Половцы (кыпчаки, куманы).

Загадки половецкой истории и культуры всегда привлекали историков и литераторов, серьёзные исследования, посвещённые этому народу, подготовлены П.В.Голубовским, Л.Н.Гумелёвым, С.А.Плетнёвой и др. Новые интересные, хотя и спорные оценки и аргуменгты рассмотрены в работах М.Аджи. Племена кыпчаков в XI веке пришли из степей Прииртышья и Восточного Казахстана к берегам Среднего и Нижнего Дона. Весь XI век половцы осваивали степь, захватывая новые земли и, переходя с места на место, они выявляли наиболее удобные стойбища, рыбные и охотничьи промыслы, водные и сухопутные пути торговых караванов, от которых получали затем немалые пошлины.

Свое имя половцы получили от русских, которые называли их так за светлые волосы и голубые глаза (от слова «полова» — солома). Это зачастую не соответствует сегодняшним нашим представлениям о половцах, как о людях явно азиатского типа (низкого роста, с черными волосами, узким разрезом глаз и с большими скулами). Они отличались от других тюркоязычных народов своей религиозностью, храбростью и благородством, красотой фигуры и правильностью черт лица. У половцев существовал выраженный культ рода и умерших. Умершим родичам на могилы они ставили стеллообразные каменные скульптуры ,знаменитые половецкие «бабы». Десятки сотен таких статуй стояли на курганах и майданах, на перекрестках дорог и берегах рек в Донских и Приазовских степях. Занимаясь кочевым скотоводством и будучи так же неплохими ремесленниками, они основывали долговременные большие становища, наподобие передвижных городов. Так, известны некоторые из них: Шарукань, Сугров, Балин. Историко-литературная традиция связывает так же возникновение одного из старейших городов-поселений Дона и Приазовья – Азака (Азова), после его захвата в 1067г. половцами, именно с именем половецкого хана Азупа.

К середине XII века ареал (среда обитания) половецких кочевий «Дешт - и -Кыпчак» простирался от Днепра до Волги. Половцы представляли собой к тому времени серьёзную военно-политиче­скую силу, с которой считались и Русь, и Византия. Под напором половцев славяно-русское население Дона вынуждено было постепенно покидать этот регион. Князьям Киевской Руси, начиная с 1061г., приходилось много воевать с ними. В начале XII века сокрушительное поражение им нанес Владимир Мономах в ряде походов 1111 - 1116г.г. Разрозненные половецкие отряды отступили за Волгу и за Урал, часть половцев ушла в Закавказье за горный перевал - «железные ворота», где они поступили на военную службу к грузинскому царю Давиду Строителю.

Другая часть откочевала в Приднестровье. Два половецких хана — Боняк и Тукорган — объединили приднепровские орды, продолжая набеги на Русь. Эти ханы вошли в русский фольклор как заклятые враги, получив в русских сказаниях и былинах имена «Буняки Шелудивого» и «Тугарина Змеевича». Вновь восстановив силы, Донской половецкий союз, после почти 40-летнего перерыва, продолжил перманентную войну с русскими княжествами, ослабленными феодальными усобицами. За 150 лет половцы совершили на Русь более 40-а походов. Конечно бывали и периоды замирения и совместных походов, а часто и браков между представителями княжеских и ханских родов (так например, доподлинно известно что Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский имел часть половецкой крови). Некоторые половецкие роды переходили на службу к русским князьям, а иногда и обращались в христианскую веру.

Характеристика этого непростого периода с уникальной яркостью раскрыта в выдающемся древнерусском литературном и историческом источнике XIII века, знаменитом культурном памятнике эпохи - «Слове о полку Игоревом». В мае 1185г. Новгород-Северский князь Игорь Святославович предпринял неудачный поход против половцев в район Подонья, где его силы были разбиты по приданию в районе Донца и реки Каялы. Сам раненный князь попал в плен и находился в ставке хана Кобяка (Кобяково городище, рядом с нынешним г.Аксаем), но всё же смог бежать и возвратиться на Родину.

Некоторые историки и археологи, знатоки «Слова», считают весьма возможным местом «рати» с половцами Белокалитвенский район Ростовской области, в междуречьи рек Калитва и Быстрая, у современного хутора Погорелова. На этом месте, по инициативе учёных, краеведов и общественности, установлен символический памятник на Караул-горе: «Воинам Игоревой рати – храбрым русичам.1185год.» (в виде 3-х метровой каменной глыбы-стеллы). Здесь уже 10-ть лет проводятся международные фольклорные фестивали и знаменитые научные «Каяльские чтения», проходят «реконструкции» битвы русичей с половцами с участием военно-исторических клубов. Это место стало одним из любимых мест паломничества историко-культурного, познавательного и спортивно-экологического туризма на Юге России, с участием представителей казачества, брацких славянских народов Украины и из Белоруссии.

Первыми в Восточной Европе, испытавшими силу удара монголо-татар во главе с Джебе-нойоном и Субедей-багатуром, оказались народы Кавказа и Приазовья, аланы и донские половцы, возглавляемые Юрием Кончаковичем. В жестокой битве на реке Калке (нынешний Кальмиус) в 1223 году они потерпели сокрушительное поражение. Не помогла и помощь русских дружин, с которыми половцы заключили на это время военный союз. Окончательное поражение половцы потерпели в период общемонгольского похода на Запад во главе с Бату-ханом в 1237 – 1242г.г. Уцелевшие после страшного разгрома роды ушли на Дунай, под покровительство Венгерского королевства, другая часть на Кавказ и в Египет для службы в гвардии султана ( в отрядах мамлюков).

Оставшиеся половцы во главе с ханом Котяном ушли за Дон, были переселены завоевателями в Поволжье и включены в Золотую Орду, где, в итоге, смешались с монголами и родственными тюркскими племенами. Так как половецкое и иное тюркское население преобладало численно и имело более высокий культурный потенциал, то, по мнению ряда исследователей, в итоге именно кыпчаки(половцы) и ногайцы ассимилировали в своей среде другие монгольские этнические группы и получили новый, более известный этноним – «татары». Имя половцев постепенно исчезало, но их потомки участвовали так же и в становлении кавказских этносов: кумыков, карачаевцев, а также казахского, башкирского и других народов. Как считают некоторые историки, на территории Приазовья и Нижнего Дона остатки половцев, смешавшись с монгольским и славяно-русским этническим элементом, могли познее участвовать в формировании этнических сообществ бродников и азовских казаков XIII – XV в.в.