Основные особенности.

АРХИТЕКТУРА

Художественные направления.

Скульптура.

6.4.1. Основные особенности.Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой, являясь неотъемлемой частью архитектурного декора или городских ансамблей. Это обусловило господство монументально-декоративной скульптуры.

Тематические особенностив это период были связаны с преобладанием героических и национально-патриотических тем, интерес к которым обострился после Отечественной войны 1812 г.: 14 лет работал над памятником Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади И.П.Мартос, ему же принадлежит памятник Ломоносову в Архангельске; Ф.П.Толстой создал 21 медальон, с изображением сцен Отечественной войны 1812 г.; на порталах колоннады Казанского собора в Петербурге скульптором Б.И.Орловским были установлены статуи Кутузову и Барклаю де Толли.

-Академическая школа русской скульптуры первой половины XIX в. характеризуется господствомклассицизма и патриотическим пафосом(творчество Ф.Ф.Щедрина, И.П.Мартоса, С.С.Пименова, В.И.Демут-Малиновского, Ф.П.Толстого).

- Элементы реализмапоявляются в скульптуре лишь в середине столетия (творчество Б.И.Орловского, П.К.Клодта). В работах П.К.Клодта заметно сильное влияниебытового жанра. К числу наиболее известных его работ относятся скульптурные группы на Аничковом мосту в Петербурге (знаменитые кони), памятник баснописцу И.А.Крылову в Летнем саду и статуя императора Николая I перед Исаакиевским собором.

6.5.Возрастание общественной роли искусства и художника нашло отражение в формировании широкого круга художественной интеллигенции, возникновении художественных обществ, росте популярности публичных выставок, основании художественных журналов, образовании широкой аудитории ценителей и покровителей искусства. Формировались богатейшие частные коллекции произведений искусства. В 1856 г. было положено начало коллекции П.М. Третьякова, ставшей основой будущей Третьяковской картинной галереи.

Русская архитектура первой половины XIX в. является неотъемлемой составной частью общеевропейской архитектуры. В ее развитии проявились общие закономерности архитектурных процессов этого периода, переосмысленные в соответствии с традициями национального зодчества и особенностями переживаемого Россией исторического момента.

7.1.1.Первые три десятилетия XIX в. характеризовались небывалом размахомградостроительных работ в обеих столицах и губернских провинциальных городах.

- В Петербургезавершилась планировка и формирование основных площадей - Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской.

-Интенсивное строительство ведется в Москве, сильно пострадавшей от пожара 1812 г.: перестраивается Красная площадь и благоустраивается вся территория вокруг Кремля; возникают новые площади на пересечении радиальных и кольцевых улиц; целые районы застраиваются особняками, восстанавливаются старые дома.

-Изменялся облик губернских городов, в которых создавались центральные городские площади; строились здания присутственных мест, торговые ряды.

7.1.2.Большое значение в архитектуре приобрела общая композиция, популярным стало создание крупных архитектурных ансамблей: ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей архитектора К.И.Росси; Манежной площади, созданный архитекторами Д.И.Жилярди (здание Университета) и О.И.Бове (здание Манежа); ансамбль Биржи на стрелке Васильевского острова архитектора Ж.Тома де Томона; Александровский сад у Кремлевской стены и ансамбль Театральной площади, созданные О.И Бове и т.д.

7.1.3. Синтез архитектуры и скульптуры. Создание крупных архитектурных ансамблей обусловило необычайно тесную связь архитектуры со скульптурой. Возникают своеобразные творческие содружества архитекторов и скульпторов: архитектор А.Д.Захаров работал со скульпторами Ф.Ф.Щедриным, С.С.Пименовым, И.В.Демут-Малиновским; Пименов и Демут-Малиновский также постоянно сотрудничали с К.И.Росси и А.Н.Воронихиным.

7.2. Стилевые направлениярусской архитектуры в целом соответствовали особенностям развития западноевропейской архитектуры, что свидетельствует о формировании единства общеевропейских культурных процессов.

7.2.1. Ампир.Как и во всех европейских странах, в России первой трети XIX в. господствовал архитектурный стиль ампир, завершивший развитие архитектуры классицизма. Ампир опирался на художественное наследие Древней Греции и императорского Рима, его отличали монументальные формы, обилие декоративных украшений и военной эмблематики (воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т.п.). В России ампир стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился как при создании крупных архитектурных ансамблей, так и при возведении отдельных зданий. Крупнейшими мастерами ампира в России были А.Н.Воронихин (Казанский собор и Горный институт в Петербурге), А.Д.Захаров (здание Адмиралтейства), К.И.Росси (Дворцовая и Сенатская площадь, Михайловский дворец), О.И.Бове и Д.И.Жилярди.

7.2.2. Эклектика.В результате интенсивного поиска новых художественных путей во второй трети XIX в. ампир уступил место новому направлению в архитектуре - эклектике(от греч. выбирающий). Данное направление характеризуется произвольным соединением элементов различных стилей (иногда его называют также бесстилие или многостилие). Ориентация на свободу творческого выбора сближает его с романтизмом. Наиболее яркими образцами эклектики в русском зодчестве являются Исаакиевский собор архитектора А. Монферрана, сочетающий классицизм с элементами итальянского Ренессансаи храм Христа Спасителя, сооруженный по проекту родоначальника эклектичного русско-византийского стиляархитектора К.А. Тона.