Культура и быт. Одежда и костюм.

Предками калмыков, как уже говорилось ,были западные монголы – ойраты.

Калмыки исповедовали буддизм — ламаизм «замечательнейшую религию древ­него мира» исследо­ватель И.И. Попов. Он же считал, что «буддизм имеет способность удов­летворять не только каждую народность, которая искала для себя высоких религиозных верований, но и каждую особь этой народности».

У калмыков долгое время кочевавших в Задонских степях были передвежные храмы. Познее после перехода на осёдлый образ жизни с 1882-1884г. в каждой станице донских калмыков так же традиционно имелся свой храм — хурул. «Духовенство донских калмыков – пишет далее И.И.Попов - безбрачно и жи­вет в монастырях. Во главе его (донского калмыцкого духовенства)стоит первосвященник, Лама или Бакши донских калмыков. Соответствующими нашим иеромонахам-священникам являются гэлюнги, род иеродиаконов — гэциль, а послушники — это манджи». Главными рели­гиозными праздниками донских калмыков являлись «Цаган сара» (праздник Белого Месяца, весной), «хонин сара» (месяц овцы, летом), праздник лампад (осень).

Однако среди донских калмыков постепенно сложилась небольшая но заметная прослойка праваславных христиан, как правило устанавививших семейно-брачные связи и свойство с донскими казаками ещё с начала Х1Х века.

Основа традиционного хозяйства калмыков – кочевое скотоводство (включая коневодство и верблюдоводство), рыболовство (в прибрежных районах Волги и Каспия), земледелие, в том числе рисоводство.

Были особо развиты следующие ремесла – вышивка (отделка особыми швами женской одежды), обработка металла (чеканка, гравировка), тиснение по коже, резьба по дереву.

Известны три типа калмыцкого жилища: землянка, полуземлянка и кибитка – юрта. Проживали калмыки в переносном доме-кибитке, на­зываемом «гэр». Он имел форму опрокинутой воронки и состоял из деревянного остова, решетчатых планок, со­единенных ремешками, стропил и полотяного покрова. Главным местом внутри кибитки считался так называе­мый «баран», состоявший из поставленных друг на друга калмыцких чемоданов, накрытых коврами. Сверху ста­вились изображения божеств, священные книги, горели лампады. По обеим сторонам «барана» ставились кровати. В центре имелся очаг с железным треножником. Огонь в нем поддерживался с помощью кизека. В очаге приготав­ливалась пища и выкуривалась традиционная молочная калмыцкая водка — «аръки».

В станицах и поселениях доснких калмыков сроились в конце 19-н.20в. дома куренного типа, на манер казаьих, при этом многие калмыцкие семьи оставляли у себя и юрты-кибитки, используя их в скотоводческом хозяйстве и особенно в летний период.

Основные продукты питания – мясные (из баранины, говядины, конины, верблюжатины) и молочные блюда (пенки, молочный квас, кумыс из кобыльего молока), чай с молоком, солью и специями, который подают с пресными лепешками, сваренными в бараньем жиру кусочками теста. Основным продуктом питания калмыков являлось мо­локо, из которого приготавливались различные сыры, ле­пешки и прочее. Главной едой являлся суп — будан, со­стоявший из воды, муки, молока, соли и масла. Из масла и муки готовили - борцок (русские бурсаки). Из бараьего мяса и внутренностей вари­ли - шулюн, в который добавлялся лук. Калмыки любили пить кирпичный чай, в который входили молоко, масло и соль. Все виды мяса они употребляли в вареном, жареном или копченом виде( включая конину и верблюжатину), а также делали из них различные кол­басы.

Главным праздником явлся Цаган-Сара – начало весны. Основные жанры фольклора – протяжные песни, благопожелания, калмыцкий героический эпос.

 

Одежда калмыковв целом не отличалась особым разнообрази­ем.

Женщины причесывали волосы с пробором посередине и заплетали наперед две косы, которые вкладывались в специальные чехлы. На головах носили уборы, схожие с мужскими, или же особые дорогие шапки. Девушки заплетали одну косу сзади, причем височные пряди лежали не заплетенными по обеим сторонам головы. Девушки поверх рубахи и шаровар надевали род халата, длиною до щиколоток, стянутый на груди. Рубашку подпоясывали поясом (бюсе) с се­ребряным или стальным набором. Под бюсе надевали род корсета, стягивающего грудь (она должна по традиции походить на плоскую мужскую грудь). В холодное время носили шубы с поясом.

Мужчины носили летом рубашку (килик) и шарова­ры (шалвур) синего цвета. Поверх рубахи надевался простроченный бешмет или халат с отложным красным воротником. Опоясывались поясом с серебряным или стальным набором. На голову надевали ка­зачью фуражку с красным околышем или калмыцкую четырехугольную шапочку с желтым верхом и красным помпоном. Ноги обувались в сапоги с внутренними и наружными каблуками, очень удобными для верховой езды. Оригинальной одеждой был ергак из жеребячьих кож мехом наружу. Зимой калмыцкие мужчины носили шубы (дэвэя) и теп­лую шапку с желтым верхом и отороченными на лбу и ушах краями (бюшлэчи).

Женщины - калмычки носили рубашку (килик), спус­кавшуюся ниже колен и шаровары (шалвур), как и у муж­чин. Поверх молодые женщины надевали безрукавку (цз-гэдык), а замужние калмычки - особые халаты (килътэ и худцун). На ногах носили чулки (омсон) и сапоги, как у мужчин. Голову покрывали шапками (бюшлэчи и хад-жилга) или дорогими парчовыми уборами - алтан хал­вунг . Зимой калмыки носили шубы с поясами (элъкибчи).

 

Среди калмыков Дона были не только воины, но и известные уче­ные, политики и общественные деятели. В дореволюци­онный период на Дону пользовался известностью буддий­ский теолог, автор книги о воспитании лам Наран Уланов. Его сын, Бадъма Уланов (1880 – 1969гг.), до революции 1917 года являлся весьма известным и успеш­ным адвокатом, а в период гражданской войны стал това­рищем (заместителем) председателя Донского (белого) правительства, депутатом Учредительного собрания Рос­сии. Он был одним из авторов «Основных законов Всевеликого Войска Донского», принятых в 1918 году с обра­зованием независимого Донского государства во главе с атаманом П.Н. Красновым. Бадьма Уланов, являясь пре­красным оратором, страстно выступал за предотвращение братоубийственной гражданской войны. Выступая на од­ном из казачьих Кругов в 1918 году, он говорил: «Я сын маленького народа, но мой народ гордится своим брат­ством с казаками. И я, калмык, идущий за Буддой, не хочу верить, чтобы казаки-братья не столковались и не поняли друг друга».

Известным калмыцким беллетристом и публицистом являлся уроженец калмыцкого хутора Богла, Денисовс­кой станицы Сальского округа Донской области - Санджи Басанович Балыков (1894 – 1943гг.). Читающей публике известны его книги «Сильнее власти» (Мюнхен, 1976) и «Де­вичья честь» (Элиста, 1993) .

Но в развернувшейся на Дону и в России гражданской войне донские калмыки, некогда единые и монолитные, волей преступных политиков сражались по разные сторо­ны баррикад.