Тема: «Солнечное сплетение Евразии: исторические и культурные образы народов Дона и казачества в коллекциях музеев Ростовской области».

Занятие № 5. Экскурсионное занятие.

КОНТРОЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА.

Занятием №4.

Тема: Интеграция Земли донских казаков и Приазовья в состав Российской империи в XVIII - первой половине ХIХ в.в. Превращение казачьего субэтноса в военно-служилое сословие.

Занятие № 3.

МОДУЛЬ № 2.

Казачье автономное квазигосударство «Всевеликое Войско Донское» и его соседи в ХVI – ХVII в.в.

Тема: Геополитическое положение Азово-Донского региона. Процесс формирования казачества.

Занятие №2.

Историко-культурная характеристика народов Азово-Донского края в древности и средние века.

Тема: Характерные черты и особенности становления и развития исторического макрорегиона Дона и Северного Кавказа.

Занятие №1.

МОДУЛЬ №1.

Примерные учебно-тематические планы занятий(лекций) .

 

Глоссарий: понятия регионоведение и краеведение, регион (мегарегион, подрегион), региональная история и культура, этнос и этногенез, полиэтнизм и моноэтнизм, конфессия, социально-культурная корпорация, культурная толерантность и комплиментарность, «Великое переселение народов», «солнечное сплетение Евразии»,

 

Глоссарий: геополитика, франтир, квазигосударственность, автохтонность, миграция, военная социокорпоративная демократия, сословие, субэтнос, казак и казачество, казачий круг, атаман, войсковая старшина, войсковое обычное право, новожилы, ясыри, оземейные, бурлаки.

Глоссарий: империя, метрополия и колония, культурная транспереферия, автономная область – провинция, суперэтнос, квазисословие, патернализм, военные округа, сыскные начальства.

 

Тема: Казачество и неказачье, иноэтничное население Подонья и Приазовья в XVI - первой половине XIХ в.в: этнокультурные процессы и традиции, проблемы взаимоотношений. (2 часа)

Глоссарий: этносоциальная группа, архетип, ментальность, сословность, корпоративизм, веротерпимость, колонизация, колонисты, таможня, транжемент, бурлаки, иногородние – «сипута».

Проводится в видетестирования, проверки наличия у учащихся, кадетов (студентов) план-конспектов тем, вопросов и заданий, выполненных самостоятельно к семинарским (практическим) занятиям.

Результаты аттестации выставляются в ведомость (журнал) в виде баллов рейтинга.

(Ростовского областного государственного музея краеведения, Азовского историко-краеведческого, Археологического музея «Танаис», Музея истории Донского казачества в г. Новочеркасске, Историко-этнографического музея донских армян в с. Чалтырь и др. по выбору, согласованию и поддержке руководства и Попечительского совета данного учебного заведения).