Самостоятельная работа на занятии
Вопросы для самоподготовки
Время: 2 часа
Тема 14: Биологические ритмы и здоровье
Мотивационно - воспитательная характеристика темы:адаптация организмов к окружающей среде в процессе эволюционного развития шла в направлении как совершенствования их структурной организации, так и согласования во времени и пространстве деятельности различных функциональных систем. Исключительная стабильность периодичности изменения освещенности, температуры, влажности, геомагнитного поля и других параметров окружающей среды, обусловленных движением Земли и Луны вокруг Солнца, позволила живым системам в процессе эволюции выработать стабильные и устойчивые к внешним воздействиям временные программы, проявлением которых служат биоритмы.
Учебная цель:уяснитьзначение биоритмов организма как фона для развития адаптационных реакций.
Содержание занятия
Таблица 14.1
Этапы занятия | Цель данного этапа | Время |
1.Вводный контроль | Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля | 10 мин |
2.Опрос - беседа | Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня. | 25 мин. |
3. Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя | Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ. | 45 мин. |
4. Завершающий этап | Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов. | 10мин. |
- Понятие о хронофизиологии.
- Биоритмы человека, их классификация.
- Характеристика основных параметров биоритмов.
- Факторы, формирующие биоритмы.
- Управление внутренними колебательными процессами в организме
- Понятие о десинхронозе.
Домашнее задание
1. Составить таблицу ритмических процессов организма по следующей схеме:
Физиологические показатели | Биологические ритмы |
2.Нарисовать кривую биоритма, обозначить её фазы.
3. Зарисовать график суточной ритмики работоспособности человека.
Таблица 14.2
Задание | Объект | Программа действия | Ориентировочные основы действия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составить графики физического, эмоционального и интеллектуального биоритмов | Человек | Постройте графики физического, эмоционального и интеллектуального биоритмов. Для этого заполните таблицу «Показатели физического, эмоционального и интеллектуального циклов». Проанализируйте полученные графики физического, эмоционального и интеллектуального биоритмов, используя таблицы 34, 35, 36. Сделайте вывод. | Таблица «Показатели физического, эмоционального и интеллектуального циклов»
А – по таб. 30 найдите остатки от деления числа прожитых лет на период соответствующего цикла. Число прожитых лет определяется так: от текущего года отнимается год рождения и отнимается ещё один. Б – по таблице 31 определите число високосных лет. Речь идёт о целых годах, где год рождения и текущий год не учитываются. В – по таблице 32 определите остаток от деления числа целых месяцев, прожитых в год рождения, если год високосный и февраль прожит целиком, то добавьте 1. Г – по таблице 33 найдите остаток от деления числа целых месяцев, прожитых в текущем году. Д – добавьте 1, если текущий год високосный и месяц февраль прожит. Е – запишите количество прожитых дней в данном месяце. Затем сумму каждого цикла разделите на длину периода этого же цикла. Так, сумму, полученную в физическом цикле, разделите на 23, в эмоциональном цикле – на 28, в интеллектуальном цикле – на 33. Затем к полученным остаткам добавьте по единице и получите день цикла. Постройте график по полученным результатам.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Определение хронотипа человека | Человек | Определите хронотип, используя предложенный тест. В каждом вопросе теста выберите один вариант ответа. Оцените ответы по таблице 1. Подсчитайте общую сумму балов. Оцените полученный результат по таблице 2. Сделайте вывод. | 1. Трудно ли вам вставать рано утром: а) да, почти всегда; б) иногда; в) крайне редко? 2. Если бы у вас была возможность выбора, в какое время вы ложились бы спать: а) после 1 часа ночи; б) с 23 часов 30 минут до 1 часа; в) с 22 часов до 23 часов 30 минут; г) до 22 часов? 3. Какой завтрак вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения: а) плотный; 6) менее плотный; в) можете ограничиться вареным яйцом или бутербродом; г) достаточно чашки чая или кофе? 4. Если вспомнить ваши последние размолвки на работе и дома, то преимущественно, в какое время они происходили: а) в первой половине дня; 6) во второй половине дня? 5. От чего вы могли бы отказаться с большей легкостью: а) от утреннего чая или кофе; б) от вечернего чая? 6. Насколько легко нарушаются ваши привычки, связанные с принятием пищи, во время каникул или отпуска: а) очень легко; б) достаточно легко; в) трудно; г) остаются без изменений? 7. Если рано утром предстоят важные дела, насколько времени раньше вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком: а) более чем на 2 часа; 6) на 1-2 часа; в) меньше чем на 1 час; г) как обычно? 8. Насколько точно вы можете оценить промежуток времени, равный минуте: а) меньше минуты; б) больше минуты? |
Вопросы для самоконтроля
- В чём заключается гипотеза хронона?
- Что такое акрофаза, батифаза, мезор, период, частота, амплитуда биоритма?
- Чем отличаются геосоциальные биоритмы от геофизических?
- В чём отличие между физиологическими и геосоциальными биоритмами?
- Что такое биологические часы и где они локализуются?
- В какое время суток наиболее высока резистентность организма?