Тема 29. социально-экономическое

ИТОГИ

МУЗЫКА

ТЕАТР

Во второй половине XVIII в. театр приобрел огромную популярность.

8.1. Господствующее положение в русском театральном искусстве занял профессиональный театр.

8.1.1. Ведущим драматическим театром с 1756 г. стал созданный на базе театра Волкова Российский театр для представления трагедий и комедий в Петербурге (будущий Александринский).

8.1.2.В 1779 г. известный русский актер И.А.Дмитриевский, игравший в театре Волкова в Ярославле, открыл в Петербурге на Царицыном лугу (Марсово поле) частный театр. В этом театре впервые были поставлены пьесы Д.И.Фонвизина. В 1783 г. по указу Екатерины II театр был закрыт.

8.1.3.Увлечение Екатерины II оперой и балетом (для некоторых балетных постановок императрица даже сама написала либретто) способствовало их последовательному развитию во второй половин XVIII в. В 1766 г. впервые были утверждены постоянные штаты балетной труппы. В 1780 г. в Москве был открыт Петровский театр, в котором помимо драматических спектаклей осуществлялись оперные и балетные постановки.

8.2. Крепостной театр достиг в это время своего наивысшего расцвета. Как и в предшествующий период, особой известностью пользовался театр Шереметевых, прославившийся искусством драматической актрисы и певицыП.И.Жемчуговой (Ковалевой), исполнившей около 50 оперных партий, и балерины Т.В. Гранатовой (Шлыковой). В 1798 г. Прасковье Жемчуговой была выдана вольная и вскоре тайно состоялось ее бракосочетание с графом Н.П. Шереметевым; после скоропостижной кончины Жемчуговой в память о жене граф основал в Москве Странноприимный дом для неимущих.

Многие крепостные актеры получили специальную подготовку: Шлыкова например, училась у известного танцовщика Ле-Пика в школе при крепостном театре. Крепостной театр из любительского стал превращался в профессиональный и впоследствии стал основой русской провинциальной сцены.

8.3.Дальнейшее развитие получил школьный театр.

9.1. Основные особенности.Во второй половине XVIII в. отечественное музыкальное искусство достигло больших успехов. В последней трети столетия начала формироваться национальная композиторская школа.Многие первые отечественные композиторы (Е.И.Фомин, М.С.Березовский, Д.С.Бортнянский) учились у итальянских композиторов. Им удалось соединить в своем творчестве современный опыт западноевропейской музыкальной культуры с национальными песенными традициями.

Традиционные музыкальные направления (народная и духовная музыка) получили дальнейшее развитие.

9.2.Наибольшее развитие получила светская профессиональная музыка, характеризующаяся формированием новых жанров. Появляются бытовая опера (Соколовский М.М. Мельник-колдун, обманщик и сват), песенная опера на национальные русские сюжеты (Е.И.Фомин Новгородский богатырь Боеслаевич, Ямщики на подставе), романс (О.А.Козловский Российские песни), героико-патриотический полонез (О.А.Козловский Гром победы, раздавайся).

9.3. Духовная музыка.Композиторы М.С.Березовский и Д.С.Бортнянский создали новый типдуховного хорового пения.

9.4. Народная музыка.По-прежнему были широко распространены традиционные обрядовые и бытовые, бурлацкие и рекрутские песни. Возросла популярность разбойничьих песен, широкое распространение получили песни, посвященные предводителям народных движений Булавину, Пугачеву и др.

10.1.Началось формирование системы общего образования; шире стал круг русской творческой интеллигенции.

10.2.На смену религиозной средневековой системе мышления пришел рационализм, что в значительной степени способствовало развитию отечественной науки, в кратчайшие сроки сделавшей значительный рывок вперед. В области естествознания отечественная наука приблизилась к мировому уровню.

10.3. Искусство второй половины XVIII в. развивалось в соответствии с аналогичными стилевыми течениями в передовых школах Западной Европы. Практически во всех видах художественного творчества были достигнуты большие успехи. Русские живописца, зодчие, скульпторы получили признание в лучших академиях Европы: архитектора Баженова избрали профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий.

10.4.К концу XVIII в. на основе преодоления локальной замкнутости подошел к завершению длительный процесс становления национальной культуры.

10.5. Усилилась, в то же время, социокультурная поляризация общества, различия между элитарной дворянской и народной формами культуры стали еще глубже.

10.6. Победа светского направления во всех областях культуры, утверждение господства рационалистического сознания и связанные с этим успехи науки, а также расширение и укрепление международных культурных связей, подготовили блестящий расцвет русской культуры в XIX в.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте общую характеристику отечественной культуры второй половины XVIII в. В чем проявилась преемственность культурно-исторических процессов?

2. Дайте характеристику сложившейся к концу XVIII в. системы образования.

3. Докажите, что на смену средневековому религиозному мышлению пришел рационализм.

4. Расскажите об особенностях Русского Просвещения.

5. Согласны ли Вы с утверждением, что во второй половине XVIII в. изобразительное искусство развивалось в соответствии с аналогичными стилевыми течениями в передовых школах Западной Европы? Обоснуйте.

6. Расскажите об особенностях народного творчества этого периода.

литература

  1. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII-первая половина XIX в.). М., 1985
  2. Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. М.,1971.
  3. Лозинская Л.Я. Во главе двух академий. М., 1978
  4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1994.
  5. От Средневековья к Новому времени. Материалы и исследования по русскому искусству XVIII-первой половины XIX века. М., 1984
  6. Очерки русской культуры XVIII в. Ч. 1-3. М., 1985-1988.
  7. Русское искусство XVIII в. М., 1968.
  8. Русская мысль в век Просвещения. М., 1991.