Самостоятельная работа на занятии
Вопросы для самоподготовки
Тема 15: Рациональная организация жизнедеятельности
Время:2 часа
Мотивационно - воспитательная характеристика темы:рациональная организация жизнедеятельности есть система жизни данного конкретного человека, которая с учетом необходимых и возможных условий обеспечивает ему высокий уровень здоровья и благополучия в сферах социального, профессионального, семейного и культурного бытия.
Учебная цель:уяснить значение рациональной организации жизнедеятельности в обеспечении здоровья.
Содержание занятия
Таблица 15.1
Этапы занятия | Цель данного этапа | Время |
1.Вводный контроль | Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля | 10 мин |
2.Опрос - беседа | Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня. | 25 мин. |
3. Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя | Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ. | 45 мин. |
4. Завершающий этап | Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов. | 10мин. |
- Понятие о рациональной организации жизнедеятельности.
- Особенности умственного труда и классификация его видов.
- Факторы рациональной организации жизнедеятельности работника умственного труда
- Механизмы утомления при умственной работе.
- Средства предупреждения развития умственного утомления.
- Планирование и организация рациональной жизнедеятельности.
Домашнее задание
- Выписать внешние признаки утомления при умственном труде в виде таблицы
Объект наблюдения | Утомление | ||
незначительное | значительное | резкое | |
Внимание | |||
Поза | |||
Движение | |||
Интерес к новому материалу |
- Записать динамику умственной работоспособности в течение рабочего дня и рабочей недели.
Таблица 15.2
Задание | Объект | Программа действия | Ориентировочные основы действия | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Определение индивидуального уровня физического здоровья (ФЗ) по методике Е.А. Пироговой | Человек | После 5 – 10 мин отдыха в положении сидя подсчитайте пальпаторно пульс за мин. (ЧСС) и измерьте АД с помощью тонометра. Определите рост (Р, см.) и массу тела (М, кг.). Полученные данные, а также возраст (В, годы) подставьте в формулу ФЗ = (700 - 3 × ЧСС – 2,5 × АД диаст + (АД сист – АД диаст) / 3 – 2,7 В + 0,28 М) / (350 – 2,7 В + 0,21 Р) | Эта методика позволяет производить оценку уровня физического состояния по показателям системы кровообращения. Оценка уровня физического здоровья: < 0,375 – низкий, 0,376 – 0,525 – ниже среднего, 0,526 – 0,675 – средний, 0,676 – 0,825 – выше среднего, > 0,826 – высокий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Определение умственной работоспособности посредством корректурного теста (таблицы Анфимова) | Человек | В таблице Анфимова вычеркните буквы Х в течение 4 минут. По окончании работы подсчитайте общее количество просмотренных знаков S; количество вычеркнутых букв М; общее количество букв, которое необходимо было вычеркнуть в просмотренном тексте, N и количество допущенных ошибок n. Вычислите коэффициент точности выполнения задания А: А = М/N.
Коэффициент умственной продуктивности Р: Р= АS.
Объём зрительной информации Q (бит): Q = 0,5936 · S,
Где 0,5936 - средний объём информации, приходящийся на один знак.
Скорость переработки информации, бит/с:
СПИ = (Q – 2,807× n)/T, где 2,807 бита – потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак; Т – время выполнения задания, с.
Устойчивость внимания:
УВН = SN.
Данные занесите в таблицу. Оцените уровень индивидуальной работоспособности в сравнении со среднегрупповыми и оценочными данными.
Результаты:
| Показатель умственной работоспособности является интегральной характеристикой функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность
Критерии оценки умственного труда
|
Вопросы для самоконтроля
1. Фазы изменения работоспособности при умственной работе.
2. Особенности изменения умственной работоспособности в течение рабочего дня и рабочей недели.
3. Особенности воздушно-теплового режима условий для работника умственного труда.
4. Понятие об оптимальном световом режиме для работника умственного труда.