Виды искусства.

Значение искусства.

Без искусства жизнь человека станет одномерной, интересы его ограничатся интересами тела. Существование человека станет растительно-животным. Искусство же способствует развитию эмоционально-интеллектуальных способностей человека, является способом социально направленного формирования гуманистического сознания человека.

Виды искусства - это формы художественно - творческой деятельности, различающиеся способом материального воплощения художественного содержания.

Виды искусства:

Живопись – изобразительное искусство, создание художественных
образов с помощью красок. Графика - искусство изображения предметов контурными
линиями и штрихами, без красок иногда с применением цветовых пятен. Скульптура -
искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания,
лепки или отливки, ковки, чеканки. Монументальное искусство - архитектурное или
скульптурное сооружение в память о каком-либо историческом лице, событии.
Декоративно-прикладное искусство - совокупность нескольких видов искусства,
служащих для создания различного рода украшений. Архитектура (зодчество) - искусство
проектирования и строения зданий, сооружений. Фотография - получение изображений
предметов на светочувствительных пластинках, пленках. Литература (поэзия, проза,
драма) - письменная форма искусства. Музыка – искусство, отражающее действительность
в звуковых художественных образах. Танцы – искусство пластических и ритмических
движений тела. Театр – искусство представление драматических произведений на сцене.
Кино – искусство воспроизведения на экране заснятых на пленку движущихся
изображений, создающих впечатление живой действительности. Цирк – вид искусства
объединяющий выступления акробатов, гимнастов, клоунов, эквилибристов, дрессировщиков, фокусников.


Мораль.

 

Мораль- это совокупность норм и принципов поведения людей, которая санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценкой, одобрением или осуждением).

Мораль появилась вместе с человеком и исторически развивается вместе с ним. Моральные требования, которые существовали во все времена: не убивать, не воровать, помогать в беде, выполнять обещания, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, верность, скромность... Во все времена осуждались: жадность, трусость, обман, эгоизм, зависть.

Моральные начала в человеке формируются в процессе его жизни: в семье, в процессе общения с другими людьми, в процессе обучения и воспитания в школе в других учебных заведениях, в процессе восприятия памятников мировой культуры, в процессе самовоспитания. Самовоспитание в сфере нравственности - это самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе, ко всем видам своей деятельности. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед обществом, перед самим собой.

Функции морали.

Регулятивная функция.

Моральное сознание является основой формирования нравственной личности, фактором внутренней регуляции человеческого поведения, отношения к другим людям, к природе. Мораль пронизывает все сферы общественной жизни, распространяется на всех людей. Она имеет всеобщее значение, фиксируя общеобязательные нормы поведения, без которых невозможно было бы межчеловеческое общение. Регулятивную функцию выполняет и право. Но в праве все предписания формулируются в законы и проводятся в жизнь государственным аппаратом, а морально-нравственные установки – это исторически сложившаяся система «неписанных» законов, ценностная форма общественного сознания, ориентированная на нравственные чувства. Мораль отражает способы регуляции поведения людей в быту, в труде, в политике, в личных отношениях и.т.д.

Аксиологическая функция.

Моральное сознание оценивает практические действия людей, их мотивы, намерения. При этом важно, чтобы личность сама могла определять нравственную линию своего поведения, делать нравственный выбор, оценивать свою жизнь в соответствии с общими принципами морали.

Категории нравственности.

Моральная оценка - это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании людей.

Совесть - это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Счастье - это такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности своего бытия, полноте и осмыслению жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Счастье - это жизнь в согласии с самим собой.

Любовь - это высшая духовная эмоция, выражающаяся в чувствах благоговения и восторга при созерцании образа, олицетворяющего высшее совершенство и красоту.

Добро - это поступки во благо других людей, а не самого себя.


Концепции развития исторического процесса.

 

Социальная философия– это раздел философии, изучающий основы бытия общества, его истории (историософия).

Философия ищет ответы на вопросы, имеются ли какие - либо пределы в развитии общества, его сфер, каковы источники и движущие силы общественных изменений, в чем заключается смысл истории, какие типы общественного устройства более всего отвечают времени, потребностям, интересам человека...

Натурализм(Монтескье)

Развитие общества определяется природными условиями, т. е. природная среда «диктует» установление того или иного политического строя, объясняет характер людей, определяет различия в уровне хозяйственного развития. Геополитические взгляды зависят от его «жизненного пространства».

Материалистическое понимание истории(Маркс)

Источник развития общества в развитии материального производства, т.е. общественное развитие определяется экономикой (отношениями собственности, распределения, обмена, потребления). Сознание человека является вторичным, производным от экономической сферы общественной жизни.

Объективно- идеалистический подход(Гегель)

Вся история - это история постоянного прогрессивного развития мирового разума, который выступает в форме духа отдельных народов. Человечество как по ступенькам поднимается к светлому царству свободы. ( Этими ступеньками являются достижения свободы отдельных народов).

Теория стадий экономического роста(Ростоу)

Человечество в своем развитии проходит пять стадий развития.

1. Традиционное общество включает в себя всю историю человечества от его зарождения до возникновения капитализма.

2. Переходное общество. Появляются научные изобретения, способные повлиять на производство. Складываются нации.

3. Промышленная революция. Быстрое накопление капитала. Ускоренное развитие ведущих отраслей промышленности.

4. Стадия зрелости. Увеличивается национальный доход. Общество может производить, что захочет.

5. Стадия массового потребления, «всеобщего благоденствия».

Теория локальных цивилизаций(Шпенглер)

Единой истории человечества нет, но есть ряд замкнутых в себе культур, каждая из которых возникает, развивается, стареет и умирает. Между этими культурами нет преемственности (например, от Древнего Египта остались одни руины, но самого народа, который создал великую культуру, нет, и исчез дух этого народа). Те, кто сейчас живет на территории Египта, несут совсем другую культуру. Каждая культура - это организм, имеющий свой срок жизни, примерно тысячу лет.


Исторический процесс и общественный прогресс.

Исторический процесс– это жизнь человечества в ее развитии и результатах. Исторический процесс берет свое начала с появления человека и охватывает развитие человечества до наших дней. Основу исторического процесса составляют события, т.е. явления, факты общественной жизни. Именно в событиях воплощается деятельность людей, их экономические, социальные, политические, культурные связи и отношения. Все, кто осуществляют эту деятельность, являются субъектами исторического процесса.

Наиболее значительным субъектом исторического процесса являются народные массы. Роль народных масс особенно ярко проявляется:

- в деятельности по созданию материальных ценностей, в развитии производительных сил;

- в деятельности направленной на создание культурных ценностей;

- в борьбе за права человека, в защите Отечества.

Социальные группы.

Социальные группы - это относительно устойчивая совокупность людей, объединённых общими интересами. Исторически складываются устойчивые и длительно существующие группы (например: классы, нации, сословия, религиозные общины...). Существуют группы менее устойчивые (например: учебная группа, спортивная секция...), Один и тот же человек, как правило, является членом нескольких групп. Для защиты своих интересов социальные группы создают организации, объединяющие всех или наиболее активных членов группы (например: профсоюзы, политические партии, церковь).

Исторические личности.

Историческая личность - это личность, которая накладывает свой индивидуальный отпечаток на крупные исторические события (Петр - 1, Кутузов, Пушкин, Ленин, Жуков ).

Для исторической личности характерно:

- стремление служить общему благу государства и народа;

- умение вникнуть в самые основы общественных отношений;

- умение сообщать преобразовательным порывам вид отчетливых и убедительных планов, польза которых очевидна всем.

Деятельность исторической личности должна оцениваться с учетом особенностей того времени, когда эта личность жила и творила.

Общественный прогресс– это движение общества вперед, т. е. направление развития общества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Критерии общественного прогресса.

Существует насколько точек зрения по этой проблеме (например: развитие разума, развитие производительных сил, развитие морали...). В настоящее время популярна точка зрения о том, что критерием общественного прогресса является степень свободы человека, т. е., общественный прогресс означает:

- освобождение человека от различных ограничений, социального угнетения, эксплуатации;

- уменьшение зависимости людей от природы, от материальных условий жизни, от болезней...;

- исключение из жизни всякого отчуждения, враждебности, насилия;

- возможность жить в мире и согласии друг с другом и в гармонии с природой;

- возможность разностороннего развития каждого человека.

 


Общественные отношения.

 

Общество- это определенная группа людей, объединившаяся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи. В наиболее общем смысле общество - это человечество в целом. Общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри их в процессе развития различных сфер общественной жизни. Наиболее актуальными для человека являются семейные отношения, социально - классовые отношения, отношения между нациями и народностями, политические отношения.