Самостоятельная работа на занятии
Вопросы для самоподготовки
Метод активационной профилактики и терапии
Время: 2 часа.
Мотивационно - воспитательная характеристика темы: представление о стрессе касается всех людей, больных и здоровых, преуспевающих и неудачливых, и всех сторон жизни. «Удалось показать, что стресс представляет собой скорость изнашивания человеческого организма, сопровождает любую жизнедеятельность и соответствует в определённом смысле интенсивности жизни». Он увеличивается при нервном напряжении, телесных повреждениях, инфекциях, мышечной работе или любой другой напряженной деятельности и связан с неспецифическим защитным механизмом, увеличивающим сопротивляемость к стрессовым факторам, или „стрессорам“. Важной частью этого защитного механизма является повышенное выделение гипофизом, так называемого адренокортикотропного гормона (АКТГ), который, в свою очередь, стимулирует выработку кортикоидов корой надпочечников.
Учебная цель:уяснить структуру общего адаптационного синдрома и механизмы, его запускающие; знать основные положения теории неспецифических адаптационных реакций. Знать суть метода активационной профилактики и терапии.
Содержание занятия
Таблица 13.1
Этапы занятия | Цель данного этапа | Время |
1.Вводный контроль | Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля | 10 мин |
2.Опрос - беседа | Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня. | 25 мин. |
3. Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя | Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ. | 45 мин. |
4. Завершающий этап | Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов. | 10мин. |
- Учение о стрессе (Г.Селье). Дистресс и эустресс, острый и хронический стресс. Стадии стресса.
- Классификация стрессоров.
- Резистентность. Реактивность. Уровни реактивности.
- Стрессреализующая система, её звенья.
- Стресслимитирующая система, её звенья.
- Реакции тренировки, активации, переактивации.
- Сущность метода активационной профилактики и терапии.
Домашнее задание
1. Записать стадии стресса.
2. Составить таблицу изменений в различных функциональных системах организма при различных типах адаптационных реакций и уровнях реактивности
3. Указать психоэмоциональные характеристики человека, имеющего различные типы адаптационных реакций и уровни реактивности организма.
Таблица 13.2
Задание | Объект | Программа действия | Ориентировочные основы действия | ||||||||
1. Определите степень сопротивляемости организма стрессу | Человек | Определите степень сопротивляемости по Холмсу и Ранге. Из таблицы 27 выберите события, которые произошли с вами в течение года и единицы значимости, которые им соответствуют. Затем сосчитайте среднеарифметическое выражение стресса. Сравните полученные результаты с таблицей 28. Сделайте вывод. | Таблица 28
| ||||||||
2. Оценка адаптационного состояния методом активационной профилактики и терапии по компьютерной программе «Антистресс» | Человек | Ответить на 10 вопросов анкеты, которую обработать по компьютерной программе «Антистресс» При ответе на анкету из 7 вариантов ответов следует выбрать один, который наиболее соответствует вашему состоянию. | С помощью полученных данных определить свой уровень здоровья: 1. Здоровье хорошее, отличное – РТ(А), РСА(А), РПА(А), РП(В). 2. Донозология, но ближе к здоровью – РТ(В), РСА(В), РПА(С). 3. Лёгкое или умеренное нарушение здоровья, предболезнь – РТ(С), РСА(С), РСА(Д), РС(А), РС(В), РП(С). 4. Значительное нарушение здоровья – РТ(Д), РС(С), РС(Д), РП(Д). |
Вопросы для самоконтроля
- В чём отличие между адаптивными реакциями: тренировки, активации, переактивации и стресса.
- Каковы причины снижения уровня реактивности организма?
- Чем объясняется развитие стадии резистентности?
- Что является причиной подавления иммунной системы организма, гипертрофии надпочечников, язвенных образований в пищеварительной системе и при каких адаптационных реакциях могут возникать такие осложнения?
- Перечислите последовательность включения механизмов, приводящих к развитию реакции стресса.