Самостоятельная работа на занятии

Вопросы для самоподготовки

Тема 15: Рациональная организация жизнедеятельности

Время:2 часа

Мотивационно - воспитательная характеристика темы:рациональная организация жизнедеятельности есть система жизни данного конкретного человека, которая с учетом необходимых и возможных условий обеспечивает ему высокий уровень здоровья и благополучия в сферах социального, профессионального, семейного и культурного бытия.

Учебная цель:уяснить значение рациональной организации жизнедеятельности в обеспечении здоровья.

Содержание занятия

Таблица 15.1

Этапы занятия Цель данного этапа Время
1.Вводный контроль Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля 10 мин
2.Опрос - беседа Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня. 25 мин.
3. Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ. 45 мин.
4. Завершающий этап Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов. 10мин.
  1. Понятие о рациональной организации жизнедеятельности.
  2. Особенности умственного труда и классификация его видов.
  3. Факторы рациональной организации жизнедеятельности работника умственного труда
  4. Механизмы утомления при умственной работе.
  5. Средства предупреждения развития умственного утомления.
  6. Планирование и организация рациональной жизнедеятельности.

Домашнее задание

  1. Выписать внешние признаки утомления при умственном труде в виде таблицы

 

Объект наблюдения Утомление
незначительное значительное резкое
Внимание      
Поза      
Движение      
Интерес к новому материалу      

 

  1. Записать динамику умственной работоспособности в течение рабочего дня и рабочей недели.

 

Таблица 15.2

Задание Объект Программа действия Ориентировочные основы действия
1. Определение индивидуального уровня физического здоровья (ФЗ) по методике Е.А. Пироговой Человек После 5 – 10 мин отдыха в положении сидя подсчитайте пальпаторно пульс за мин. (ЧСС) и измерьте АД с помощью тонометра. Определите рост (Р, см.) и массу тела (М, кг.). Полученные данные, а также возраст (В, годы) подставьте в формулу ФЗ = (700 - 3 × ЧСС – 2,5 × АД диаст + (АД сист – АД диаст) / 3 – 2,7 В + 0,28 М) / (350 – 2,7 В + 0,21 Р) Эта методика позволяет производить оценку уровня физического состояния по показателям системы кровообращения. Оценка уровня физического здоровья: < 0,375 – низкий, 0,376 – 0,525 – ниже среднего, 0,526 – 0,675 – средний, 0,676 – 0,825 – выше среднего, > 0,826 – высокий.  
2.Определение умственной работоспособности посредством корректурного теста (таблицы Анфимова) Человек В таблице Анфимова вычеркните буквы Х в течение 4 минут. По окончании работы подсчитайте общее количество просмотренных знаков S; количество вычеркнутых букв М; общее количество букв, которое необходимо было вычеркнуть в просмотренном тексте, N и количество допущенных ошибок n. Вычислите коэффициент точности выполнения задания А: А = М/N. Коэффициент умственной продуктивности Р: Р= АS. Объём зрительной информации Q (бит): Q = 0,5936 · S, Где 0,5936 - средний объём информации, приходящийся на один знак. Скорость переработки информации, бит/с: СПИ = (Q – 2,807× n)/T, где 2,807 бита – потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак; Т – время выполнения задания, с. Устойчивость внимания: УВН = SN. Данные занесите в таблицу. Оцените уровень индивидуальной работоспособности в сравнении со среднегрупповыми и оценочными данными.     Результаты:
Данные А Р Q СПИ УВН
Индивидуал.          
Среднегруп.          

 

 

Показатель умственной работоспособности является интегральной характеристикой функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность   Критерии оценки умственного труда
Оценка Количество просмотренных знаков Количество допущенных ошибок
Отл. > 1000 ≤ 2
Хор. 900-1000 3 - 5
Удовл. 800-900 6 - 10
Неуд. < 700 ≥ 11

 

Вопросы для самоконтроля

1. Фазы изменения работоспособности при умственной работе.

2. Особенности изменения умственной работоспособности в течение рабочего дня и рабочей недели.

3. Особенности воздушно-теплового режима условий для работника умственного труда.

4. Понятие об оптимальном световом режиме для работника умственного труда.