Ранние периоды в жизни собаки

 

Есть книжки, которыми пользуются в качестве учебников, внушающие студентам уверенность, будто почти все поступки взрослой собаки, живущей в природе, усвоены в процессе обучения. Поразмыслив над утверждениями подобных книг, быстро приходишь к выводу, что их авторы практически не общались с собаками и не имели возможности наблюдать за нормальным, естественным поведением необученного животного. По мере созревания собаки (от рождения до полной зрелости) можно с уверенностью ожидать от нее определенных стандартных поступков.

Разумеется, обучение отражается на общей картине, и для любой собаки или щенка первые опыты гораздо важнее последующих, так как производят более сильное впечатление. По этой причине мы должны относиться к своим щенкам с предельной осторожностью, ограждая их от пугающих или волнующих ситуаций. Действие этого принципа наблюдается и на представителях нашего собственного вида. Все, что мы видим, слышим и делаем в раннем детстве, оставляет гораздо более сильное впечатление и более длительный след в памяти, чем будучи взрослыми. Мы говорим, что наступает пресыщение.

У собак этот принцип проявляется весьма отчетливо, что очевидно каждому, кто с ними работал.

Поэтому так важно знать, в какой момент жизни щенок впервые обретает способность получать впечатления, ибо с этой минуты он, вплоть до зрелого возраста, набирается опыта, который оказывает наиболее длительное влияние. Убедительно продемонстрировано, что в случае необходимости труднее всего стереть результаты самых первых и самых последних впечатлений. А легче всего избавиться от впечатлений, полученных в период между самыми первыми и самыми последними, – промежуточных. Это другая причина, диктующая необходимость тщательно позаботиться, чтобы первые впечатления были правильными. Нельзя сказать, чтобы все поведение целиком складывалось под влиянием ранних впечатлений. Нет, конечно, поскольку по мере развития мозга проявляются унаследованные формы поведения.

Некоторые впечатления оказываются настолько живыми и ошеломляющими, что психологи называют их «травматическими». Травма возникает в результате удара, а психологическая – как удар по психике. Часто приводят в пример ребенка, запертого в темном чулане. Взрослея, человек меньше реагирует на то, что в детстве нанесло бы ему травму.

По теории группы ученых из Бар-Харбор, исследующих психологию собак, щенки проходят через четыре разных периода социального поведения. Их заключения приводятся курсивом, а мои напечатаны обычным шрифтом.

1. Неонатальныйили период с момента рождения до раскрытия глаз. В течение этих десяти-одиннадцати дней щенки пользуются только следующими чувствами: термальным (температура), тактильным (осязание), обонянием и вкусом, но два последних не так важны. Когда им холодно, они жмутся друг к другу.