Рекомендуемые темы рефератов.
1. История развития трансплантологии. Успехи современной трансплантологии.
2. Вклад русских и советских ученых в развитие трансплантологии.
3. Проявление регенерационной способности у различных видов животных.
4. Регенерация у млекопитающих животных и человека.
5. Методы эксплантации органов.
6. Методы современной трансплантологии.
7. Трансплантация сердца.
8. Создание искусственных органов и тканей, проблемы при их трансплантации.
IV. ЭКОЛОГИЯ ПАРАЗИТОВ
ТЕМА. ВВЕДЕНИЕ В ПАРАЗИТОЛОГИЮ
Цель занятия: | |
1. Изучить основные понятия паразитологии. |
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1. Выучить по учебникам и конспектам лекций разделы: «Биологические основы паразитизма и трансмиссивных болезней», «Паразитизм как биологический феномен».
Литература:
1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2. Ярыгин В.Н. (ред.) Биология. М. Высшая школа. 2003, т. 2.
3. Конспекты лекций.
4. Сайт кафедры.
Самоконтроль.
1. Подготовка к занятию достаточна, если вы можете ответить на вопросы:
- Что изучает наука паразитология, на какие разделы она делится?
- Что изучает медицинская паразитология?
- Какие разделы выделены в медицинской паразитологии и что они изучают?
- Назовите формы биотических связей.
- Дайте определение понятия «хищничество».
- Что такое симбиоз? Его формы.
- Определение понятия «мутуализм». Примеры.
- Определение понятия «форез». Примеры.
- Определение понятия «комменсализм». Его формы и их характеристика. Примеры.
- Определение понятия «паразитизм», «паразит».
- На какие группы делят паразитов по их действию на организм хозяина?
- Пути происхождения эктопаразитов, эндопаразитов, кровепаразитов.
- Классификация паразитов по месту паразитирования.
- Классификация паразитов по времени паразитирования.
- Определение понятия «хозяин».
- Какие типы хозяев вы знаете?
- Какие действия оказывает паразит на организм хозяина?
- Как реагирует организм хозяина на присутствие паразита?
- Определение понятия «переносчики». Виды переносчиков. Примеры.
- Классификация паразитарных болезней по природе возбудителя. Примеры.
- Классификация паразитарных болезней по распространению и их характеристика. Примеры.
- Структура природного очага заболевания.
- Классификация паразитарных болезней по способу передачи возбудителя. Примеры.
- Факторы передачи возбудителя при алиментарном пути заражения.
- Определение понятий «факультативно-» и «облигатно-трансмиссивных» заболеваний. Примеры.
- Классификация паразитарных болезней в зависимости вида хозяев.
- Понятия девастации и дегельминтизации.
- В чем заключается личная и общественная профилактика антропозоонозов?
- Роль отечественных ученых и врачей в развитии общей и медицинской паразитологии.
1. Собеседование по вопросам общей и медицинской паразитологии (90 мин)
2. Письменная контрольная работа по данной теме (20 мин).
ТЕМА. ТИП ПРОСТЕЙШИЕ – PROTOZOA
КЛАСС САРКОДОВЫЕ – SARCODINA
КЛАСС ЖГУТИКОВЫЕ – FLAGELLATA
Цели занятия: | |
1. Изучить общую характеристику типа Простейшие, классов Саркодовые, Жгутиковые; морфологию и жизненные циклы паразитических простейших. 2. Научиться применять теоретические знания по данной теме для лабораторной диагностики антропозоонозов. |
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1. Повторите по учебникам и конспектам лекций основные понятия паразитологии.
2. Выучите по учебникам и конспектам лекций разделы: «Тип Простейшие. Классы Саркодовые, Жгутиковые».
Литература:
Основная
1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2. Конспекты лекций.
3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул : Алтайский государственный медицинский университет, 2007.
4. Сайт кафедры.
Дополнительная
1. Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. Высшая школа, 2003, т. 2.
2. Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. –М. : Владос. Пресс, 2005.
3. Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фолиант, 2003.
4. Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С., Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитологии. – М., 2004.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы:
1. Можете написать и прочитать по латыни название типа, классов, изучаемых представителей.
2. Сможете дать:
Общую характеристику типа Простейшие.
Общую характеристику классов Саркодовые, Жгутиковые.
Морфологическую характеристику дизентерийной амебы, лямблии, лейшмании, трипаносомы, трихомонады.
Характеристику циклов развития вышеперечисленных представителей.
3. Сможете ответить на следующие вопросы:
1. Какой признак положен в основу деления типа Простейшие на классы?
2. Какой тип и способ питания характерен для простейших?
3. Как происходит выделение продуктов обмена?
4. Формы раздражимости у простейших?
5. Какие формы бесполого и полового размножения характерны для простейших?
6. Чем характеризуется процесс инцистирования?
7. Чем отличается у простейших циста от вегетативной формы?
8. Каково биологическое и медицинское значение инцистирования?
9. Какие процессы происходят в клетке простейших при эксцистировании?
10. Какие пути заражения человека паразитическими простейшими существуют?
11. Какие методы лабораторной диагностики антропозоонозов вы знаете?
12. Какая форма дизентерийной амебы является патогенной и почему?
13. На чем основана дифференциальная диагностика амебиаза?
14. Чем морфологически отличается тканевая и клеточная форма лейшманий и почему?
15. Чем объясняется наличие ундулирующей мембраны у трипаносомы и трихомонады?
16. В чем заключается личная и общественная профилактика амебиаза, трипаносомоза, лейшманиоза, лямблиоза, трихомонадоза?
Методические указания по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбом записать тему занятия и задание.
Тема: «Тип Простейшие – Protozoa
Класс Саркодовые – Sarcodina
Класс Жгутиковые – Flagellata»
Задание: | |
1. Зарисуйте цикл развития дизентерийной амебы, лейшмании. На рисунке подпишите стадии развития паразита и где они локализуются (30 мин). 2. Используя демонстрационные микропрепараты, таблицы, выполните работы № 1-6. 3. Ответьте на вопросы конечного уровня знаний. |