно потому, что оно не тускнеет. Если каждый день носить немного золота в виде украшения, оно поможет вам достичь некоторых положительных результатов очень утончённым образом, что я объясню позже.

Итак, в традиционных культурах, которые почти совершенно избежали душной атмосферы модернизма и стимулирования потребительского интереса, остались знания тонких свойств материальных ценностей и сохранилось уважение к этим ценностям. Парадокс в том, что в так называемых материалистических обществах уважение к материи отсутствует.

Войдите в любой современный дом на Западе, и вы найдёте там массу вещей из пластмассы. Сели на диван – он среди многого может быть сделан из пластмассы. Принимали пищу за столом – он, возможно, выполнен из пластмассы. Коснулись оконных рам – они тоже из пластмассы. Пластмассовые детали имеют необычайную способность вторгаться в любой натуральный материал, например, в ткань или стекло, или любой иной созданный Богом материал, который используется в сочетании с пластмассой. При этом, находясь вместе с пластмассой, натуральный материал обесценивается, теряя собственную специфичную энергию. Поскольку пластмасса является дешёвым материалом, вы можете непрестанно покупать пластмассовые вещи, одну за другой, и в любом домашнем хозяйстве имеется множество сделанных из пластика предметов одноразового пользования, а также вещей длительного пользования, выполненных путём сочетания пластмасс с иными материалами. Даже обеденные тарелки изготовлены из пластмассы. Не предпочтительнее ли купить одну изящную тарелку из латуни. Нечто ручной работы, вместо большого выбора пластиковой посуды. Ведь пластмасса – продукт машинного производства, получаемый из отработанной материи земли и поэтому содержащий в себе все компоненты, которые пагубно действуют на нас.

Если у вас есть какая-то вещь ручного изготовления, и вы регулярно и спокойно пользуетесь ею, то вы можете получать удовольствие от неё самой, а также наслаждаться приносимой ею пользой. Даже если у вас есть всего несколько хорошо изготовленных и красивых тарелок, вы чувствуете себя настолько удовлетворёнными, что вам не захочется покупать никаких других и понапрасну тратить своё время, постоянно разглядывая витрины. Тогда вы становитесь истинно свободным человеком. Если же вы следуете моде, вы будете заняты весь день, теряя время. Посетив чей-то дом, вы скажете: «О, он приобрёл такую великолепную вещь!». В результате вы отправитесь покупать ту же вещь, потому что вы сделали такой выбор. Но кто и с кем здесь играет в игры? Кто задаёт тон? Конечно же – вездесущие предприниматели, при этом они портят вас и ваших детей. Их соблазнительная реклама обрушивается по телевидению в часы, когда у экранов собирается максимальное количество зрителей во время детских передач: «Это прекрасная вещь, которая только что появилась. Куклы со своими днями рождения, медведи с целой родословной». И вся эта выдумка служит исключительно для того, чтобы поддерживать прибыль собственного предприятия.

Пользуясь своим правом делать выбор и тратить деньги на то, что завладело нашим прихотливым вниманием, мы просто играем на руку предпринимателю-эксплуататору. Пожалуйста, не забывайте, что он знает вас лучше, чем вы знаете самих себя. Следует помнить, что вся эта система предназначена для того, чтобы служить нам, а не для того, чтобы мы служили ей. И не наши откровенные нужды ответственны за перепроизводство потребительских товаров этой системой. Но кто страдает из-за перепроизводства этих товаров, так это – мы, потому что оно истощает земные ресурсы и создаёт постоянную ненужную трату денег, которые являются продуктом нашего труда и которые мы так вынужденно тратим на вещи, не испытывая в них нужды и, как правило, не приносящих нам ничего хорошего. Мне приходится видеть много домов, заполненных всяческим хламом, и их хозяев, страдающих от сердечных приступов, – хозяев, которые так усердно работали, чтобы скопить весь этот хлам.

Свободу, как просто возможность делать ложный и неуместный выбор, понимают лишь те люди, которые всё ещё остаются наивными и недалёкими, чтобы видеть лежащие в основе силы, порождающие каждодневные страсти и принуждение, которые маскируются под свободу. Конечно, человек должен быть свободен, чтобы действовать, выражать свою волю, но при этом никогда не следует доходить до состояния несдержанности. Вы должны знать, что делать и где остановиться. Если вы имеете автомобиль, у которого есть педаль газа, но нет тормозов, то каково же будет положение водителя? Точно так же, если у вас есть свобода, то вы также должны знать, что у вас есть и свобода сдерживать в определённый момент эту свою эксцентричную свободу.

Некоторые люди, которые всё ещё живут при коммунистическом режиме, безусловно, могут быть сдержаны, но это, конечно же, будет принудительное сдерживание. Когда им дадут свободу, смотрите, чтобы их вожделения оставались неосуществлёнными, ибо они могут проявиться даже с большей силой, чем желания людей в какой-либо свободной стране. Так что такое сдерживание должно прийти изнутри, а для этого человек должен получить духовное пробуждение. То есть, мудрость Духа должна завладеть вашим вниманием. Если спросить у гностика или сахаджа йога: «Что тебе нравится? Тебе нравится жгучая пища?», он ответит: «Начну с того, что нет ничего, что мне нравится или не нравится, однако, крайности составляют исключение. Я просто довольствуюсь тем, что есть, каким бы оно ни было. Кому это нужно – понапрасну тратить время, выбирая вещи? Просто получай удовольствие от того, что доступно». Ну, конечно же, если предлагаемая пища очень горячая, или очень кислая, или очень холодная, то он съест лишь немного, поскольку это – крайности.

К несчастью, этот бизнес по обеспечению «выбора» всё в большей и большей мере приобретает экстремальный характер (даже, как мы видим, когда дело касается супружества). Однако, такое стремление вашего эго приумножать возможности выбора сдерживается Духом, потому что, овладевая вашим вниманием, он позволяет вам понять важное эстетическое измерение вашего жизненного опыта. И вот, вместо того, чтобы попустительствовать эго в проявлении жадности к материальным объектам, человек начинает наслаждаться Божественной красотой материи. Или же, получившая самореализацию душа знает, что материя обеспечивает весьма удивительный способ выражения вашей любви, когда вы желаете преподнести некую материальную вещь кому-то ещё. Итак, когда вы видите нечто красивое, в душе у вас пробуждается радостная мысль, что эта вещь была бы подходящей для такого-то любимого вами человека. Например, некий джентльмен вместе с одним сахаджа йогом зашли в магазин, где этому джентльмену очень понравилось какое-то произведение искусства, но он не мог купить его, так как в данный момент при нём не было денег. И вот, его друг – тот самый сахаджа йог – позднее сходил и приобрёл упомянутое произведение искусства, и, подержав его некоторое время, отослал своему другу, как подарок ко дню рождения. Такая забота и глубокое проявление любви очаровали того джентльмена, который был счастлив вдвойне, видя, как понравившееся ему произведение искусства досталось ему благодаря прекрасной мысли своего любящего друга.

Итак, с одной стороны, именно внимание на Божественной прозорливости Духа сдерживает вашу жадность, вашу эгоистичность, ваше стремление к стяжательству и ваш неудовлетворённый ум. С другой стороны, знание того, что вы можете сделать для кого-то, чтобы по-настоящему осчастливить его имеющейся в продаже материальной вещью, вдруг приходит к вам в голову, позволяя понять истинную ценность материи и воспользоваться свободой выбора для того, чтобы выразить свою любовь и повысить качество жизни какого-то другого человека.

 

 

Глава 3