Задачи, решаемые при проведении экспертизы

При всем многообразии возможных предметов экспертизы и форм проведения, результатом работы экспертов является либо генерация новых альтернатив, либо решение задачи оценивания.

Генерация новых альтернатив может произойти, например, как в виде предложения одного из экспертов или в результате «мозгового штурма». Очевидно, что новая альтернатива должна удовлетворять ограничениям и способствовать разрешению проблемы. Если это так, то может потребоваться новая экспертиза с учетом вновь появившихся вариантов.

В большинстве случаев результатом работы экспертной группы может быть решение задачи оценивания в одном из трех возможных вариантов: измерение, ранжирование и классификация.

Под измерениемпонимается операция, посредством которой определяется отношение одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принимаемой за единицу. Число, выражающее такое отношение, называется численным значением измеряемой величины. На практике это может быть некая физическая единица или бальная оценка. В процессе проведения экспертизы экспертам может быть предложено дать собственную оценку измеряемой величины в некотором диапазоне значений и с некоторым шагом дискретизации. Примером такой оценки может быть оценка при защите выпускной работы.

Слово ранжирование происходит от немецкого слова rangicrung и французского ranger ‑ ставить в ряд и имеет два значения: расстановка солдат в шеренге по росту и размещение в определённом порядке, по степени важности, значительности. Результатом работы экспертов при решении задачи ранжированияможет быть распределение альтернатив или их составляющих по степени важности. Ранжирование может быть строгим и мягким. В последнем случае третье место, например, могут занять два или три участника.

Классификация (от лат. classis - разряд, класс и facio - делаю, раскладываю), система соподчинённых понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, часто представляемая в виде различных по форме схем (таблиц) и используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Решение задачи классификации– это разнесение объектов по классам на основе сравнения рассматриваемых объектов с заданными образцами, эталонными представителями классов. Эксперт в процессе работы рассматривает предложенные ему объекты и соотносит их представленной ему системой классов. Возможен вариант, когда конкретный эксперт предложит дополнить систему классов, однако в этом случае остальным экспертам придется выполнять работу по классификации заново.