Самостоятельная работа на занятии

Вопросы для самоподготовки

Тема 12: Адаптация и здоровье

РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОДУЛЬ III: АДАПТПЦИЯ ОРГАНИЗМА

Время: 2 часа.

Мотивационно - воспитательная характеристика темы:адаптация - этосовокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная на сохранение относительного постоянства его внутренней среды — гомеостаза. В результате адаптации повышается устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, изменениям барометрического давления и др. факторам. Под влиянием повторных и относительно длительных экстремальных воздействий, совместимых с нормальной жизнедеятельностью, возникает адаптивная перестройка функций, которая раздвигает границы существования организма. Изучение адаптации имеет большое значение для понимания процессов саморегуляции организма, его взаимодействия с окружающей средой.

Учебная цель:уяснить механизмы развития адаптации.

Содержание занятия

Таблица 12.1

Этапы занятия Цель данного этапа Время
1.Вводный контроль Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля 10 мин
2.Опрос - беседа Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня. 25 мин.
3. Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ. 45 мин.
4. Завершающий этап Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов. 10мин.
  1. Понятие о специфических и неспецифических механизмах адаптации.
  2. Биотические и абиотические факторы адаптации.
  3. Стратегии адаптивного поведения: спринтеры, стайеры, миксты (В.П. Казначеев).
  4. Срочная и долговременная адаптация. Стадии долговременной адаптации.
  5. Норма адаптивной реакции и цена адаптации. Критерии адаптации.
  6. Генотипические и фенотипические адаптации. Сложные и перекрёстные адаптации.

 

Домашнее задание

  1. Перечислите критерии адаптации организма по Н.А. Агаджаняну.
  2. Назовите стадии долговременной адаптации
  3. Запишите схему механизмов адаптации.

 

Составить таблицу развития адаптации в различных условиях внешней среды по схеме:

Таблица 12.2

Фактор внешней среды Период острой адаптации Период устойчивой адаптации
Проявления Механизмы Проявления Механизмы
1. Низкие температуры        
2. Высокие температуры        
3. Гипоксия        
4. Гипокинезия        
5. Повышенная физическая нагрузка        
6. Информационная перегрузка        

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие из механизмов адаптации являются наиболее древними в эволюционном плане?
  2. В чём отличие срочной адаптации от долговременной?
  3. В чём заключается адаптации организма к гипокинезии?
  4. В чём заключается адаптация организма к повышенной физической нагрузке?
  5. Чем отличается адаптация к воздействию психогенных факторов у лиц с различным типом ВНД?