Крестьянство.

3.3.1. Состав. Крестьянство делилось на четыре основные группы:

- частновладельческие, жившие в вотчинах и поместьях (67%);

- дворцовые (9%);

- монастырские (13%);

- черносошные, или государственные (11%).

3.3.2. Закрепощение. Соборное уложение 1649 г., отвечая требованиям служилых людей, отменило урочные годы и тем самым окончательно закрепостило крестьян. Имущество крестьянина признавалось собственностью помещика, постепенно он обрел право распоряжаться и его личностью. Если по Соборному Уложению помещик не мог продавать крестьянина без земли, то по закону 1675 г. такая продажа, практиковавшаяся и ранее, стала узаконенной. Крепостное состояние передавалось по наследству, а государство все менее и менее вмешивалось во взаимоотношения между крестьянином и землевладельцем, заботясь только о поступлении налогов.

3.3.3. Черносошные крестьяне являлись лично свободными. Располагаясь на государственных землях, они имели право свободно распоряжаться землей при одном ограничении - после продажи или передачи в наследство новые владельцы должны были продолжать платить налоги государству в том же объеме. В ХУ11 столетии продолжалась передача черносошных земель в руки служилого сословия, поэтому к концу века они сохранились лишь в Поморье и Сибири.

3.4.В связи со своим достатком и положением горожане делились на несколько категорий: лучшие, средние, молодшие.

3.4.1. Привилегированное купечествосоставляло верхушку лучших, выделяясь среди богатых торговцев своим правовым положением. Такие купцы составляли особые корпорации. Гости (по материальному положению близки верхам служилого сословия, обладали правом владеть вотчиной и с начала XVII в. привилегией выезда за границу); Гостиная сотня; Суконная сотня были освобождены от посадского тягла, подворной повинности и большинства других налогов. Но при этом они использовались государством для выполнения особых гостиных служб, таких как руководство таможнями, управление казенными промыслами, хранение казенных ценностей, оценка товаров и т.д. Поскольку эти обязанности были довольно обременительными, а та часть налогов, которые все таки надо было платить довольно большой, число гостей и представителей других купеческих корпораций было относительно невелико.

3.4.2. Служилые по приборуполучали небольшое денежное жалование, часто нерегулярно, что заставляло их заниматься торгово-ремесленной деятельностью. Но по сравнению с посадскими у них также были привилегии - они не платили налогов.

3.4.3. Посадские люди страдали от тяжелого налогового бремени и фактически были закрепощены государством. Соборное Уложение по требованию посада ликвидировало в городах т.н. белые слободы, население которых принадлежало боярам и церкви и не платило налоги. Включение их в тягло несколько облегчило положение черных слобожан, но теперь все посадские прикреплялись к своим местам проживания, им запрещалось закладываться в холопы, переселяться в другие города.